Урок 80. Творчество Э. Успенского
Цели: активизация интереса к творчеству Э. Успенского; развитие умения видеть отличительные черты творчества писателя; совершенствование навыков чтения, умения анализировать произведение; снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Урок начинаем с проверки выполненных заданий в литературной тетради
3. Затем учитель проводит беседуоб Э. Успенском.
• Знают ли учащиеся этого писателя?
• Какие книги его читали?
• Каких героев, созданных им, помнят?
• Чем интересны эти герои?
• В каких мультфильмах действуют?
Знакомство с писателем.
Материал для учителя
Эдуард Николаевич Успенский родился в 1937 г. Любимый жанр — весёлая повесть-сказка. Его перу принадлежат: «Вниз по волшебной реке» (1972), «Дядя Федор, пёс и кот» (1973), «Гарантийные человечки» (1975), «Школа клоунов» (1983), «Колобок идёт по следу» (1987), «25 профессий Маши Филиппенко» (1988), «Меховый интернат: Поучительная повесть о девочке-учительнице и её пушистых друзьях» (1989), продолжение повести «Дядя Фёдор, пёс и кот» — «Тётя дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино» (1994) и другие произведения.
Работает Э. Успенский и в других жанрах: его повести могут быть не только сказками, но и детективами, авантюрно-приключенческими историями, «лекциями». Он пишет весёлые учебники, сочиняет комиксы, рассказы, стихи, создаёт пьесы, инсценировки и сценарии радиопостановок, кинофильмов и мультфильмов. Кроме того, он собирает детские страшилки и городской песенный фольклор.
Первая профессия писателя — авиационный инженер — сказывается в его творчестве: он «изобретает» героев, сюжеты, сами формы произведений, при этом легко трансформируя свои «конструкции» («Крокодил Гена и его друзья» — «Бизнес Крокодила Гены» — «Отпуск Крокодила Гены»).
Секрет успеха лучших произведений Э. Успенского таится прежде всего в героях. Недаром свой десятитомник он назвал: «Общее собрание героев...». Положительные герои сказочны прежде всего потому, что они сказочно добры и невероятно воспитаны. Фантастическая дружелюбность, фантастическое чувство ответственности за свою работу, фантастическая вежливость плюс немного в общем-то «обычных» чудес — и герой Успенского готов. Остаётся дать ему простое, легко запоминающееся имя, подчеркнуть какую-нибудь особенность — и вот он живой и «обречённый на успех». Заметим, что подобные приёмы лежат и в основе образов народных сказок.
Герои существуют не в замкнутом круге традиционного сюжета, а живут своими — и нашими — повседневными заботами. Поэтому они так легко переходят из книжки в нашу жизнь. Компания героев сама выбирает для себя род занятий, и сюжет получается хотя и странный, но очень удобный именно для них.
Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, — «Крокодил Гена и его друзья». Она полюбилась взрослым не меньше, чем детям. Автор рассказывал: «У Чебурашки не было прототипа. История его появления состоит как бы из двух этапов. Однажды мне предложили написать сценарий к документальному фильму про Одесский порт. Я смотрел отснятые материалы, и вдруг моё внимание привлек следующий эпизод: на экране показывали склад, куда привезли тропические фрукты, и на одной из банановых связок испуганно притаился маленький хамелеончик. Сцена эта запомнилась... Образ... сложился, когда я увидел на улице маленькую девочку в шубе, купленной ей явно на вырост. Бедняга... двигалась неуклюже и всё время шлёпалась на землю. «Ну вот, опять чебурахнулась»,— сказал кто-то из стоящих рядом со мной. После этого нужно было только прибавить немного фантазии».
Стихи Успенского, собранные в книгах «Если бы я был девчонкой» С1983) и «Разноцветная семейка» (1991), по большей части игровые. В них находит продолжение весёлое озорство писателя, но в несколько смягчённом виде: насмешка не переходит в язвительность, шутка остаётся в рамках хорошего тона.
Пьесы и сценарии, хотя и созданы на основе прозаических произведений, представляют собой самостоятельные художественные явления. Театр Э. Успенского главным образом кукольный, что соответствует особенностям его творческого мышления.
Физкультминутка
4. Затем переходим к чтению статьи «Эдуард Николаевич Успенский».После чтения учителем, учащиеся просматривают статью «про себя». Переходим к обсуждению, учащиеся отвечают на вопросы учебника. Особое внимание уделяем стихотворению «Сумерки», которое есть в статье. Перечитываем его вслух, анализируем:
• Чем интересно это стихотворение?
• Что делает «сумерка» живым существом?
• Как этого добивается Э. Успенский?
• На кого похож этот удивительный «сумерек»?
• Почему он весь день просидел в бидоне?
• Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
5. Домашнее задание: прочитать статью об Э. Успенском, стихотворение «Сумерки» выучить наизусть.
6. Подведение итогов.
7. Рефлексия
Урок 81. Современная повесть-сказка. Э. Успенский «Меховой интернат»
Цели: развитие читательского интереса; совершенствование умения анализа и обобщения; использование ролевого чтения для более глубокого понимания мыслей, чувств и поступков героев; развитие творческих способностей, фантазии, речи учащихся; снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Урок начинаем с проверки домашнего задания.Учащиеся рассказывают о писателе Э. Успенском, читают наизусть стихотворение «Сумерек».
3. Продолжает урок чтение учителем главы из повести Э. Успенского «Меховой интернат».
4. После чтения работа с первой частьюэтого произведения: от начала произведения до слов «Пройдёмте в директорскую...»:
• Когда происходили события, описанные в произведении?
• Почему семья Люси Брюкиной не могла уехать?
• Чем занимались родители Люси?
• Как это их характеризует?
• С кем встретилась Люси?
• Удивила ли её эта встреча?
• А вас?
• Каким представился барсук Люсе? Найдите в тексте и прочитайте.
• Прочитайте по ролям диалог Люси и «дворникового директора».
• Чем он интересен вам? Что удивило?
• Что в этом эпизоде реальное, а что сказочное, фантастическое?
• Прочитайте объявление. Какие вопросы возникли у вас?
• Какие слова показались смешными?
• Как, на ваш взгляд, будут развиваться события дальше?
Физкультминутка
5. Затем учащиеся выполняют задания в литературной тетради.
6.
Домашнее задание: прочитать самостоятельно главы из книги Э. Успенского «Меховой интернат».
7. Подведение итогов.
8. Рефлексия
Урок 82. Э. Успенский «Меховой интернат»
Цели: развитие читательского интереса; совершенствование умения анализа и обобщения; развитие творческих способностей, фантазии, речи учащихся; снижение уровня тревожности на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
Урок начинается с сообщений по книге «Меховой интернат».
3. Далее идёт работа со второй частью:чтение вслух, анализ текста:
• Что увидела Люся на фотографии?
• Удивили ли её будущие ученики?
• Что волновало Люсю более всего?
• Почему такие слова, как «хендрики», «Хвалюндия», не удивили Люсю и не вызвали у неё вопросов?
• Чего она не хотела показать «директору»?
• На что Люся собиралась потратить свои «хендрики»?
• Как это характеризует девочку?
• Как можно воспринимать фамилию Люси и директора? Что в них звучит: юмор, ирония, весёлое хулиганство или ещё что-то?
• Почему на первый урок Люся решила надеть строгое коричневое платье? Что она хотела показать своим нарядом?
• О чём говорят размышления Люси о своём внешнем виде? Какими они вам показались?
• Как вы думаете, что будет дальше? Пофантазируйте, поразмышляйте.
• Нарисуйте словесный портрет Люси. Дайте ей характеристику.
4. Домашнее задание: продолжить фантазии на тему «Первая встреча с учениками», «Будущее Люси» и т.д. и соотнести свои фантазии с писательскими; продолжить знакомство с книгой «Меховой интернат».
5. Подведение итогов.
6. Рефлексия