Основные направления развития экономики

Экономические преобразования в стране Пак Чонхи начал с того, что, используя новые рычаги государственной власти, появившиеся благодаря диктаторской форме правления, ввел систему планиро­вания народного хозяйства. Уже через два месяца после прихода к власти, в июле 1961 г., был опубликован Первый пятилетний план экономического развития на 1962—1966 гг. Одновременно был создан Совет экономического планирования[340] с практически неогра­ниченными полномочиями в сфере экономики и высокой степенью ответственности за принимаемые решения. Трудно сказать, почему Пак Чонхи пришел к идее эффективности плановой экономики. Воз­можно, с одной стороны, сыграл роль положительный опыт соседней Японии, использовавшей элементы планирования. С другой стороны, в странах социалистического лагеря практика развития экономики в соответствии с пятилетними планами в то время демонстрирова­ла известные положительные результаты. Тотальный контроль новой «диктаторской» власти над всеми сферами общественной жизни да­вал известные надежды на то, что планы экономического развития будут выполняться.

В Первую пятилетку было определено шесть основных задач, глав­ной целью которых было создание базы для будущей независимой на­циональной экономики[341]: 1) повышение уровня производства сельско­го хозяйства и доходов крестьян; 2) обеспечение страны электроэнер­гией, углем и другими источниками энергии; 3) развитие ключевых отраслей промышленности; 4) максимальное использование незадей­ствованных ресурсов; 5) расширение экспорта и улучшение платежно­го баланса страны; 6) увеличение капиталовложений в развитие тех­ники, химической и электротехнической промышленности. Несмотря на наличие в программе пунктов об увеличении экспорта, в то вре­мя еще не ставились задачи превращения экономики Южной Кореи в экспортоориентированную.

Итоги Первой пятилетки оказались достаточно успешными во мно­гом благодаря тому, что в 1965 г. были восстановлены южнокорейско-японские отношения, следствием чего стало начало широкомасштаб­ного процесса экспорта японского капитала в Корею. Действительно, итоги Первой пятилетки показали, что экономика страны на 60% за­висит от иностранного капитала. Вместе с тем в этот период удалось добиться повышения уровня производства в сельском хозяйстве (бо­лее чем на 34%). Средний ежегодный прирост валового националь­ного продукта (ВНП) составил 7,8% при запланированных 7,1% и к концу пятилетки составил 123 доллара США на душу населения, по сравнению с 83 долларами в начале.

Однако поворотным стал Второй пятилетний план экономи­ческого развития Республики Корея (1967—1971). Основны­ми целями Второй пятилетки были модернизация производственной структуры и стремление к самостоятельности экономики. Для дости­жения указанных целей следовало решить следующие основные зада­чи: 1) самообеспечение продуктами питания, развитие лесной и рыб­ной промышленности; 2) создание базы высокотехнологичной про­мышленности через строительство предприятий химической, метал­лургической, машиностроительной отраслей; 3) достижение уровня экспорта в 700 млн долларов; 4) увеличение занятости населения с помощью политики планирования семьи; 5) повышение доходов насе­ления; 6) повышение уровня научно-технического развития и уровня подготовки людских ресурсов.

Таким образом, несмотря на формальное ведущее место во Втором пятилетнем плане сельского хозяйства, особое внимание уже было об­ращено на развитие промышленности нового типа и производство то­варов на экспорт. Благодаря дальнейшему увеличению притока ино­странных инвестиций, а также ряду других факторов, о которых чуть ниже будет сказано особо, Южной Корее удалось добиться показате­лей среднего ежегодного прироста ВНП в 9,7%, вместо запланирован­ных 7%. Заметно возросла доля тяжелой промышленности, составляя 2/3 от общего объема промышленного производства. Планы по раз­витию сельского хозяйства во многом остались невыполненными. В годы Второй пятилетки возрос уровень импорта зерновых культур, сумма которого достигла отметки в 270 млн долларов, по сравнению с 40 млн в начале пятилетки.

Третий пятилетний план (1972-1976), во многом развивав­ший и дополнявший задачи Второй пятилетки, был направлен не только на повышение уровня экономического развития, но и на боль­шую сбалансированность экономики, большую степень ее самостоя­тельности и равномерное развитие регионов. Особое внимание уделя­лось развитию тяжелой и химической промышленности. Уровень экс­порта планировалось довести до 3,5 млрд долларов. Особое внимание уделялось росту тяжелой и химической промышленности. Средний ежегодный уровень прироста ВНП, достигнутый в годы Третьей пя­тилетки, был, пожалуй, самым высоким за всю историю реализации пятилетних планов экономического развития и составил 11,2% против запланированных 8,6%.

Четвертый пятилетний план(1977—1981), ставивший свои­ми задачами дальнейшее увеличение самостоятельности и сбаланси­рованности экономики, а также повышение уровня технической мо­дернизации, оказался самым неудачным для Республики Корея, если не считать показателей 1977 г., когда объем южнокорейского экспор­та достиг уровня в 10 млрд долларов. Экспортоориентированность экономики, построенная на использовании импортного сырья и мате­риалов, резко ударила по Корее в годы второго нефтяного кризиса 1978-1979 гг.[342] Убийство Пак Чонхи привело страну к крайней по­литической нестабильности и спаду производства в 1980 г. И тем не менее заложенные Пак Чонхи основы новой южнокорейской эконо­мики позволили добиться среднего ежегодного прироста ВНП в эти непростые для страны годы в объеме 5,8% (вместо запланированных 9,2%).

Что же лежало в основеудивительного экономического роста Южной Кореи,которая в течение полутора десятилетий предше­ствовавшей истории была одной из экономически (но не культурно!) отсталых стран мира?

Во-первых,это изменение общей экономической модели разви­тия страны. Взяв рычаги управления в свои руки и сделав экономику страны регулируемой государством с помощью военно-законодатель­ных мер, Пак Чонхи изменил ее характер. Если в 1950 гг. производ­ство было в основном ориентировано на внутреннее потребление и имело целью только импортозамещение, то Пак Чонхи уже в первые годы после прихода к власти принял решение переориентировать эко­номику страны на экспорт. Причиной тому было то, что, по справед­ливому мнению экспертов — современников Пак Чонхи, в стране, где практически не было своих природных ресурсов, единственным спо­собом добиться роста в экономике было ее переориентирование на экс­порт. Правильность и эффективность подобного пути экономического развития доказывал положительный опыт соседней Японии. Если в 1960 г. объем южнокорейского экспорта составлял всего 33 млн долла­ров, то в 1971 г. он вырос до 1 млрд, а в 1979 г. — до 15 млрд долларов. С другой стороны, уровень импорта также оставался достаточно вы­соким, что объяснялось во многом отсутствием в Корее собственно­го сырья. Однако благодаря экспортоориентированности экономики удалось добиться относительной сбалансированности экспорта и им­порта. Так, если в 1960 г. Республика Корея импортировала сырья и товаров на сумму в 344 млн долларов, то в 1971 г. — на 2 млрд, а в 1979 г. — на 20 млрд долларов. В 1976, 1977 и 1978 гг. объем экспорта и импорта был практически равным. Дисбаланс 1979 г. объясняется уже упоминавшимся резким ростом мировых цен на нефть, повлек­шим за собой экономический кризис.

Во-вторых,несмотря на последующие меры по сбалансирован­ному развитию экономики, определенные в рамках задач Третьего и Четвертого пятилетних планов, на первом этапе Пак Чонхи при­нял осознанное решение развивать экономику страны неравномерно. Тогда, несмотря на формальные заявления, приоритет был отдан раз­витию промышленности в ущерб сельскому хозяйству. Для решения задач создания высокоразвитой экспортоориентированной промыш­ленности иначе и быть не могло. Кроме того, при всех негативных моментах положительным было то, что подобная несбалансирован­ность приводила к оттоку населения из деревни в город, которому требовалась дешевая рабочая сила.

Второй момент неравномерности экономического развития состо­ял в том, что в первые две пятилетки приоритет отдавался легкой промышленности, где было проще добиться увеличения выпуска объ­ема товаров на экспорт с наименьшими затратами. И лишь с Третьей и Четвертой пятилеток особые задачи были возложены на тяжелую и химическую промышленность.

Подобная неравномерность в экономике Республики Корея не мог­ла не сказаться на структуре ее экспорта. Если в 1950-е годы, до на­чала экономических реформ, Южная Корея экспортировала главным образом продукцию горнорудной промышленности и в небольшом ко­личестве морепродукты и продукты питания, то в 1960-е годы основой экспорта стали одежда, обувь и другие товары легкой промышленно­сти. С конца 1960-х — начала 1970-х годов главный упор бы сделан на экспорт электроники, машинного оборудования, химических воло­кон и т.п. Экспортная продукция южнокорейской промышленности направлялась как в страны, традиционно поддерживавшие с Коре­ей тесные экономические отношения (США и Япония), так и в совсем недавно открытые для корейского экспорта страны Западной Европы. Союзники Южной Кореи способствовали тому, чтобы страна имела возможность осуществлять стратегию создания экспортоориентиро­ванной экономики. Так, с 1 апреля 1967 г. Республика Корея стала членом международной торговой организации «Общего соглашения по тарифам и торговле» (GАТТ: General Agreement on Tariffs and Trade).

Третьейважнейшей особенностью экономической политики Пак Чонхи стало усиление роли государства в экономике. Иными слова­ми, Пак Чонхи, исходя из своих представлений о «демократии ко­рейского типа» (хангук-чок минчжучжуый), стал строить особую корейскую экономику, которую впоследствии отдельные исследовате­ли стали называть «государственным капитализмом». Действитель­но, на протяжении всей предшествующей многотысячелетней исто­рии страны государство осуществляло верховный контроль над всей хозяйственной деятельностью. Следовавшее за сменой династий пе­рераспределение собственности на землю воспринималось как нор­мальное явление. Представление о верности верховному правителю и государству (чхун) являлось одним из базовых в традиционной куль­туре и сохранилось вплоть до новейшего времени. В период «дикта­туры» Ли Сынмана корейское правительство, возможно под воздей­ствием американских представлений о свободе и рыночной экономи­ке, не столь активно занималось вопросами регулирования экономики страны, ограничившись главным образом решением задачи перерас­пределения бывшей японской собственности и распределения эконо­мической помощи, поступавшей из США.

Правительство Пак Чонхи с начала 1960-х годов взяло под свой жесткий контроль финансовую систему, конвертацию валюты, нало­гообложение. Создавались государственные корпорации в таких стра­тегических областях экономики, как финансы, энергетика, транспорт, а также в сельском хозяйстве. Например, 1 июля 1961 г. была со­здана крупнейшая Корейская электрокомпания (Хангук чоллёк), в 1969 г. — Корейская корпорация шоссейных дорог (Хангук торо конса), в 1970 г. — Корпорация по развитию сельского хозяйства (Ноноп чинхын конса). В руках государства находилось производство жень­шеня и табака.

Вместе с тем государство взяло под жесткий контроль деятель­ность частного капитала, и прежде всего крупных финансово-про­мышленных корпораций чэболъ. Во-первых, контроль проявился в распределении финансовой помощи и целенаправленных инвестиций, поступавших в Корею по каналам межгосударственных отношений. Так, льготные кредиты правительство предоставляло тем чэболъ, де­ятельность которых способствовала выполнению задач, намеченных пятилетними планами экономического развития. Например, предсе­датель известной южнокорейской корпрорации «Ссанъён» Ким Сон-гон, преуспевший к концу 1950-х годов в текстильном производстве, с начала 1960-х годов сумел быстро переориентироваться на производ­ство цемента, нефтепереработку и морские перевозки, добившись в результате льготных государственных кредитов и выгодных заказов. Ко всему прочему, он даже вступил в правящую Республиканскую партию и впоследствии не раз избирался депутатом Национального собрания. По состоянию на 1979 г. у 10 ведущих чэболъ Южной Ко­реи доля капитала в приоритетной на то время тяжелой и химической промышленности составляла 84,7% всего производства[343].

Во-вторых, поскольку новая экономика Южной Кореи строилась во многом за счет иностранных инвестиций, государство осуществля­ло жесткий контроль в сфере долговых обязательств частных пред­приятий. Так, 2 августа 1972 г. Пак Чонхи издал «Экстренный приказ № 15», вступавший в силу со следующего дня, 3 августа 1972 г., со­гласно которому все частные предприятия в недельный срок должны были доложить правительству об имеющихся задолженностях. Тем же указом определялся ряд обязательных мер для их погашения.

В-третьих, используя экономический потенциал чэболъ для вы­полнения намеченных задач, государство одновременно внимательно следило за тем, чтобы экономическая мощь чэболъ не перерастала в политическую, чтобы доходы, полученные чэболъ, направлялись в производство, а не на излишнее потребление. Государство осуществ­ляло жесткий контроль над сферами, в которых велась деятельность чэболъ, не допуская чрезмерного распространения их влияния, напри­мер в банковском деле.

Особенно сильная волна ограничений, направленная против кон­центрации капитала в руках отдельных семей, владевших чэболъ, име­ла место в начале 1970-х годов Так, 29 мая 1974 г. были приняты Особые президентские директивы, согласно которым предусматрива­лось полное или частичное акционирование фирм, входящих в состав финансово-промышленных корпораций.

Контроль государства над чэболъ выражался также в постоянной оценке их деятельности и определении тех из них, которые работали на благо государства, и тех, которые ему так или иначе вредили. Все частные фирмы, включая финансово-промышленные корпорации чэ­болъ, были разделены на две группы: «сильные» и «слабые». Слабым фирмам, например, запрещалось получать гарантии под иностранные кредиты, открывать новые сферы деловой активности, вкладывать деньги в ценные бумаги, приобретать непроизводственное имущество. Запрещалось финансировать корпорации, определенные правитель­ством как неэффективные и убыточные. В результате такой полити­ки в 1973 г. была ликвидирована корпорация «Самхо», занимавшая вторую позицию в рейтинге чэболъ 1960 г.

Подобный государственный контроль над частным предпринима­тельством сохранялся в Республике Корея вплоть до конца 1990-х годов. По состоянию на 1979 г., первыми в ранге крупнейших чэболъ были такие хорошо известные корпорации, как «Хёндэ», «Эл Джи» «Самсунг» и «Дэу», а доля в экспорте крупнейших торговых компа­ний, входивших в корпорации чэболъ, превысила 1/3.

Четвертыммоментом экономической политики Пак Чонхи, о ко­тором так или иначе уже упоминалось, но на который следует обра­тить особое внимание, стало изменение характера привлекаемой из-за рубежа экономической помощи. Если в 1950-е годы это была глав­ным образом безвозмездная помощь (мусан вончжо) из США, то с 1960-х годов иностранная помощь начала носить характер инвести­ций, т. е. таких денежных средств, которые «ищут дохода» и поэтому «начинают работать».

Еще 1 января 1960 г., в президентство Ли Сынмана, был принят «Закон о поощрении иностранных инвестиций», однако он не принес ожидаемого результата из-за нестабильной ситуации в стране. Придя к власти, Пак Чонхи прежде всего издал «Закон о государственной гарантии вкладов частных зарубежных инвесторов». Однако важней­шим стал «Закон о привлечении иностранного капитала» (Вечжа тоиппоп) от 3 августа 1966 г. Новый закон предоставлял большие льго­ты зарубежным инвесторам, освобождая их от уплаты всевозможных налогов в первые пять лет после начала деятельности и ограничивая налогообложение 50% от нормы в последующие три года. Имущество предприятий с иностранным капиталом находилось под охраной го­сударства. Государство выступало гарантом по внешней задолженно­сти предприятий со смешанным капиталом, особенно в стратегиче­ских отраслях промышленности, и строго наказывало всех корейских предпринимателей, пытавшихся незаконно использовать иностранные инвестиции. С другой стороны, любой потенциальный иностранный инвестор должен был получить разрешение в Совете экономического планирования.

Эффект от новой политики, направленной на изменение характера иностранной помощи, стал ощущаться уже в первые годы. Не толь­ко японские предприниматели, изначально рассматривавшие Южную Корею как страну приложения капиталов, но и США, которые ранее оказывали в основном безвозмездную помощь, исходя из соображений необходимости минимальной поддержки союзника по оборонительно­му блоку, стали подходить к Республике Корея иначе. К примеру, именно в 1966 г. началось активное сотрудничество между автомо­бильным концерном «Форд» и корпорацией «Хёндэ», результатом ко­торого стало создание автомобильной фирмы «Хёндэ моторе».

Пятойважнейшей составляющей новой экономической политики Пак Чонхи стала политика в сфере народного образования. Для того чтобы поднять экономику страны, Южной Корее требовались, с одной стороны, новые грамотные кадры, а с другой — воспитание патриоти­ческого национального духа (минчжок чонсин), который помог бы в известной степени компенсировать народу невозвращаемые затраты сил в виде адекватной заработной платы и поднять эффективность трудовой деятельности независимо от материального вознагражде­ния.

Реформа образования началась с ряда соответствующих указов Министерства культуры и образования. Главным содержанием рефор­мы стало изменение программы образования, так что особенное вни­мание уделялось идеям гуманизма, особой роли государства и необ­ходимости общественного развития.

В тот период школа в Республике Корея, как и в настоящее вре­мя, делилась на начальную, среднюю и высшую среднюю. Послед­няя, в свою очередь, была двух типов: ориентированная на практиче­ское профессиональное образование и «гуманитарная», т. е. готовив­шая школьников к поступлению в высшие учебные заведения. Любо­пытно отметить, что среди школьных предметов того времени был так называемый «антикоммунизм и мораль». Роль образования в общей стратегии развития страны считалась настолько важной, что в 1968 г. был принят особый Устав народного образования, а с 1972 г., с нача­лом «реформ юсгш», взят курс на «самостоятельное чучхейское[344] об­разование», т. е. такое, которое воспитывало бы особый национальный дух. Поэтому корейцы, и в прежние времена признававшие особую значимость государства, в годы президентства Пак Чонхи научились работать не только за деньги и ради личной выгоды, но и во имя инте­ресов народа и страны в целом. (Недаром на антиправительственные демонстрации выходили главным образом студенты высших учебных заведений, уже не связанные строгими рамками семейных отноше­ний по линии отцы-дети, но еще не вступившие в активную трудовую деятельность, также ограничивавшую свободу жесткой трудовой дис­циплиной.)

В целом новая экономическая политика Пак Чонхи оказалась достаточно эффективной, однако имела ряд отрицательных послед­ствий, среди которых в исторической и экономической литературе от­мечаются следующие: 1) увеличение финансовой, технической и тор­говой зависимости от иностранных держав; 2) рост государственного долга; 3) неравномерность развития между промышленностью и сельским хозяйством, а также крупным, мелким и средним предпри­нимательством; 4) все больший разрыв между доходами различных социальных слоев.

Некоторые из отрицательных последствий, в частности неравно­мерность в развитии города и деревни, Пак Чонхи пытался преодо­леть еще в годы своего президентства, организовав так называемое «Движение за новую деревню».

Движение за новую деревню

Движение за новую деревню (Сэмаыль ундон) является одной из немногих реалий времен Пак Чонхи, проявлявшей себя вплоть до кон­ца XX столетия. Буквально перед любым административным учре­ждением Республики Корея и в конце 1990-х годов можно было заме­тить характерные флаги Движения за новую деревню — зеленые по­лотнища с желтым кругом посередине, на котором изображены зеле­ные листья. Пассажирские поезда самого высокого (до начала 2000-х годов) класса также назывались «Новая деревня».

Движение за новую деревню интересно еще и тем, что как раз в нем проявились те особенности традиционной корейской бытовой и трудовой культуры, которые стали важнейшей составной частью успеха экономической политики Пак Чонхи.

Все началось с того, что 22 апреля 1970 г. (в день 100-летия со дня рождения В. И. Ленина) на собрании провинциальных ответствен­ных работников Пак Чонхи объявил о необходимости разворачивания Движения за создание новой деревни. Необходимость эта была вызва­на катастрофической отсталостью деревни, которая стала особенно ощущаться после успешной индустриализации в соответствии с пяти­летними планами экономического развития. В то время в южнокорей­ской деревне проживало порядка 60% всего населения страны. В мае 1970 г. был принят ориентировочный план развертывания Движения.

Движение началось в 1971 г., когда правительство Республики Ко­рея отправило во все 33 267 деревень страны по 335 мешков цемента на строительные работы. В том же году государство предоставило деревне всевозможную материальную помощь, в том числе и в фор­ме капиталовложений, на сумму в 4 млрд 100 млн вон. Идейными составляющими Движения стали представления о «благе для всех», «качественном и количественном улучшении жизни», «равных правах в пользовании общественными благами», «единстве нации» и «реали­зации духа корейской нации в условиях современности».

В 1972 г. выяснилось, что только в 16 600 деревень, т. е. только в половине от общего числа, новая политика реализовывалась успешно. Более глубокое изучение причин успехов и неудач показало, что основная причина кроется в местных деревенских руководителях.

Действительно, теоретической основой разворачивания Движения было представление о традиционной деревенской культуре коллекти­визма, которая должна была помочь решить задачи улучшения поло­жения в деревне. Однако попытка опереться на обычных деревенских старост оказалась неудачной. Тогда их решили заменить назначаемы­ми сверху руководителями Движения за новую деревню. Для их обу­чения и воспитания была образована особая «Академия по изучению и совершенствованию [духа] укрепления сельской семьи», впоследствии переименованная в «Академию руководителей новой деревни».

Движение за новую деревню контролировалось на государствен­ном уровне. В 1972 г. при президенте страны, в аппарате секретари­ата, была учреждена должность «ответственного за новую деревню». Вслед за этим на всех уровнях государственной власти — провинци­альных, городских, областных, окружных, уездных — были образова­ны «Комитеты содействия Движению за новую деревню» (Сэмаылъ ундон хёбыйхве). Вся страна, отдававшая до тех пор свои силы ин­дустриализации, должна была теперь наверстывать упущенное в де­ревне. Одной из важнейших задач «реформ юсин» 1972 г. Пак Чонхи объявил Движение за новую деревню. В 1973 г. при Министерстве внутренних дел, Министерстве торговли и промышленности, Мини­стерстве сельского хозяйства, лесоводства и рыбной промышленно­сти, а также при Министерстве образования были созданы «Отделы новой деревни».

Нефтяной кризис 1973 г. вывел Движение на новый уровень. Осно­ванное на механизмах традиционной социальной организации, Движе­ние за новую деревню оказалось важнейшим средством мобилизации всего южнокорейского народа на преодоление экономических труд­ностей, вызванных кризисом. В 1974 г. на частных предприятиях, в том числе и входивших в состав финансово-промышленных корпо­раций чэболъ, стали создаваться Комитеты содействия Движению за новую деревню.

Таким образом, в середине 1970-х годов Движение за новую де­ревню стало неким универсальным средством мобилизации народа для решения общегосударственных задач. С одной стороны, в 1974 г. произошло покушение на жизнь Пак Чонхи, и в последующие годы многие в Южной Корее выражали недовольство его диктаторской властью. А с другой — в 1975 г. при Торгово-промышленной палате Республики Корея была создана неправительственная организация под названием «Комитет Движения за новую деревню» (Сэмаылъ ун­дон хёбыйхве). В следующем году этот Комитет перерос во всекорейскую «народную организацию» (минган танчхе) под названием «Центральный комитет Движения за новую деревню». В том же году при Торгово-промышленной палате был образован «Штаб содействия Движению за новую деревню на заводах». Все эти комитеты и штабы, помимо всего, связанного с деревней, занимались вопросами сниже­ния себестоимости товаров, повышения качества производства и т. п. Иными словами, во второй половине 1970-х годов. Движение за но­вую деревню стало общегосударственным движением, основанным на традициях коллективизма и ставшим одной из социальных составля­ющих экономического роста в условиях диктатуры Пак Чонхи.

Гибель Пак Чонхи и последующее изменение характера власти в Республике Корея привели к постепенному сворачиванию Движения. В феврале 1980 г. была упразднена должность ответственного за но­вую деревню в Министерстве образования и культуры, и все дела, связанные с этим Движением, были переданы в провинциальные Ко­митеты по образованию. В середине 1980-х годов Движение было от­делено от государства, т. е. фактически лишено государственной под­держки, и объявлено сугубо «проявлением народной инициативы». С конца 1980-х годов стало наблюдаться постепенное сворачивание дви­жения и на заводах. В 1988 г. были закрыты Отделы планирования новой деревни и Отделы руководства новой деревни в центральных министерствах, в городах прямого подчинения и на уровнях провин­ций. В 1993 г. во всех органах местной власти были окончательно упразднены Отделы новой деревни.

Рост экономики Республики Корея, рост благосостояния ее граж­дан и дальнейшее развитие рынка делали все менее необходимыми ка­кие-либо формы внеэкономического принуждения, одной из которых как раз было Движение за новую деревню. Эти же причины являлись силой, подтачивавшей диктаторские формы правления и открывав­шей Республике Корея дорогу к демократии.

Глава 8. РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ

В НАЧАЛЕ ПУТИ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ:

Наши рекомендации