Лирика а. с. пушкина 1830-х гг.

БИЛЕТ № 12

V период – Поздний (1830-1837)

Пушкин собирался жениться. Он устраивал имущественные дела в Болдино. Его заперли на три месяца, и он написал за это осеннее время столько, сколько многие не писали за годы, причем многое из этого стало классикой.

Многие литераторы считали, что Пушкин исписался, ведь он шел от романтизма. Но в это время автор создаёт настоящие шедевры.
1830 – «Элегия». В первой части пессимистические настроения, во второй – «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать», жизнеутверждающие мотивы.
1830 – «Герой». Поводом к созданию этого стихотворение послужило следующее: Николай I приехал в Москву во время эпидемии холеры, и Пушкин оценил этот жест смелости и человеколюбия. В качестве сюжета был взят факт, будто бы Наполеон поступил чумной госпиталь и жал руки больным. Стихотворение представляет собой беседу друга и поэта. Друг спрашивает, что ценит поэт в Наполеоне, военные победы ли или политические заслуги, поэт говорит, что милосердие. И когда друг отвечает, что такого не было, поэт отвечает: «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Это стихотворение относится к философской лирике.

Пушкин пишет историю Петра, она ему никак не даётся, статьи в журналах и газетах. Он продолжает писать жизнеутвеждающе, наполнено высоким жизнеутверждающим пафосом.

1835 – «И вновь я посетил». Это стихотворение написано очень простым языком. Его можно отнести к пейзажным, ведь там описана природа. Но Пушкин говорит о сложных философских понятиях. Он размышляет о переменах жизни со временем. Таким образом, Пушкин создаёт философский пейзаж. Он описывает три сосны, которые растут рядышком: две вместе, одна отдельно. Снизу двух сосен разрослась поросль, а одинокая сосна по-прежнему одна. Пушкин обращается к поколениям, одно поколение сменяется другим – таков вечный закон.

О вечных ценностях он рассуждает и в стихотворении «Отцы пустынь» (1836 год). Одно из немногих религиозных стихотворений. Стихотворение написано в день памяти Марии Магдалины. Текст композиционно делится на две части: авторское переложение молитвы и молитва Ефриема Сирина – праведника, жившего в пустыни. Особо известен своей молитвой, которая читается во время поста. Вначале Пушкин пишет о своём отношении к молитве. Чтобы не поступиться своими помыслами, быть достойным, надо укреплять сердце и дух. Сила, заключенная в молитве – неземная, пришедшая свыше. Затем он излагает сам текст молитвы, переведя его.

«Пора мой друг, пора! Покоя сердце просит»- ещё одно философское стихотворение. «На свете счастья нет, но есть покой и воля» - пишет поэт. Пушкин неоднократно обращается к понятию свободы, которое прошло эволюцию от юношеских представлений о свободе как свободе государства, то в последние годы он говорит о личном достоинстве человека, размышляет о торм, как это важно для человека – обладать личным достоинством. Посвящено жене.

«Из Пиндемонти»- манифест личной свободы. «Недорого ценю я громкие права». Поэт ценит не свободу внешнюю, его не волнует цензура и строгие законы, ему важна возможность иметь собственное мнение и жить в соответствии со своими идеалами. Прежде всего, человек должен уважать себя и не считать себя рабом. Если человек уважает себя, он будет бороться за свои гражданские права, а не наоборот. Поэтому обретение свободы гражданской начинается обретением свободы внутренней.

1836 г. – Памятник, написано за несколько месяцев до смерти. Когда-то Гораций написал стихотворение «Памятник», Державин переложил его на русский в своей оде, Пушкин продолжает этот литературный ряд. Тем более явственны отличия Гораций говорит, что его слава будет жить до тех пор, пока стоит Рим. Державин разделяет себя поэта от себя гражданина. Пушкин говорит, что будет жив, пока люди будут питать страсть к поэзии («покуда будет жив хоть один пиит»). Поэт пишет о том, что он воспел свободу, но не только внешнюю, но и внутреннюю.

Это период зрелой лирики Пушкина. Отмечу, что в ранние годы творчества поэта больше всего волновала проблема социально-политической свободы, и разные аспекты этой проблемы (тирания, крепостное право, долг граждан) он отразил в своих стихотворениях, прибегая к образам, передающим современную автору дей-ть.

По мере взросления и приобретения автором жизненного опыта у него наступает время скепсиса по отношению к социально-политической свободе, т.е. время сомнений, неверия в то, что такая свобода может изменить общество. Такое настроение поэта, несомненно, нашло отражение в его творчестве, ведь теперь на первый план выходит у Пушкина не свобода социально-политическая, а свобода личная.

Так, в стих-ии «Из Пиндемонти» (1836), построенном на приеме антитезы, автор противопоставляет понятиям демократии (т.е. аспектам социально-политической свободы: свободы голоса, свободы печати, про которые он говорит: «Все это, видите ль, слова, слова, слова…») свою систему общегуманистических ценностей, которые вечны, а именно: «божественные природы красоты» и «создания искусств и вдохновения». Автор приходит к выводу о том, что ему важна другая свобода – творческая независимость. О проблеме творческой независимости автор упоминает и в стих-ии «Пора, мой друг, пора…», где свобода и покой – главные жизненные ценности. В уединенном месте («обитель дальняя трудов») автор испытывает наслаждение от возможности творить.

Обратимся к философской лирике поэта. Стихотворение «… Вновь я посетил» относится к этому периоду. Здесь мы соприкасаемся с темой непрерывности жизни. Строчка: «И сам, покорный общему закону..», - говорит о том, что и природа, и человек живут по единым законам. Лир.герой доверяет жизни, принимает ее со всеми ее законами, поэтому интонация повествования спокойная. Тема вечности также отражена в этом стих-ии, мы видим слияние прошлого, настоящего и будущего. В настоящем лир.герой думает о прошлом, его посещают воспоминания о прошлом, об «уголке земли», где он провел изгнанником 2 года. Прошлое оживает, присутствует сейчас: «… но здесь опять минувшее меня объемлет живо..». Так.образом, прошлое и наст сливаются в 1 миг. Будущее выражается в обращении к молодому поколению: «Здравствуй, племя младое, незнакомое! Я не увижу твой могучий поздний возраст…». Там, «где некогда было пусто, голо, теперь младая роща разрослась» – все говорит о том, что старое обязательно сменяется новым. Но от человека зависит его бессмертие. И здесь мы соприкасаемся с темой памяти. Творчество, работа души не исчезает, прошлое остается жить в новых поколениях. Об этом и говорит лир.герой в конце стих-я: «Пройдет он (внук) мимо вас во мраке ночи и обо мне вспомянет». К фил лирике этого периода можно также отнести другое стих-е поэта – «не дай мне бог сойти с ума…», которое затрагивает отнюдь не светлые (как было в прошлом стих-ии) стороны нашей жизни. Речь о том, что в мире так много страшного, и человек бывает беспомощен перед ее испытаниями, угрозами.

Украсило пейзажную лирику поэта стих-е «Осень». Как все мы знаем, П. обожал писать об осени, это было его люб.временем года. В стих-ии поэт говорит, что не любит весны («весной я болен»), «суровою зимой он более доволен», «ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи». Несмотря на то что осень – это пора усыпления природы, у П. свое парадоксальное восприятие природы. Он сравнивает осень с «чахоточной девой» (оксюморон) и говорит, что она ему нравится. Называет осень «очей очарованьем». Хотя осень – это время увядания, но П. «с каждой осень расцветает вновь» (психол.параллелизм). Больше всего П. любит осень, потому что он чувствует эмоцион., творческий подъем именно в это время года: «И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут, и пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и стихи свободно потекут».

Завершаю все легендарным стих-ем «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (это своеобразный итог творчетва поэта, который он подводит себе сам), в котором мы соприкасаемся с темой памяти (которая возникает в фил лирике). Кроме того, Пушкин там пишет:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Из сказанного следует, что Пушкин ставит себе в заслугу то, что в век дисгармоничных, зачастую деспотичных общественных отношений он воспел идеал свободы, «вольности святой», призывал проявлять милосердие к падшим, к тем, кто угнетен, кто в неволе (к рабам, декабристам), и исповедовал гуманизм и человеколюбие.

Лотман:

В Болдинскую осень пушкинский талант достиг полного расцвета.

Написаны Повести Белкина, Маленькие трагедии. «Повести Белкина» были первыми законченными произведениями Пушкина-прозаика. Вводя условный образ повествователя Ивана Петровича Белкина и целую систему перекрестных рассказчиков, Пушкин проложил дорогу Гоголю и последующему развитию русской прозы.

Создается впечатление, что Александр 1, сослав Пушкина на юг, оказал неоценимую услугу развитию его романтической поэзии, а Воронцов и холера способствовали погружению Пушкина в атмосферу народности (Михайловское) и историзма (Болдино).

В трудные для Пушкина 1833-1836гг творчество его достигает предельной интенсивности. Он создает поэмы «Медный всадник», «Дубровский», «Пиковая дама», «Капитанская дочка». Самые значительные лирические стихотворения «Пора мой друг, пора!», «Из Пиндемонти», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный».
Исключительно интенсивной была работа Пушкина как историка: он написал «Историю Пугачева», работал над историей Петра 1.

Набросал план комедии о человеке, которого приняли в провинции за важного чиновника, и уступил его Гоголю. Гоголь написал «Ревизора». Потом он уступил Гоголю замысел «Мертвых душ».

В творчестве Пушкина 1830-х гг переплеплетаются две основные темы: тема Петра 1 и тема крестьянского бунта.

Тема крестьянского восстания давно уже занимала Пушкина, и в конце лета 1833 г он добился разрешения на 4хмесячную поездку по местам пугачевского восстания – Оренбургской и Казанской губерниям.

«История Пугачева» было не первым научным исследованием «русского бунта» - волнения крестьян и военных поселенцев в 1830г снова обострили вопрос о крепостном праве.

В 1836 году начал издавать «Современник» - ближайшее участие в издании принял Гоголь.

«Пушкин умирал не побежденным, а победителем».

1831 год – женитьба на Наталье Николаевне. В конце 1833 г. царь пожаловал Пушкину придворное звание камер-юнкера, которое “первый поэт” России счел для себя оскорбительным. В этот период Пушкин связан оковами царской службы, путами общественного мнения, долгами и материальными заботами.

Неблагоприятной для Пушкина была и литературная атмосфера 1830-х гг. Его лирика все чаще и чаще стала вызывать общественное недовольство.

Так, патриотическое стихотворение-ода "Клеветникам России" (1831), посвященное призывам французских парламентариев выступить на стороне Польше в очередном конфликте с Россией (1830-1831), стало причиной обвинения Пушкина в политическом ренегатстве (изменил своим идеям, "подлизался к царю"). Резко раскритиковали оды Вяземский, братья Тургеневы и другие.

Стихотворение было опубликовано в брошюре "На взятие Варшавы", в которую, кроме того, вошла "Бородинская годовщина", также ставшая объектом критики. Обращаясь к историческим событиям, Пушкин анализирует положение России в мире и то место, которое занимает ее народ.

Падение популярности Пушкина было не в последнюю очередь связано с тем, что его эксперименты и поиски окончательно двинулись по стезе реализма. Они прямо противоречили господствовавшим тогда литературным вкусам и представлениям. Кроме того, в 1831-1836 муза Пушкина "умнеет", и он обращается к философской и исторической концепции творчества, через призму которой он рассматривается все основные мотивы своей поэзии: любовь, дружба, история, поэт и поэзия, свобода, жизнь и смерть.

Представления о связях человека с круговоротом природной жизни и свое понимание психологии творчества Пушкин выразил в лирическом шедевре “Осень” (1833). В стихотворении поэт описывает своеобразный "парад" времен и года, который заканчивается воспеванием осени и анализом процесса создания произведений.

"И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны".

Философская лирика 1834—1836 гг. — стихотворения “Пора, мой друг, пора!..”, “...Вновь я посетил...”, “Когда за городом, задумчив, я брожу...”, “Отцы пустынники и жены непорочны...”, “Из Пиндемонти”, “Была пора: наш праздник молодой...”, "Он между нами жил", "Полководец", посвященное герою войны 1812 года Барклаю-де-Толли, - и роман “Капитанская дочка” (1836) раскрывают две важнейшие грани пушкинского творчества последнего периода. Опираясь на личный опыт и мудрость, Пушкин устремился к вечному, общечеловеческому — к поэтическому познанию мира и человека.

События своей жизни, судьбы как самого себя и своих современников, так и предков, Пушкин оценивает в историческом контексте.

История в контексте пушкинских раздумий о человеке и природе, жизни и смерти, доме и кладбище предстает как стихийная сила, неподвластная воле и желаниям людей. Водоворот истории увлекает человека, препятствует осуществлению его заветных желаний, заставляя бороться за счастье, за право быть самим собой.

Итогом долгой и трудной “дороги свободной” сквозь “жестокий век”, по которой прошел сам поэт, стало бессмертие. С особой гордостью Пушкин выразил эти мысли в своем поэтическом завещании — стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836).

Наши рекомендации