Урок № 63. И. Бунин «Догорел апрельский светлый вечер». Ю. Коваль «Букет».
Цели:1. Познакомить с произведениями Ивана Бунина и Юрия Коваля.
2. Развивать интерес к творчеству писателей.
3. Учить наблюдать за поэтическим словом, видеть за ним картины.
4. Совершенствовать навык выразительного чтения.
5. Воспитывать любовь к природе.
Право выбора, которое мы предлагаем учащимся при подготовке домашнего задания, вырабатывает у них качество самостоятельного принятия решения. Это важно для формирования личности подрастающего человека, его дальнейшей жизни. В данном случае проверка домашнего задания будет состоять из двух частей: чтения (подготовленного) рассказа Ю. Коваля «Невидимка» и выразительного чтения стихотворений А. С. Пушкина и Е. Баратынского. Свой выбор учащиеся аргументируют. Если нашли какие-то сведения о поэтах — рассказывают, указывают источник.
После проверки домашнего задания переходим к рассмотрению стихотворения Ивана Бунина «Догорел апрельский светлый вечер...» Чтение, повторное чтение молча, чтение цепочкой, а затем — работа над текстом. Помним: пересказывать поэтические произведения нельзя, их нужно читать или заучивать наизусть. Поэтому основными приемами работы на уроке будут выборочное и выразительное чтение. Предлагаем учащимся просмотреть стихотворение и определить, о ком в нём идет речь.
Учащиеся сразу заметят, что это стихотворение о весне. Чем отличается эта героиня от предыдущих стихотворений? «Она уже полностью вступила в свои права»,— говорят дети. Докажите свои суждения.
«Апрельский светлый вечер», «...свежее пахнет зеленями», «журавли... тянутся гурьбой», «...Весна в зазеленевшей роще ждет зари...» — эти выражения из стихотворения свидетельствует о правильности суждений учащихся. Нравится ли все это поэту? Каким настроением наполнено стихотворение? О чем свидетельствует написание слова «Весна» с большой буквы? Скорее всего о большом уважении к этой труженице. Работаем над пониманием ряда выражений. Первое из них — «озябший чернозем». Это бывает утром, когда молодая зелень на черноземе искрится инеем и создается впечатление зябкости, свежести. «Далекий шум потока в темноте таинственно заглох». «Вчера еще все бурлило, шумела вода, но вот... снег растаял, воды стало меньше, поток слабее», «И струится чаще над полями звездный свет в молчании ночном» — небо весной совсем иное, чем зимой или летом, оно прозрачное, преобладают лазуревые тона, а звезды так низки, что можно достать их рукой. «Есть ли в этом стихотворении какая-то таинственность, загадочность? — спрашивает учитель. Кто ее создает? Конечно же, весна. Она здесь живой образ, она действует, она всеми повелевает. Попробуем передать это при выразительном чтении. Важно правильно составить партитуру чтения: распределить паузы (логические и психологические), расставить ударения. После выразительного чтения придумываем стихотворению название и переходим к чтению рассказа Ю. Коваля «Букет».
Читаем рассказ вслух, молча про себя. Выявляем первичное эмоциональное восприятие учащихся: чем понравился рассказ? Что в нем необычное? Кто является героем этого рассказа (Букет, конечно). А еще какой невидимый герой присутствует в этом произведении (кот). Интересно ли написан рассказ? Докажите свои суждения. Почему букет предстает перед нами живым существом? Как этого добивается автор? Подтвердите свой ответ текстом. Обратите внимание, как Ю. Коваль описывает букет: «...среди разгрома букет выглядел как-то нагловато», «смотрел на меня наглыми зелеными глазами». Представляете вы себе это? Нарисуйте словами или сделайте рисунок в литературной тетради. Почему букет «всколыхнулся»? Про какой невиданный цветок рассказывает автор? Каким бы вы назвали этот поворот событий в рассказе (удачным, неожиданным, волшебным)? Почему?
После анализа перечитываем рассказ молча.
Дома учащиеся научатся выразительно читать одно из произведений (на выбор).
ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА