Урок 18. Творчество Д. Мамина-Сибиряка.

«Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Цели:знакомство с творчеством Д. Мамина-Сибиряка; определение значения присказки в сказках; развитие уме­ния соотносить название произведения и его содержанием; развитие речи, творческого воображения; воспитание сме­лости, храбрости.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Первый урок начинается с проверки творческого за­дания по сказке А. Пушкина.Четвероклассники заслуши­вают различные варианты окончания «Сказки о попе и ра­ботнике его Балде» и доказательно (под руководством учи­теля) определяют самые интересные из них. Кроме того, они зачитывают крылатые слова и выражения, предложенные в учебнике после сказки, которые можно использовать в раз­ных эпизодах текста.

3. Следующий этап урока — знакомство с творчеством Д. Н. Мамина-Сибиряка.Учитель кратко рассказывает био­графию писателя, знакомит с его творчеством:

«Мамин-Сибиряк — это псевдоним писателя. Настоящая его фамилия — Мамин, а вторую часть — Сибиряк — Дмит­рий Наркисович добавил, потому что родился в Сибири. Этому краю писатель посвятил многие свои произведения. Семья его жила довольно скромно, но в доме было много книг, которые маленький Дмитрий рано стал читать. Отец его сам любил чтение книг и не жалел денег на покупку новых книг. Он привил и своим детям интерес к литературе и лю­бовь к чтению.

Юношей Дмитрий поступил на ветеринарный факультет Петербургского университета. Этот выбор молодого чело­века был не случайным. Ветеринар — это врач, лечащий животных. Дмитрий любил тайгу, любил всё живое в ней: птиц, зверей, сибирские великаны — деревья. И потому, ког­да он стал писателем, во многих своих произведениях пре­красно описал природу Сибири, Урала.

Для детей он стал писать, когда у него появились свои дети, которые обожали слушать рассказы отца. Многие про­изведения Мамина-Сибиряка связаны с животным миром. С заботой и нежностью к зверям и птицам написал он рас­сказ «Приёмыш» — о маленьком лебеде, который, потерял своих родителей. Старик Тарас приютил птицу, вырастил её и отпустил на волю. Природе и животным посвящены рас­сказы «Емеля охотник», «Зимовье на Студёной», сказка «Се­рая шейка», которую мы с вами будем читать.

Любимая доченька Алёнушка просила, чтобы отец каж­дый вечер, перед сном, рассказывал ей свои сказки. Дмит­рий Наркисович не отказывал дочери в такой радости, а ког­да сказок набралось много, он издал сборник, который на­звал «Алёнушкины сказки». Многие сказки посвящены малень­ким и забавным живым существам — муравьишке, мышке, козявочке, воробью, коту, зайцу. Сказка Мамина-Сибиряка, которую мы будем сегодня читать, так и называется «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост». В сказке есть присказка. Вот послушайте её».

4. Учитель читает присказку и спрашивает:«Вдумайтесь в слово присказка. Как вы думаете, для чего писатель в начале сказки даёт присказку?» Четвероклассники понимают, что она настраивает на внимательное слушание сказки. Более того, из данной присказки можно понять, какой папа у Алё­нушки. Учащиеся отмечают, что он добрый и ласковый, не­жно любит свою дочурку, называет её «красавицей». Отец ласково называет и своих сказочных героев: мышка-норуш­ка, пёстрый Скворец, медведь Мишка.

Физкультминутка

5. «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые гла­за, короткий хвост» не сложная в лексическом отношении и легко читается. Поэтому первоначальное чтение текста мо­жет в данном случае звучать в исполнении двух-трёх выра­зительно читающих учащихся.

6. В работе по тексту могут быть использованы следующие приёмы:

• пересказ эпизодов: «Почему заяц решил стать храб­рым? Расскажите, как волк решил проучить зайца»;

• выборочное чтение: «Как отнеслись другие зайцы к желанию храбреца? Прочитайте. Найдите в тексте описа­ние волка»;

• анализ действий героя: «Когда заяц вам понравился, а когда нет? Почему?»;

• словесное рисование: «Какие картинки можно нарисо­вать в сказке?»

7. По сказке следует провести и лексическую работу:1) найти крылатые слова и выражения (душа в пятки ушла, задал стрекоча, своим ушам не верит); 2) определить повто­ры (вот-вот схватит; ходил он, ходил; ходили-ходили; собра­лись, сбежались); 3) найти слова с уменьшительно-ласка­тельным значением (зайчик, мордочка, старушки-зайчихи, ямка, кустик). Следует отметить и то, что автор посмеивает­ся, подшучивает над своим героем. Четвероклассники нахо­дят это и в названии, и в тексте сказки.

8. Домашнее задание: прочитать сказку, по желанию сде­лать в литературной тетради рисунок к ней и подписать его словами из текста.

9. Подведение итогов.

10. Рефлексия.

Урок 19. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Цели:

♦ формирование умения длительного вниматель­ного слушания;

♦ выявление первичного эмоционального вос­приятия;

♦ закрепление умения читать «про себя;

♦ наблюдение за образной авторской речью;

♦ воспитание чуткого отношения к живой природе.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Краткая вступительная беседа

4. Значительная часть этого урока будет посвящена чте­нию сказки. Она займёт примерно половину урока. Мы пред­лагаем обязательное чтение всего текста,чтобы не раз­рушить общего эмоционального впечатления от произве­дения.

5. Обычно сказка вызывает у слушателей яркие эмоции и чувства.Дети, затаив дыхание, ожидают развязки исто­рии, волнуются за её главную героиню.

И на вопрос «Когда и за кого вы переживали, волновались?» в основном приводят примеры из текста о кульминационных моментах в судьбе Серой Шейки («Когда Серая Шейка осталась одна», «Когда стала замерзать полынья», «Каждый раз, когда к полынье подходила Лиса, было особенно страшно за бедную уточку»).

Учитель, подталкивая детей к дальнейшему размышлению, спрашивает: «А волновались ли вы, когда в лесу появился охотник? Почему?».

Физкультминутка

Четвероклассники определяют ещё один острый момент в тексте: когда охотник целился в лису и вы­стрелил. Вот здесь на смену волнению приходит радость: лиса убегает, а в полынье остаётся уточка. И вновь эмоции меняются: что же будет с уточкой? как охотник отнесётся к ней? Волнение, переживание за судьбу Серой Шейки закан­чиваются счастливым аккордом — она спасена!

Важно, что­бы дети ещё раз пережили этот каскад эмоций, который поможет им углубиться в суть определяющих идейное зна­чение моментов произведения.

6. Чтобы улеглись эмоции, в оставшееся время урока мож­но предложить учащимся перечитать первую часть сказки «про себя» и поразмышлять над тем, какими они представ­ляют её героев.

7. Домашнее задание: прочитать I и II части сказки; выделить в тексте описание природы и сделать устные рисунки к ним.

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия.

Урок 20. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Цели:

закрепление умения пересказывать произведе­ние, составлять характеристику героев;

закрепление умения выборочного чтения;

развитие внимания к образности худо­жественного языка;

воспитание заботливого отношения о братьях наших меньших.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Урок начинаю с беседыпо воспроизведению собы­тий, описанных в I и II частях сказки:

• Расскажите, как птицы готовились к отлёту в тёплые края.

• Что случилось в семье Селезня и Утки?

• Почему ссорились мать и отец Серой Шейки?

• Какие чувства обуревали Серую Шейку, когда семья готовилась к отлёту?

• Как мать успокаивала свою дочь-калеку?
4. Следующая часть урока — составление характеристики героев путём выборочного чтения и обобщения прочитанного.

• Каким вам представился Селезень? Подтвердите тек­стом. (Рассудительный, спокойный, выдержанный.)

• А как его характеризовала старая Утка? Найдите в тек­сте. (Ленивый, не любит дочь-калеку.) Согласны ли вы с та­кой характеристикой?

• Какие черты характера присущи Утке-матери? (Хло­потливая, беспокойная, немного сварливая, но очень сме­лая, нежная и сильно любящая мать.)

• Докажите текстом, что утка была любящая и нежная мать. Найдите в тексте, как она горевала, предвидя скорую разлуку со своей дочерью-калекой. («Она старалась казать­ся весёлой и плакала потихоньку от всех», перед отлётом: «Старая Утка не спала всю ночь...», «У старой Утки изболе­лось всё сердце, глядя на бедную Серую Шейку».)

• Найдите в тексте описание состояния и настроение Серой Шейки в начале II части, в середине и в конце. Про­анализируйте, как они меняются. (В начале: «Она не знала,
что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы дру­гих в дорогу с любопытством новичка»; в середине: «У неё ещё в первый раз сжалось сердце от какого-то тайного пред­чувствия...» и в конце: «Неужели я совсем одна? — думала
Серая Шейка, заливаясь слезами...»)

Физкультминутка

5. В третьей части урока — работа на пейзажными зари­совками.Поскольку в домашнем задании учащиеся заост­ряли своё внимание на пейзажных зарисовках в тексте, то беседа далее строится следующим образом:

• Какие картины природы даны в I части сказки? Зачитайте.

• Как время изменило состояние природы во II части?
Найдите в тексте.

• Что вы изобразите на пейзажном рисунке?

• Какими нарисуете берёзы и осины?

• Как изобразите ветер? Небо?

• Какие краски вам для этого понадобятся?

6. На четвёртом этапе урока можно поработать над художественными особенностями языка сказки.В ней есть крылатые слова и устойчивые выражения: живут душа в душу, хоть трава не расти, замять разговор. Учитель приводит эти примеры из текста и спрашивает у четверо­классников, как называются такие выражения.

Кроме того, можно поработать и над подбором синони­мов к ряду выражений, например: жалобно, курлыкали, про­вожала глазами, сжалось сердце, не ведать отчаяния и др.

7. Домашнее задание: прочитать III и IV части сказки; под­готовить художественный пересказ текста.

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия.

Урок 21. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Цели:развитие умения художественного пересказа; закреп­ление умения выборочного чтения; развитие внимания к образ­ности художественного языка; закрепление умения составления характеристики героев; развитие образного мышления, твор­ческих способностей; воспитание любви ко всему живому.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Первая часть урока посвящена художественному пе­ресказу текста,т.е. использованию в пересказе сказочных слов и выражений. Чтобы вовлечь в пересказ как можно боль­ше учащихся, его следует организовать «цепочкой». Учитель следит за пересказом, при необходимости корректирует, до­полняет, уточняет ответы детей.

4. После пересказа — углубленная работа по III и IV частям сказки. По III части текста важно:

• выявить, как произошла встреча Серой Шейки с Зай­цем, и одновременно установить, что сближает героев. Не­обходимо найти в тексте слово беззащитность и добавить
ещё слова для характеристики Зайца: предусмотрительный, заботливый (предупреждает уточку об опасности), догадли­вый (говорит, что при опасности она может нырнуть в воду), трусливый («постоянно дрожу от страха»), сочувствующий («какая несчастная эта Серая Шейка»);

• проследить через выборочное чтение, как менялись картины природы;

• определить, как вела себя лиса при каждой встрече с
Серой Шейкой (выразительным чтением подчеркнуть хит­рость героини).

Физкультминутка

5. В работе с IV частьюсказки следует:

• определить самый кульминационный (острый) момент в тексте («наконец грянул выстрел»);

• составить характеристику охотника — добрый (зайцев распугал и называет их «лукавыми»), доброжелательный, ласковый, заботливый («...добыл Серую Шейку из полыньи и положил её за пазуху»);

• определить отношение автора к старичку (писателю нравится его герой — добродушный человек, недаром он называет его не старик, а старичок, охотник обращается к уточке словами с уменьшительно-ласкательным значени­ем — «яичек нанесёшь да утяток выведешь», а слово «глу­пая» он произносит в значении «бедная»).

6. Следующую часть урока можно посвятить творческой рабо­те: предложить учащимся придумать продолжение сказки и при этом не забыть о сказочной концовке. Кроме того, можно вспом­нить содержание русской народной сказки «Лиса и охотник», в которой хитрая лиса, притворившись мёртвой, попадает на воз к старичку, таскает у него из мешка рыбку, а затем исчезает. Учащимся предлагается сравнить героинь из этих сказок.

7. Домашнее задание: просмотреть каждую часть сказки и озаглавить их, заглавия записать в тетрадь по литератур­ному чтению; вспомнить сказки X. К. Андерсена.

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия.

Урок 22. Внеклассное чтение «Знаменитые русские и белорусские сказочники»

Урок 23. Творчество X. К. Андерсена. Сказка «Ромашка»

Цели:

♦ знакомство с биографией писателя;

♦ выявление эмоционального отношения к прочитанному;

♦ развитие памяти, воображения, мыш­ления.

♦ воспитание душевной чуткости;

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Проверка первой части домашнего задания (заг­лавия к частям сказки «Серая Шейка»)

3. Беседа о творчестве X. К. Андерсена:

«Ханс Кристиан Андерсен родился в маленьком датском городке Оденсе. Отец его был сапожником, мать — прачкой (стирала бельё для богатых людей). Мальчик рос в беднос­ти, но очень любил свой маленький огород — ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько цветущих вазонов на окнах. А ещё он любил фантазировать, выдумывать неверо­ятные истории. Первым слушателем его сказочных историй был кот Карл. Он не позволял себе сомневаться в существо­вании колдуний, хитрецов, трубочистов, говорящих расте­ний и животных.

В Оденсе был театр. Там мальчик впервые увидел ска­зочную пьесу. Она произвела на него такое впечатление, что Андерсен на всю жизнь полюбил театр.

Но на посещение спектаклей у мальчика не было денег. И тогда он решил сочинять пьесы сам. Мальчик подружился с расклейщиком театральных афиш и стал помогать ему. За это он получал по одной афише каждого спектакля.

Андерсен приносил афишу домой и, прочитав название пьесы и имена действующих лиц, тут же выдумывал свою историю с тем же названием, что было на афише. Мальчик был в своём театре и актёром, и музыкантом, и художником, и певцом.

Родители хотели, чтобы их сын стал хорошим портным, и в 12 лет ему пришлось уже работать. А учился он по вечерам в школе для бедных. Чтению же мальчик отдавал всё свобод­ное время.

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Тог­да юноша решается уехать в столицу Дании — Копенгаген. Кем только ни пришлось ему работать: и башмачником, и певцом, и танцором, и актёром.

Но всё же писательский дар победил. Он начал актив­но писать свои сказочные истории. В них он оживлял обыч­ные предметы, растения, животные. Писатель вводил их в сказочную обстановку, наделяя человеческими чертами ха­рактера.

X. К. Андерсен написал 156 сказок. Он стал добрым со­ветчиком детей, а значит, и всех людей, потому что все взрос­лые были когда-то детьми.

Сказки X. К. Андерсена очень мудрые, как жизнь. Сам автор говорил, что сказки вырастают из действительности.

И неслучайно несколько сборников своих произведений он так и назвал — «Сказки и истории».

4. А теперь давайте вспомним:

• С какими сказками и сказочными историями этого за­мечательного сказочника вы уже знакомы?

• Какие герои населяют эти сказки?

• Чем они вам нравятся или не нравятся?

• Чем вам интересны сказки Андерсена?»

Безусловно, многие четвероклассники уже знакомы с та­кими известными сказками X. К. Андерсена, как «Снежная ко­ролева», «Огниво», «Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Свино­пас» либо через самостоятельное чтение, либо через про­смотр мультфильмов или детских фильмов с экранизацией его произведений. Детям нравится необыкновенная, увлека­тельная фабула его сказок, в которых простодушная наивность героев переплетается с глубокой жизненной мудростью, ре­альная действительность — с вдохновенным поэтическим вымыслом, благодушный юмор — с тончайшей иронией и сарказмом. Удивительное соединение забавного и чудесного действительно являются своеобразным почерком писателя. Его сказки имеют ещё одну особенность: они не забываются и одинаково интересны для читателей разных возрастов.

Физкультминутка

5. После беседы учитель читает сказкуX. К. Андерсена «Ромашка». По окончании чтения необходимо выдержать паузу, так как эмоции детей напряжены, они опечалены грустной концовкой сказки. Здесь корректен только один вопрос:

• Какое настроение вызвала у вас сказка? Почему?
6. Домашнее задание: прочитать сказку и подготовиться к подробному пересказу I части (до абзаца «И ромашка попа­ла в клетку к жаворонку»)

7. Подведение итогов.

8. Рефлексия.

Урок 24. X. К. Андерсен «Ромашка»

Цели:

♦активизаций эмоций, чувств, памяти учащихся;

♦развитие умения подробного пересказа;

♦закрепление уме­ния выборочного чтения;

♦развитие умения устного рисова­ния;

♦воспитание бережного отношения к природе.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Урок начинается с выборочного чтения и анализа пер­вой части текста.Учитель задаёт вопросы:

• Где происходят сказочные события? Прочитайте.

• Как автор описывает ромашку? Найдите в тексте.

• Почему она была весела и счастлива? Как об этом пи­шет автор?

• Какие цветы росли в садике? Найдите их описание.

• Чем они отличались от ромашки?

• Почему жаворонок прилетел к ромашке?

• Прочитайте, как он отнёсся к этому цветку.

• Что случилось утром?

• Как ромашка отнеслась к пленнику? Найдите в тексте.

• Прочитайте, как ромашка тоже попала в плен.

Такая работа по воспроизведению событий сказки помо­жет учащимся более подробно запомнить целый ряд эпизо­дов и описаний, что станет хорошей основой для подробного пересказа.

Физкультминутка

3. После пересказа, который следует организовать «це­почкой»,можно предложить четвероклассникам устно на­рисовать сказочные эпизоды:

1.Рождение ромашки.

2. Ромашка и песня жаворонка.

3.Цветы в садике.

4.Встреча ромашки с жаворонком.

5.Девушка в садике.

6.Жаворонок в западне.

7.Ромашке грозит неволя.

4. Домашнее задание: прочитать вторую часть сказки и подготовиться к подробному пересказу.

5. Подведение итогов.

6. Рефлексия.

Урок 25. X. К. Андерсен «Ромашка»

Цели:

♦ закрепление умения выборочного чтения;

♦ развитие умения подробно пересказывать, творчески интерпретировать текст, умения составлять характе­ристики героев;

♦ определение художественного свое­образия сказки;

♦ воспитание бережного отношения к природе.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся выборочно перечитывают вторую часть сказки, анали­зируют её и готовятся к подробному пересказу.

3. Четвероклассники отвечают на следующие вопро­сыи выполняют задания:

• Как вёл себя жаворонок в неволе? Прочитайте, на что он жаловался.

• Как вела себя ромашка в неволе? Прочитайте, о чём она думала.

• Найдите в тексте описание гибели жаворонка.

• Как относится автор к этой трагедии — смерти птички?

• Какие слова и выражения в тексте указывают на то, что писатель сочувствует страданиям бедной птич­ки и переживает о случившемся? (Использование умень­шительно-ласкательных слов: крылышки, головка, сердечко; называет её «бедной птичкой»; выражение «жа­лобно пропищала» — вызывает сочувствие к умираю­щей невольнице.)

• В каком состоянии находилась ромашка в ночь гибели жаворонка? Прочитайте.

• Как повели себя мальчики, увидев мёртвого жаво­ронка? Найдите в тексте.

• Прочитайте последний абзац сказки. Какое на­строение он создаёт?

• Как вы думаете, почему Андерсен вызывает у чи­тателей настроение печали, грусти, переживания?

Последний вопрос заставит учащихся задуматься над смыслом сказки, определить, что автор рассказал нам эту историю, чтобы предупредить людей от необ­думанных поступков, чтобы вызвать у читателей сочув­ствие и бережное отношение ко всему живому.

Физкультминутка

4.Следующий этап урока — определение действу­ющих лиц сказки и составление их характеристик.

Ромашку характеризуем по её внешнему описанию и отношению героини к окружающему миру. Можно ис­пользовать отрывки из текста: «жёлтое, круглое, как солнышко сердечко её было окружено сиянием осле­пительно белых мелких лучей — лепестков»; она была «бедненьким, простеньким цветочком, которого никто не видит и не замечает в густой траве». Она была веселой и счастливой, радовалась солнцу, ветру, жаворон­ку. Встретив жаворонка, ромашка не возгордилась, а была «радостно застенчива». Когда жаворонок попал в беду, «ромашке всей душой хотелось помочь пленни­ку», «её мучала мысль, что она ничем не могла помочь бедной птичке». То есть ромашка была чуткой к чужой беде. Она хотела, но не могла утешить птичку, потому что не умела говорить, хотя «как ей хотелось!»

Жаворонок представляется в начале сказки «счаст­ливой порхающей певуньей-птичкой». В западне его песня из счастливой превратилась в грустную: «Тяже­ло-тяжело было у бедной птички на сердце — она была в плену». Жаворонок любил волю, Божий мир и очень тяжело переживал неволю. Изнывая от жажды, жаво­ронок не тронул бедную ромашку, которая была для него теперь зелёным деревом. Он сочувствует горю ро­машки, но умирает «от тоски и муки».

Мальчики (автор не называет их имён, думая, что так могли поступить и некоторые другие мальчики) представлены в сказке в нескольких эпизодах: они по­садили жаворонка в клетку, срезали дёрн с ромашкой, забыли поставить в клетку воду для птицы и полить дёрн; и, наконец, плачущие, «по-царски» похоронили жаворонка, а дёрн с ромашкой выбросили на пыльную дорогу.

Таким образом, характеризуем героев как бес­печных, безответственных, хотя чувствительных и стра­дающих от произошедшей беды.

5. Опре­деление художественных особенностей сказки.Учитель напоминает учащимся, что X. К. Андерсен пи­сал сказки и сказочные истории.

— Может быть, правомерней назвать эту сказку ска­зочной историей?

Четвероклассники должны определить, что в сказ­ке рассказана история, которая могла произойти в дей­ствительности, только .ромашка и жаворонок одушев­лены в сказке и действуют как живые, думающие и раз­говаривающие существа.

6. Активизировать творческие способности учащихся поможет предложение учителя придумать другое окончание сказки — со счастливым концом.Луч­ший вариант придуманного конца сказки учитель от­мечает и анализирует.

7. Домашнее задание: самостоятельно прочитать сказку X. К. Андерсена «Принцесса на горошине» или другую сказку (по выбору).

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия.

Урок 26. X. К. Андерсен «Принцесса на горошине»

Цели:

♦продолжение знакомства с творчеством X. К. Андерсена;

♦ закрепление умения выборочного, вы­разительного чтения;

♦ развитие речи, памяти, творчес­кого мышления;

♦ развитие умения выражать свои чув­ства по отношению к прочитанному;

♦ воспитание инте­реса к книге и чтению.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Первая часть урока направлена на воспроизведе­ние сказки «Принцесса на горошине» и закрепление таких умений четвероклассников, как выборочное и выразительное чтение.

3. Учитель предлагает учащимся следующие вопро­сыи задания:

• Где происходит действие в сказке?

• Почему принц никак не мог жениться?

• Найдите и прочитайте описание бури.

• Как автор описывает появление у ворот замка принцессы? Прочитайте.

• Что предприняла старая королева, чтобы выявить, настоящая ли принцесса попала в замок? Найдите в тексте.

• Как спала принцесса? Прочитайте её ответ «про себя» и подумайте, какие чувства героини необходимо выразить при чтении (возмущение, капризность, сето­вание).

• Что автор говорит о горошине в конце сказки?

• Как вы думаете, почему X. К. Андерсен так закон­чил сказку?

Физкультминутка

4. Вторая часть урока посвящается рассказам уча­щихсяо самых интересных эпизодах из самостоятель­но прочитанных сказок X. К. Андерсена.

5. Домашнее задание: продолжить чтение сказок X. К. Андерсена (по выбору).

6. Подведение итогов.

7. Рефлексия.

Урок 27. X. К. Андерсен «Штопальная игла»

Цели:

♦ развитие умения читать «про себя»;

♦ обуче­ние умению выявлять идейную сущность произведения;

♦ развитие умения составлять план прочитанного, под­робно пересказывать текст по плану;

♦ развитие твор­ческих способностей учащихся.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

3.Чтение учителем сказки X. К. Андерсена «Што­пальная игла».

4.Выявление первичного восприятия.(Понрави­лась сказка? Чем? Что в ней необычного?)

5.Чтение сказки учащимися «про себя».

6.Анализ прочитанного (см. методический аппа­рат к тексту в учебнике).

7.Выявление идейной сущности сказки.

8.Коллективное составление плана сказки.

9.Подробный пересказ сказки по плану.

10. Творческая работа: сочиняем сказку «Добрый и злой карандаш».

Особого внимания требует творческая работа.Учитель предлагает четвероклассникам сочинить сказ­ку, в которой главный действующий герой — какой-ни­будь предмет, например карандаш. Название сказки целесообразно также озвучить, чтобы выбрать направ­ление движения сюжета. Чтобы ввести учащихся в сказ­ку, учитель задаёт вопросы:

• Как вы думаете, что может делать добрый крас­ный карандаш? (Рисовать, писать, штриховать, исправ­лять ошибки и т.д.)

• А что может делать злой чёрный карандаш? (Пач­кать на стенках, на партах; задаваться, что он всё мо­жет; заглядывать в замочные скважины и т.д.)

Физкультминутка

Когда таких ответов о действиях карандашей будет много, можно предложить ребятам следующий план сказки:

1. Встреча двух карандашей — красного и чёрного.

2. Скромность красного и вычурность чёрного ка­рандаша.

3. Дела красного карандаша.

4. Проделки чёрного карандаша.

5. Грифель чёрного карандаша сломался.

6. Чёрный карандаш застрял в замочной скважине.

7. Картина, нарисованная красным карандашом.

11. Коллективный рассказ сказки по плану.

12. Домашнее задание: сочинить свою сказку, в кото­рой главные действующие лица — предметы.

13. Подведение итогов.

14.Рефлексия.

Урок 28. Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»

Цели:

♦ знакомство с творчеством Цакариаса Топелиуса;

♦ выявление эмоционального восприятия текста;

♦ развитие творческого потенциала учащихся;

♦ воспита­ние оптимизма и гуманизма.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Урок начинает­ся с прослушивания сказок, сочинённых четверокласс­никами. В классе выбирается жюри из трёх-четырёх учеников, которые после прослушивания ска­зок под руководством учителя оценивают рассказчи­ков: выявляют, чем интересна сказка, что в ней уда­лось, а что хотелось бы услышать по-другому.

3. Знакомство с творче­ством финского писателя Цакариаса Топелиуса.

«Цакариас Топелиус родился в Финляндии в 1818 году в семье врача. Его отец любил литературу и был собирателем финского фольклора. Особенно ему нра­вились финские народные песни — руны, которые он записывал прямо из уст исполнителей.

Топелиус-младший, т.е. его сын, также с детства увлекался народным творчеством, любил стихи швед­ских и финских поэтов, пробовал сам сочинять стихи. Для детских газет и журналов он писал сказки, пьесы, стихи, которые с удовольствием принимали его чита­тели. Многие из этих произведений писатель затем включил в сборники, которые назывались «Детское чте­ние». Их при жизни Цакариаса Топелиуса вышло во­семь.

На создание детских сказок писателя воодушевил известный датский сказочник X. К. Андерсен. В сказ­ках Андерсена Цакариаса привлекало то, что необыч­ное часто становилось обычным, а обычное переста­вало быть повседневным и превращалось в сказочное. Люди, явления природы, предметы становились вол­шебными, хотя они были близки к реальному миру. Эту особенность сказочной манеры датского сказочника и усвоил Цакариас Топелиус.

В своих сказках он с особой симпатией изобразил жизнь детей, суровую и величественную природу Фин­ляндии. Сказки писателя близки и к устному народно­му творчеству финского народа, они согреты теплом, весельем, добрыми чувствами автора.

Лучшие сказки писателя переведены на русский язык. Среди них волшебная сказка «Кнут-музыкант», в которой использованы мотивы финского фольклора и народные поверья об эльфах, гномах, спящем дереве-великане. Мальчику в сказке помогают добрые силы природы и волшебная дудочка.

Одна из лучших сказок Топелиуса — героическая сказка «Сампо-Лопарёнок». Её герой — храбрый се­милетний мальчик Сампо, который борется с горным королём, забравшим солнце. Выиграть сражение Сам­по помогает золоторогий олень и его добрый учитель.

Есть у Топелиуса и сказки, в которых он оживляет природу. С одной из таких сказок — «Солнечный Луч в ноябре» — мы сегодня с вами познакомимся. Нести

свет, тепло, радость жизни — таково предназначение Луча, а значит и человека».

Физкультминутка

4. Затем учитель читает сказкуЦ. Топелиуса «Сол­нечный луч в ноябре».

5. После чтения выявляется эмоциональное восприятие:

• Что привлекло вас в сказке?

• Что показалось необычным?

• Что особенно понравилось?

6. Если на уроке остаётся время, учащиеся перечи­тывают сказку «цепочкой».

7. Домашнее задание: прочитать текст, найти самые поэтические строчки с описанием природы.

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия.

Урок 29. Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»

Цели:

♦ формирование умения анализировать художе­ственный текст;

♦ развитие умения составлять план тек­ста, делать словесные рисунки;

♦ закрепление умения пе­ресказывать текст по плану;

♦ воспитание стремления де­лать добрые дела и совершать добрые поступки.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сказка Ц. Топелиуса очень поэтичная, образная, поэтому особое внимание при работе с ней уделяем анализу художественных средств и при­ёмов создания образов.

а) В первой части сказки, где описываются изменения в природе в ноябре, автор создаёт целое художествен­ное полотно. Очень важно увидеть каждую составляю­щую этой большой картины поздней осени, чтобы ощу­тить её поэтичность и неповторимость.

Первая картина осени, изображённая автором, — подготовка муравьев к зиме. Описание этой картины перечитывает один из учащихся, а учитель предлагает сделать к ней словесный рисунок и постараться ниче­го не упустить.

Также, путём выборочного чтения и словесных ри­сунков, ребята описывают осеннюю землю, траву и лиственные деревья, сосны, работу ветров, замерза­ющие волны.

б) Следующий этап работы с данным отрывком тек­ста — определить самые поэтичные строчки(это уже и проверка домашнего задания), а затем показать, что особенно привлекло в этих эпизодах: например, иней на земле сравнивается с семью миллионами жем­чужин; стебельки трав и деревья оделись в тёмные, пе­чальные платья (использование приёма одушевления); ветра получают определение — «резвые сыновья воз­духа» и тоже изображены как живые существа (приём персонификации, одушевления). Этот же приём ис­пользован автором и при описании волн, которые «на­певали у берегов свою, грустную песню», «...заснули под твёрдым ледяным покровом».

Кроме того, важно выявить настроение, созданное описанием осени, и найти слова, которые подчёркива­ют печаль, грусть, замирание природы.

в) Следующая часть текста — появление Солнечного Луча и встреча с ним героев.

— Давайте проследим по тексту, с кем встретился Солнечный Луч и как его принимали на земле,— гово­рит учитель.

Физкультминутка

2. Четвероклассники читают описания встреч Сол­нечного Лучас недовольными муравьями, с замерза­ющим кузнечиком, с весёлыми школьниками, с девоч­кой, посадившей отросточек мирты, со старушкой, искавшей ключи. В этой части текста важно подчеркнуть, каким был Солнечный Луч по отношению к тем, с кем он встречался. Ведь недаром автор называет его «доб­рый Солнечный Луч», потому что он творил добрые дела.

3. Особое внимание необходимо уделить последнему абзацу сказки, в котором Цакариас Топелиус ненавяз­чиво, мудро призывает читателей совершать добрые дела: «если тебе удалось хоть немного утешить или развеселить кого-нибудь, ты можешь считать, что сде­лал хорошее дело».

4. Учитель может предложить детям вспомнить хоро­шие дела, которые они совершили за прошедшую не­делю. Этот разговор с четвероклассниками будет пе­дагогически оправдан, ибо литература была, есть и будет вечным учебником жизни.

5. Составление плана текста.Он может быть и более сложным, например:

1. Природа поздней осенью:

а) муравьи,

б) травы, деревья,

в) ветры,

г) море.

2. Встречи с Солнечным Лучом в ноябре:

а) муравьев,

б) кузнечика,

в) школьников,

г) девочки,

д) старушки.

3. Готовность Солнечного Луча к добрым делам.

6. Если на уроке ещё останется время, то можно на­чать подробный пересказ сказки по плану «цепочкой». Другим вариантом окончания урока может стать чте­ние и анализ «Жемчужин народной мысли».

7. Домашнее задание: подготовить по плану подроб­ный пересказ сказки.

8. Подведение итогов.

9.Рефлексия.

Урок 30. С. Лагерлёф. Главы из книги «Чудесное путешествие Нильса

с дикими гусями»

Цели:

♦ знакомство с творческой биографией С. Ла­герлёф;

♦ развитие познавательного интереса учащих­ся;

♦ формирование умения длительного слушания.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Урок начинается пересказом сказки Ц. Топелиуса «Солнечный Луч в ноябре» по составленному плану.

3. Затем учитель знакомит четвероклассников ещё с одной скандинавской писательницей — из Шве­ции — Сельмой Лагерлёф:

«Сельма Лагерлёф — известная писательница из Швеции конца XIX — начала XX века. Она первая жен­щина-академик и лауреат одной из самых престижных в мире премий — Нобелевской — за лучшее произве­дение для детей «Чудесное путешествие Нильса с ди­кими гусями»

Родилась Сельма в одном из живописных уголков Западной Швеции и провела своё детство в большом доме с тенистым садом и замечательной природой вокруг. Девочка подолгу гуляла в аллеях сада, радуясь деревьям, птицам, разглядывая насекомых и мечтая.

Девочка, как и её мать, хотела стать учительницей, чтобы нести детям радость открытий, чтобы научить их не только читать и писать, но и быть добрыми, честными, любознательными и, конечно же, счастливыми. Сельма Оттилия выросла и действительно стала пре­подавать в начальной школе.

Одновременно она увлеклась литературой и писа­ла книги. Ей хотелось познакомить шведских детей с их родной страной, её природой. Однако писательни­ца не знала, с чего же начать свою книгу. И вот однаж­ды, гуляя по саду, где прошло её детство, она увидела поразительную картину: крошечный человечек отчаян­но отбивался от нападавшей на него совы. При виде писательницы сова взлетела на дерево, а человечек по имени Нильс рассказал Сельме Лагерлёф историю своей жизни. Эта история и стала основой для её буду­щей книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Вместе со своим главным героем Нильсом писа­тельница путешествует по родной Швеции и рассказы­вает об истории своей страны, её памятниках, приро­де. Все эти сведения объединил сказочный сюжет. Злой гном превратил драчливого, непослушного и ленивого мальчика Нильса в крошечного человечка. Колдовские чары гнома рассеются только в том случае, если Нильс, отправившись в далёкое путешествие с гусем Марти­ном, сможет преодолеть все испытания и вернуться домой.

Но удивительное в этой книге не только путешествие Нильса, но и чудесное превращение драчуна и забия­ки, не желавшего учиться, не щадящего ни животных, ни птиц, в доброго человека. Научившись понимать язык живой природы, мальчик научился понимать страда­ния, печали, радости всех живых существ. Как это про­изошло, и расскажет нам повесть-сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Мы познакомимся с вами только с первыми глава­ми книги. А продолжение этой сказочной истории вы можете прочитать самостоятельно, взяв книгу писа­тельницы Сельмы Лагерлёф в библиотеке». (Учитель показывает книгу.)

Физкультминутка

5. Ком­бинированное чтение«учитель - ученик». Несколько первых абзацев читает учитель, а затем подключаются хорошо читающие учащиеся.

6. Текст желательно прочи­тать до конца, чтобы можно было выявить первичное его восприятие:

• Чем привлекла вас повесть-сказка?

• Какие эпизоды показались вам особенно инте­ресными?

• Какие чувства появлялись у вас во время чтения?

7. Домашнее задание: прочитать первую главу и опре­делить черты характера героя, исходя из данной главы.

8. Подведение итогов.

9.Рефлексия.

Урок 31. С. Лагерлёф. Главы из книги «Чудесное путешествие Нильса

с дикими гусями»

Цели:

♦ закрепление умения выборочного чтения;

♦ формирование умения оценивать поступки героев, со­ставлять их характеристики; ♦ развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса;

♦ воспитание прилежа­ния, доброты.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Значительная часть урока посвящается работе с первой главой книги.

Первоначально внимание учителя сосредоточива­ется на воспроизведении текста: его пересказе и выборочном чтении. Для этой цели могут быть использо­ваны следующие вопросы:

• Кто такой Нильс?

• Почему в воскресный день он остался один?

• Что наказали Нильсу его родители? Прочитайте.

• Как Нильс готовил уроки? Расскажите.

• Что заставило Нильса проснуться? Прочитайте.

• Кого увидел Нильс на сундуке? Найдите в тексте.

• Что предпринял Нильс по отношению к гному?

• Почему герой получил затрещину?
3. Следующий этап урока — составление характе­ристики героя:

• Найдите в тексте и прочитайте описание характе­ра Нильса. (Отрывок от слов «С виду — мальчик как мальчик...» до предложения «Так прожил он до двенад­цати лет». )

• Какие черты характера присущи герою?

Учащиеся должны определить из этого отрывка та­кие черты характера героя, как драчливость, жесто­кость, бессердечность. Учитель записывает эти слова на доске, а учащиеся — в тетрадь.

• Как характеризует Нильса нежелание делать уроки?
Учащиеся отмечают такую черту характера, как леность. Кроме того, можно предложить им найти отрывки в тексте, которые подтверждают то, на­сколько герой ленив. На слова отца: «Смотри, из дому ни на шаг!» Нильс про себя подумал: «Так я и буду тратить воскресный день на уроки!», и хотя он уселся за стол, но «смотрел не столько в книгу, сколько в окно».

Кроме того, учитель может подтолкнуть мышление детей для определения таких качеств героя, как не­послушание, своенравие, при чтении следующего от­рывка:

«Ушли бы скорее,— думал Нильс, поглядывая на отцовское ружьё, которое висело на стене.— Маль­чишки от зависти лопнут, когда увидят меня с ружьём».

Кроме того, Нильсу хотелось не учить уроки, а «петь, и кричать, и шлепать по лужам, и драться с соседскими мальчишками».

• Какую черту характера Нильса подтверждает его отношение к гному?

( Жестокость) Найдите это в тексте.

Четвероклассники читают отрывки: «И Нильс стал прикидывать, какую бы штуку сыграть с удивительным гостем...» и «Один взмах — и гном забился в сетке, как пойманная стрекоза...».

Физкультминутка

4. Далее учитель переходит к словарной работе над текстом.Он может предложить учащимся поразмыш­лять над значением таких устойчивых выражений из текста, как «сладу с ним не было никакого», «считал ворон», «берись за ум». К данным выражениям четве­роклассники могут подобрать синонимы типа: «никто не мог справиться», «бездельничал», «исправляйся».

5. Прочте­ние учащимися поэтического описания весны, пост­роенного на использовании метафор: «весна уже ус­пела переспорить зиму», «буковый лес расправил свои ветки...» Четвероклассники должны увидеть необыч­ность описания и создать к этому отрывку словесный рисунок.

6. Если на уроке остаётся время, можно продолжить чтение второй главы до абзаца «Бедному Нильсу при­шлось бы совсем плохо...»

7. Домашнее задание: прочитать текст до указан­ного выше абзаца, подготовиться к подробному пере­сказу.

8. Подведение итогов.

9.Рефлексия.

Урок 32. С. Лагерлёф. Главы из книги «Чудесное путешествие Нильса

с дикими гусями»

Цели:

♦развитие умения воспроизводить и анализи­ровать текст;

♦формирование умения оценивать поступ­ки героев;

♦развитие умения выразительного чтения прозаического текста;

♦формирование умения творчес­кого пересказа;

♦воспитание доброжелательности, доб­росердечности.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Первую часть текста второй главы учащиеся воспроизводят подробно по предложенному учителем плану.

• Расскажите, как Нильс ощущал себя маленьким человечком:

1. Нильс и предметы вокруг него.

2. Нильс и зеркало.

3. Решение Нильса измениться.

4. Нильс и воробей.

5. Нильс и домашние птицы.

3. После воспроизведения текста по частям можно предложить учащимся попробовать стать на место ге­роя и пересказать отрывок от имени Нильса,упот­ребляя местоимение первого лица — «я». Эту работу учащиеся могут выполнять «цепочкой».

Физкультминутка

4. Следующий этап работы — ролевое чтение.Учи­тель назначает чтецов: автора, Нильса, воробья, пету­ха, кур, гусей.

Задача ролевого чтения — во-первых, хорошо ознакомиться с текстом, чтобы вовремя всту­пать в чтение, во-вторых, войти в образ и выразительно прочитать свои слова. Поэтому учитель даёт возмож­ность всем учащимся внимательно просмотреть текст, пометить, когда каждый из действующих лиц вступает в чтение, и подумать, каким тоном голоса, с каким вы­ражением прочитать свои слова. Слова воробья, пету­ха, кур и гусей могут попробовать произнести затем и другие учащиеся класса, а учитель определит, у кого из них получилось лучше выразить состояние и чувства героев и почему.

5. Учитель интересуется, какие новые черты характера героя раскрываются в отрывке. Это желание мальчика исправиться, измениться: «Никог­да, никогда больше Нильс никого не обидит! Он станет самым послушным, самым примерным мальчиком». Эти строчки один из учащихся читает вслух.

6. Домашнее задание: прочитать текст до конца, по­думать над тем, как дальше будут разворачиваться со­бытия, ведь книга называется «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

7. Подведение итогов.

8.Рефлексия.

Урок 33. С. Лагерлёф. Главы из книги «Чудесное путешествие Нильса

с дикими гусями»

Цели:

♦ формирование умения составлять характе­ристику героя;

♦ развитие умения выразительного чте­ния прозаического текста;

♦ развитие речи, творческого воображения;

♦ воспитание доброжелательного отноше­ния ко всему живому.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

2. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

3. Вторую часть текста из второй главы можно условно разделить на два эпизода: «Нильс и кот», «Нильс и гуси».

В пересказахпервого эпизода текста дети отме­чают, подтвердилось ли желание героя измениться, Урок 18. Творчество Д. Мамина-Сибиряка. - student2.ru ведь он решил, что «никогда больше никого не обидит».

И действительно, поначалу Нильс «обрадовался коту, как родному», начал вежливо к нему обращаться и го­ворить ласковые слова: «милый котик», «будь добр». Но кот не забыл обиду на Нильса, он помнил жестокие проделки, издевательства мальчишки и попытался ему об этом напомнить.

И тогда к Нильсу вновь возвраща­ются его злость и жестокость, он готов опять дёргать кота за хвост.

В данном случае кот оказывается благо­роднее, добрее мальчика. Он помнит заботливое отно­шение к себе матери Нильса и, проучив героя, покида­ет его «тихонько мурлыкая, как и полагается доброму домашнему коту».

Таким образом, в процессе пересказа характери­стика героя дополняется путём наводящих вопросов учителя.

Кроме того, важно выяснить вместе с учащими­ся, как относится к своему герою писательница. Вид­но, что она не скрывает своего отрицательного отно­шения к жестоким проделкам Нильса. Она описыва­ет их так подробно, чтобы вызвать у читателей не­приязненное отношение к герою, осудить его поступ­ки и постараться никогда не относиться к животным грубо и жестоко.

2. После подробного пересказа второй части текста («Нильс и гуси») следует поработать над развитием речичетвероклассников.

Во второй главе текста есть такие устойчивые словосочетания, как «след про­стыл», «будто ни в чём не бывало». Можно предложить учащимся подобрать к ним синонимы, например, к словосочетанию гнома «след простыл» — «гном пропал», «быстро скрылся», «исчез». Ко второму словосочета­нию — «как ни в чём не бывало» — «как ни в чём не виноват», «будто ничего не случилось».

Физкультминутка

5. Далее четвероклассники работают над выразитель­ным чтением текста,заранее продумав, каким тоном и интонацией прочитать слова кота, Нильса, гусей.

6. Заключает урок творческая работа — дальнейшее прогнозирование текста.Учитель может подсказать в общих чертах движение сюжета произведения, напри­мер; «Нильс вместе с гусями полетит в тёплую Лап­ландию. Дорога туда будет долгая и трудная. У него появятся новые друзья — предводительница гусиной стаи — гусыня Акки, заботливая Белочка, добрый Аист. Не избежит герой и встречи с врагами стаи — хищным и хитрым Лисом, злым Вороном, кровожадным Орлом. Однако, пережив все испытания, Нильс весной вернёт­ся с гусем Мартином домой уже другим мальчишкой». Эта сюжетная линия в творчестве детей может допол­нится интересными подробностями.

7. Домашнее задание: придумать своё продолжение повести-сказки; по желанию — полностью прочитать текст всей книги (это задание можно дать в конце пер­вого урока по теме после прочтения всего текста).

8. Подведение итогов.

9.Рефлексия.

Урок 34. Повторяю и творю. Общение по теме «Великие сказочники мира»

Цели:

♦подведение итогов работы по теме;

♦ развитие творческого воображения, памяти, умения отстаивать свою точку зрения; ♦ воспитание коммуникабельности.

♦ снижение уровня тревожности на уроке.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

3. После прослушивания вариантов продолжения по­вести-сказки, их анализа и оценки учитель переходит к основной части урока — подведению итогов работы по теме «Великие сказочники мира».

Первая рубрика «Вспомните»направлена на вос­произведение основных прочитанных в разделе про­изведений, их героев, на выяснение отношения к ним учащихся. Поэтому учитель может дать детям зада­ние: просмотреть все сказки раздела по учебнику, уточнить их авторов, вспомнить главных героев. И тог­да выполнить первое задание учащимся будет не­сложно.

4. Второе задание, в котором четвероклассники должны сравнить названия пушкинских и народных сказок, направлено на развитие творческого мыш­ления, умения сравнивать и сопоставлять. Учащи­еся должны прийти к выводу, что пушкинские сказ­ки были созданы на основе народных, так как в них есть общие герои и предметы, а действия, порой, развиваются одинаково. Пользуясь богатством сюжетов народных сказок, А. С. Пушкин обрабаты­вал их, вносил изменения, новых героев, а прозаи­ческий сказочный текст поэтизировал. Его сказки, написанные в стихотворной форме, обогащают наш язык новыми словами и выражениями, развивают нашу речь.

Физкультминутка

5. Рубрика «Расскажите»возвратит четверокласс­ников к творчеству X. К. Андерсена, позволит им вспомнить любимые сказки этого автора, их героев, а некоторые из сказок даже коротко пересказать. Кроме того, учащиеся будут вспоминать и других из­вестных русских и зарубежных сказочников и их про­изведения.

6. Закрепление знаний учащихся. Это поможет сделать материал руб­рики «Определите».Четвероклассники не только оп­ределят вид сказок, но и приведут доказательства сво­их ответов.

7. Несложным, но интересным будет задание «Ответь­те»,в котором учащимся необходимо найти ответы на загадки-вопросы.

8. В заключение урока четвероклассники придумывают волшебную сказку,в которой будут действовать предложенные герои и предметы. Чтобы сказка получилась интересной, а материал был логич­но и последовательно изложен, к ней следует коллек­тивно составить план.

9. Домашнее задание: задания, направленные на обобщение знаний и умений по теме.

10. Подведение итогов.

11.Рефлексия.

Наши рекомендации