Стихи-размышления. Стихи-портреты. Стихи-описания
Слово Добродея. Агния Львовна Барто
Цели уроков:
1. Дать представление о жанре поэзии (стихи-размышления, стихи-портреты, стихи-описания).
2. Дать первичное представление о ритме, рифме.
3. Продолжить знакомство с поэтессой А. Л. Барто и её произведениями.
4. Развивать речь, воображение, чувство слова.
Урок 1
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Первая часть урока посвящается чтению и анализу творческих работ третьеклассников на тему «Как я был в цирке». Оценивается наблюдательность детей, их умение передать образно свои впечатления |
Введение в «Страну Поэзия» | Можно организовать (заранее) театрализованное представление. Добродей приводит с собой на урок Ритм и Рифму. Каждый живо, приводя примеры, рассказывает о себе. Добродей с помощью статьи в учебнике делает выводы |
Чтение стихотворений. Свободная беседа | Учащиеся вспоминают, какие стихи они читали, каких авторов, читают свои любимые произведения |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Вспомнить и прочитать стихи А. Л. Барто |
Урок 2
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Свободная беседа | Она строится на выявлении отношения детей к поэтическому слову. Какие стихи поэтессы А. Л. Барто читали? Какие помнят? Почему? Чем они их восхитили и понравились? |
Продолжение знакомства с А. Л. Барто | Добродей рассказывает детям об А. Л. Барто и её стихах |
Чтение цепочкой | Учащиеся перечитывают статью. Рассматривают книги поэтессы на выставке, которую помог организовать библиотекарь |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Перечитать статью об А. Л. Барто |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Поэзия.
А. Барто. «Игра в слова»
Цели урока:
1. Продолжить знакомство с творчеством Агнии Львовны Барто.
2. Углубить представление о стихах-размышлениях.
3. Формировать навыки выразительного чтения.
4. Развивать внимание к образным средствам языка.
5. Воспитывать любовь, интерес к поэзии.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Важно, чтобы учащиеся запомнили имя — Агния Львовна Барто, поэтесса, которая написала большое количество произведений для детей, что эти произведения — классика детской литературы. А. Барто в своих произведениях поднимает, решает важные проблемы из жизни ребят, размышляет о том, каким должен быть настоящий человек, что для этого нужно |
Чтение учителем стихотворения А. Барто «Игра в слова» | Это стихотворение-размышление, в котором поэтесса побуждает ребят задуматься о значении слов в жизни человека. Стихотворение состоит из шести частей. Первоначально читае.м его полностью и выявляем отношение учащихся к произведению, затем переходим к чтению каждой части и работе над ней |
Чтение первой части. Словесное рисование | Просим третьеклассников сделать то, что предлагает автор. Важно, чтобы за произнесёнными словами они не только услышали, но и представили картины, которые эти слова создают |
Чтение второй части | Похож ли дождь в этом стихотворении на живое существо? Какими словами автор достигает зримости образа? В этой части А. Барто использует много глаголов, именно они помогают создать образ живым, действенным |
Чтение третьей части | Как помочь девочке? Как правильно ответить на её вопросы? Работаем над многозначностью слова |
Чтение четвёртой части | Речь идёт об ответственности каждого за общее дело. Эту мысль должны понять дети |
Чтение пятой части | В этой части утверждается: «Дал слово — держи его». Как эта пословица сочетается с действиями Вити, героя стихотворения? Какой он? |
Чтение шестой части. | Автор говорит, что слова бывают разные, - а какие? |
Подведение итогов работы | Предлагаем учащимся подумать, какое настроение нужно передать при чтении каждой части, какие слова выделить, где сделать паузу |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Перечитать стихотворение. Одну часть (на выбор) выучить наизусть |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Поэзии. Стихи-размышления
Ю. Яковлев. «Какого цвета земля»
Цели урока:
1. Учить выборочному чтению.
2. Развивать внимание к образным средствам языка.
3. Развивать навык выразительного чтения.
4. Воспитывать любовь к родной земле и человеку труда.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Подводим итоги работы над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Дети порассуждают над смыслом разных слов, прочитают выученные наизусть отрывки. При этом обязательно расскажут, почему они выбрали их для заучивания наизусть. Учитель следит за правильностью и выразительностью чтения |
Чтение учителем, учениками цепочкой стихотворения Юрия Яковлева «Какого цвета земля?». Выборочное чтение. Словесное рисование | Это стихотворение-размышление, в котором автор славит мирную землю, труд человека, раскрашивающего землю в разные цвета. В нём присутствует призыв беречь землю, делать её краше. С помощью выборочного чтения строится анализ стихотворения |
Выразительное чтение | После осознанного понимания стихотворения работаем над его выразительным чтением. Вопросы учебника, методического пособия помогут организовать эту работу |
Выполнение задания № 1 в литературной тетради «Страна Поэзия» | После выполнения задания сравниваем два стихотворения, находим общее и отличительное |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Научиться выразительно читать стихотворение Ю. Яковлева «Какого цвета земля?» |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Поэзия Стихи-размышления
Б. Заходер. «Что красивее всего?»
Цели урока:
1. Продолжить знакомство третьеклассников со стихами-размышлениями.
2. Учить читать по ролям.
3. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
4. Развивать навык выразительного чтения, внимание к слову.
5. Воспитывать чувство прекрасного.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Выразительное чтение учащимися стихотворения Ю. Яковлева «Какого цвета земля?». Обращаем внимание на правильность и выразительность чтения, а также умение учащихся словесно рисовать увиденные картины |
Чтение стихотворения Бориса Заходера «Что красивее всего?». Обсуждение прочитанного | Добродей вместе с учениками поразмышляет над тем, трудный вопрос задал ребёнок или нет. Если трудный, то почему? Легко ли на него ответить? И полный ли будет ответ? Почему каждый из действующих лиц стихотворения отвечал по-разному? Кто из них прав? Как бы вы ответили на этот вопрос? |
Чтение стихотворения по ролям | После осознания смысла произведения переходим к чтению по ролям |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Задать трудный вопрос «Что красивее всего?» родителям и попросить их не только ответить, но и объяснить, почему они так думают. Выполнить задание № 2 в литературной тетради |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Поэзия. Стихи-размышления
Дж. Родари. «Чем пахнут ремёсла?»
Цели урока:
1. Учить обобщать, делать выводы.
2.Развивать речь, чувство слова.
3.Воспитывать трудолюбие, уважение к людям различных профессий.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Свободная беседа на тему «Родители отвечают на трудный вопрос» | Ответы и мнения могут быть различными. Важно, чтобы третьеклассники поняли, что красота всюду, нужно только уметь её видеть |
Чтение учителем стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?» | В стихотворении сквозной нитью проходит мысль: все работы — хороши, полезны и необходимы |
Повторное чтение учениками. Анализ стихотворения | После чтения выясняем, о чём ведёт речь поэт, 0 чём размышляет, какие важные мысли высказывает. Почему Дж. Родари попытался представить работу в запахе? Удалось ему это или нет? Докажите свои суждения |
Беседа о профессиях | В стихотворении представлены люди разных профессий. Учитель может расширить представления учащихся, рассказать, чем замечательны эти профессии |
Чтение пословиц о труде. Составление новых пословиц по началу фразы | Ученики читают пословицы, которые есть в учебнике и определяют, какая из них более всего подходит к стихотворению «Чем пахнут ремёсла?». Учитель читает новые поговорки о труде, опуская 1-2 слова, которые учащиеся должны вставить |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Перечитать стихотворение и придумать устный рассказ на тему «Мне нравится эта профессия» |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Поэзия. Стихи-портреты
С. Михалков. «Мечтатель»
Цели урока:
1. Учить анализировать произведение, находить в нём главную мысль.
2.Дать представление о стихотворениях-портретах.
3.Поощрять желание мечтать.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Устный рассказ на тему «Мне нравится эта профессия». Чем нравится детям та или иная профессия? Чем она важна для общества? Связывают ли ученики выбор профессии с профессиями своих родителей? Эти и другие вопросы желательно обсудить на уроке |
Стихи-портреты. Чтение стихотворения С. Михалкова «Мечтатель». Выявление эмоций учащихся. Анализ стихотворения | В стихах-портретах авторы создают героев — положительных и отрицательных. При этом поэты не оценивают персонажей, а дают возможность читателям сами.м сделать определённые выводы, поставить себя на место героев и как бы посмотреть со стороны, и только после этого оценить их. Стихотворение «Мечтатель» С. Михалкова из этой серии. Реальны ли мечты героя? Чем восхищается он? |
Работа над выразительным чтением | Подбираем необходимую интонацию, находим восклицательные предложения. Находим рифмующиеся строки |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Подготовиться к конкурсу на лучшее чтение стихотворения «Мечтатель» С. Михалкова. Найти и принести стихотворение А. Барто «Признание» |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Поэзия Стихи-портреты
А. Барто. «Шуточка про Шурочку», «Признание»
Цели урока:1. Учить свободно высказывать свои мысли.
2.Учить сравнивать героев, находить общее и отличительное.
3.Развивать навык выразительного чтения.
4.Раскрыть иронично-сатирический подтекст в стихотворении «Шуточка про Шурочку».
5.Учить давать характеристику и оценку героям.
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Конкурс на лучшее чтение | В состав жюри могут войти ученики старших классов |
Чтение стихотворения «Шуточка про Шурочку» учителем | В этом стихотворении поэтесса создаёт образ девочки, ждущей незаслуженной похвалы. Но не автор осуждает героиню, а шуршащие листья. Через их звучание чувствуется мизерность дел Шурочки и её стремление прославиться |
Размышления над вопросами | Вопросы учебника и методического пособия помогут организовать обсуждение стихотворения |
Работа Б литературной тетради | Выполнить задание № 4. Доказать, что это стихотворение-портрет (С. Михалков «Педагогический совет») |
Анализ и сравнение трёх стихотворений «Шуточка про Шурочку», «Признание» А. Барто и «Педагогический совет» С. Михалкова. Характеристика героев (обобщения) | В процессе анализа важно, чтобы третьеклассники, сравнивая героев, увидели, что роднит их праздность, неумение и нежелание что-то делать, а иногда и завышенный уровень самооценки |
Работа над выразительным чтением стихотворения «Шуточка про Шурочку» | Просим учащихся выделить звуки, которые чаще всего встречаются в стихотворении. Что звучит в шуршании листьев (одобрение, неодобрение, злость, ненависть)? Одинаково ли каждый раз надо читать слова; «Шурочка, Шурочка»? Почему в конце стихотворения их надо читать грустно, с сожалением? |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Научиться выразительно читать стихотворение. Выполнить задание № 5 в литературной тетради |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Поэзия Стихи-портреты
Творчество В. Д. Берестова. В. Берестов. «Кто такой Нофелет?»
Цели уроков:
1. Познакомить учащихся с В. Д. Берестовым и его произведениями.
2.Развивать интерес к творчеству писателя.
3.Углубить представление о стихах-портретах.
4.Учить наблюдательности, умению оценивать поступки персонажей и свои.
5.Воспитывать любовь к поэтическому слову.
Урок
Этапы урока и виды работы | Методические советы |
Организация начала урока | |
Проверка домашнего задания | Выразительное чтение стихотворения «Шуточка про Шурочку» оценивается по следующим параметрам: умение соблюдать необходимые паузы, интонацию, темп, мелодику речи |
Знакомство с Валентином Дмитриевичем Берестовым. Чтение учителем статьи 0 писателе | К уроку желательно подготовить выставку книг писателя (с помощью библиотекаря). Учащиеся рассматривают книги, обмениваются мнениями. Во втором классе дети читали сказку В. Д. Берестова «Аист и соловей». Можно напомнить им об этом и продолжить знакомство с другими жанрами произведений писателя. Критики говорили 0 поэте Берестове, что он — умный поэт. В его стихах зачастую не одна, а две и три глубины. Своими стихами он помогает видеть себя со стороны |
Чтение учениками стихотворения «Кто такой Нофелет?». Чтение цепочкой. Выразительное чтение | Стихотворение «Кто такой Нофелет?» иронично-шутливое, создающее портрет этакого «всезнающего» учёного Феди. Вместе с учениками определяем, какое это стихотворение: весёлое, грустное. Докажите своё суждение. Как вы относитесь к Феде? Нравится он вам или нет? Чем? Можно ли его назвать учёным? Какой смысл (подтекст) в это слово вкладывает автор (шутливое, ироничное, серьёзное)? Дайте характеристику Феде |
Подведение итогов урока. Рефлексия | |
Домашнее задание | Научиться выразительно читать стихотворение. Выполнить задание № 6 в литературной тетради |
Класс Литературное чтение
Урок ____________________
Тема урока: Страна Поэзия Стихи-портреты