Стихи-размышления. Стихи-портреты. Стихи-описания

Слово Добродея. Агния Львовна Барто

Цели уроков:

1. Дать представление о жанре поэзии (стихи-размышления, стихи-портреты, стихи-описания).

2. Дать первичное представление о ритме, рифме.

3. Продолжить знакомство с поэтессой А. Л. Барто и её произведениями.

4. Развивать речь, воображение, чувство слова.

Урок 1

Этапы урока и виды работы Методические советы
Организация начала урока  
Проверка домашнего задания Первая часть урока посвящается чтению и анализу творческих работ третьеклассников на тему «Как я был в цирке». Оценивается наблюдательность де­тей, их умение передать образно свои впечатления
Введение в «Страну Поэзия» Можно организовать (заранее) театрализованное представление. Добродей приводит с собой на урок Ритм и Рифму. Каждый живо, приводя примеры, рассказывает о себе. Добродей с помощью статьи в учебнике делает выводы
Чтение стихотворений. Свободная беседа Учащиеся вспоминают, какие стихи они читали, ка­ких авторов, читают свои любимые произведения
Подведение итогов урока. Рефлексия  
Домашнее задание Вспомнить и прочитать стихи А. Л. Барто

Урок 2

Этапы урока и виды работы Методические советы  
Организация начала урока  
Свободная беседа   Она строится на выявлении отношения детей к поэтическому слову. Какие стихи поэтессы А. Л. Барто читали? Какие помнят? Почему? Чем они их восхи­тили и понравились?  
Продолжение знаком­ства с А. Л. Барто Добродей рассказывает детям об А. Л. Барто и её стихах
Чтение цепочкой   Учащиеся перечитывают статью. Рассматривают книги поэтессы на выставке, которую помог органи­зовать библиотекарь
Подведение итогов урока. Рефлексия  
Домашнее задание Перечитать статью об А. Л. Барто

Класс Литературное чтение

Урок ____________________

Тема урока: Страна Поэзия.

А. Барто. «Игра в слова»

Цели урока:

1. Продолжить знакомство с творчеством Агнии Львовны Барто.

2. Углубить представление о стихах-размышлениях.

3. Формировать навыки выразительного чтения.

4. Развивать внимание к образным средствам языка.

5. Воспитывать любовь, интерес к поэзии.

Этапы урока и виды работы Методические советы
Организация начала урока  
Проверка домашнего задания Важно, чтобы учащиеся запомнили имя — Агния Львовна Барто, поэтесса, которая написала большое ко­личество произведений для детей, что эти произведе­ния — классика детской литературы. А. Барто в своих произведениях поднимает, решает важные проблемы из жизни ребят, размышляет о том, каким должен быть настоящий человек, что для этого нужно
Чтение учителем сти­хотворения А. Барто «Игра в слова» Это стихотворение-размышление, в котором поэтесса побуждает ребят задуматься о значении слов в жизни человека. Стихотворение состоит из шести частей. Пер­воначально читае.м его полностью и выявляем отноше­ние учащихся к произведению, затем переходим к чте­нию каждой части и работе над ней
Чтение первой части. Словесное рисование Просим третьеклассников сделать то, что предлагает автор. Важно, чтобы за произнесёнными словами они не только услышали, но и представили картины, кото­рые эти слова создают
Чтение второй части Похож ли дождь в этом стихотворении на живое суще­ство? Какими словами автор достигает зримости об­раза? В этой части А. Барто использует много глаголов, именно они помогают создать образ живым, действен­ным
Чтение третьей части Как помочь девочке? Как правильно ответить на её во­просы? Работаем над многозначностью слова
Чтение четвёртой части Речь идёт об ответственности каждого за общее дело. Эту мысль должны понять дети
Чтение пятой части В этой части утверждается: «Дал слово — держи его». Как эта пословица сочетается с действиями Вити, героя стихотворения? Какой он?
Чтение шестой части. Автор говорит, что слова бывают разные, - а какие?
Подведение итогов работы Предлагаем учащимся подумать, какое настроение нужно передать при чтении каждой части, какие слова выделить, где сделать паузу
Подведение итогов урока. Рефлексия  
Домашнее задание Перечитать стихотворение. Одну часть (на выбор) вы­учить наизусть

Класс Литературное чтение

Урок ____________________

Тема урока: Страна Поэзии. Стихи-размышления

Ю. Яковлев. «Какого цвета земля»

Цели урока:

1. Учить выборочному чтению.

2. Развивать внимание к образным средствам языка.

3. Развивать навык выразительного чтения.

4. Воспитывать любовь к родной земле и человеку труда.

Этапы урока и виды работы Методические советы
Организация начала урока  
Проверка домашне­го задания Подводим итоги работы над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Дети порассуждают над смыслом раз­ных слов, прочитают выученные наизусть отрывки. При этом обязательно расскажут, почему они выбрали их для заучивания наизусть. Учитель следит за правильностью и выразительностью чтения
Чтение учителем, учениками цепочкой стихотворения Юрия Яковлева «Какого цвета зем­ля?». Выборочное чтение. Словесное рисование Это стихотворение-размышление, в котором автор сла­вит мирную землю, труд человека, раскрашивающего землю в разные цвета. В нём присутствует призыв бе­речь землю, делать её краше. С помощью выборочного чтения строится анализ стихотворения
Выразительное чте­ние После осознанного понимания стихотворения работаем над его выразительным чтением. Вопросы учебника, ме­тодического пособия помогут организовать эту работу
Выполнение задания № 1 в литературной тетради «Страна По­эзия» После выполнения задания сравниваем два стихотворе­ния, находим общее и отличительное
Подведение итогов урока. Рефлексия  
Домашнее задание Научиться выразительно читать стихотворение Ю. Яков­лева «Какого цвета земля?»

Класс Литературное чтение

Урок ____________________

Тема урока: Страна Поэзия Стихи-размышления

Б. Заходер. «Что красивее всего?»

Цели урока:

1. Продолжить знакомство третьеклассников со стихами-размышлениями.

2. Учить читать по ролям.

3. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

4. Развивать навык выразительного чтения, внимание к слову.

5. Воспитывать чувство прекрасного.

Этапы урока и виды работы Методические советы
Организация начала урока  
Проверка домашнего за­дания Выразительное чтение учащимися стихотворения Ю. Яковлева «Какого цвета земля?». Обращаем вни­мание на правильность и выразительность чтения, а также умение учащихся словесно рисовать увиден­ные картины
Чтение стихотворения Бориса Заходера «Что красивее всего?». Обсу­ждение прочитанного Добродей вместе с учениками поразмышляет над тем, трудный вопрос задал ребёнок или нет. Если трудный, то почему? Легко ли на него ответить? И полный ли будет ответ? Почему каждый из действующих лиц стихотворения отвечал по-разному? Кто из них прав? Как бы вы ответили на этот вопрос?
Чтение стихотворения по ролям После осознания смысла произведения переходим к чтению по ролям
Подведение итогов урока. Рефлексия  
Домашнее задание Задать трудный вопрос «Что красивее всего?» роди­телям и попросить их не только ответить, но и объяс­нить, почему они так думают. Выполнить задание № 2 в литературной тетради

Класс Литературное чтение

Урок ____________________

Тема урока: Страна Поэзия. Стихи-размышления

Дж. Родари. «Чем пахнут ремёсла?»

Цели урока:

1. Учить обобщать, делать выводы.

2.Развивать речь, чувство слова.

3.Воспитывать трудолюбие, уважение к людям различных профессий.

Этапы урока и виды работы Методические советы
Организация начала урока  
Свободная беседа на те­му «Родители отвечают на трудный вопрос» Ответы и мнения могут быть различными. Важно, чтобы третьеклассники поняли, что красота всюду, нужно только уметь её видеть
Чтение учителем стихо­творения Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла?» В стихотворении сквозной нитью проходит мысль: все работы — хороши, полезны и необходимы
Повторное чтение учени­ками. Анализ стихотворе­ния После чтения выясняем, о чём ведёт речь поэт, 0 чём размышляет, какие важные мысли высказы­вает. Почему Дж. Родари попытался представить работу в запахе? Удалось ему это или нет? Докажи­те свои суждения
Беседа о профессиях В стихотворении представлены люди разных про­фессий. Учитель может расширить представления учащихся, рассказать, чем замечательны эти про­фессии
Чтение пословиц о труде. Составление новых посло­виц по началу фразы Ученики читают пословицы, которые есть в учеб­нике и определяют, какая из них более всего подхо­дит к стихотворению «Чем пахнут ремёсла?». Учитель читает новые поговорки о труде, опуская 1-2 слова, которые учащиеся должны вставить
Подведение итогов урока. Рефлексия  
Домашнее задание Перечитать стихотворение и придумать устный рассказ на тему «Мне нравится эта профессия»

Класс Литературное чтение

Урок ____________________

Тема урока: Страна Поэзия. Стихи-портреты

С. Михалков. «Мечтатель»

Цели урока:

1. Учить анализировать произведение, находить в нём главную мысль.

2.Дать представление о стихотворениях-портретах.

3.Поощрять желание мечтать.

Этапы урока и виды работы Методические советы
Организация начала урока  
Проверка домашнего за­дания Устный рассказ на тему «Мне нравится эта профес­сия». Чем нравится детям та или иная профессия? Чем она важна для общества? Связывают ли учени­ки выбор профессии с профессиями своих родите­лей? Эти и другие вопросы желательно обсудить на уроке
Стихи-портреты. Чтение стихотворения С. Ми­халкова «Мечтатель». Выявление эмоций уча­щихся. Анализ стихотворения В стихах-портретах авторы создают героев — поло­жительных и отрицательных. При этом поэты не оце­нивают персонажей, а дают возможность читателям сами.м сделать определённые выводы, поставить себя на место героев и как бы посмотреть со стороны, и только после этого оценить их. Стихотворение «Мечтатель» С. Михалкова из этой серии. Реальны ли мечты героя? Чем восхищается он?
Работа над выразитель­ным чтением Подбираем необходимую интонацию, находим вос­клицательные предложения. Находим рифмующие­ся строки
Подведение итогов урока. Рефлексия  
Домашнее задание Подготовиться к конкурсу на лучшее чтение стихо­творения «Мечтатель» С. Михалкова. Найти и при­нести стихотворение А. Барто «Признание»

Класс Литературное чтение

Урок ____________________

Тема урока: Страна Поэзия Стихи-портреты

А. Барто. «Шуточка про Шурочку», «Признание»

Цели урока:1. Учить свободно высказывать свои мысли.

2.Учить сравнивать героев, находить общее и отличительное.

3.Развивать навык выразительного чтения.

4.Раскрыть иронично-сатирический подтекст в стихотворении «Шуточка про Шурочку».

5.Учить давать характеристику и оценку героям.

Этапы урока и виды работы Методические советы
Организация начала урока  
Конкурс на лучшее чте­ние В состав жюри могут войти ученики старших клас­сов
Чтение стихотворения «Шуточка про Шуроч­ку» учителем В этом стихотворении поэтесса создаёт образ девоч­ки, ждущей незаслуженной похвалы. Но не автор осуждает героиню, а шуршащие листья. Через их звучание чувствуется мизерность дел Шурочки и её стремление прославиться
Размышления над вопро­сами Вопросы учебника и методического пособия помо­гут организовать обсуждение стихотворения
Работа Б литературной тетради Выполнить задание № 4. Доказать, что это стихотво­рение-портрет (С. Михалков «Педагогический со­вет»)
Анализ и сравнение трёх стихотворений «Шуточка про Шурочку», «Призна­ние» А. Барто и «Педаго­гический совет» С. Ми­халкова. Характеристика героев (обобщения) В процессе анализа важно, чтобы третьеклассники, сравнивая героев, увидели, что роднит их празд­ность, неумение и нежелание что-то делать, а иногда и завышенный уровень самооценки
Работа над выразитель­ным чтением стихотво­рения «Шуточка про Шу­рочку» Просим учащихся выделить звуки, которые чаще все­го встречаются в стихотворении. Что звучит в шур­шании листьев (одобрение, неодобрение, злость, не­нависть)? Одинаково ли каждый раз надо читать слова; «Шурочка, Шурочка»? Почему в конце сти­хотворения их надо читать грустно, с сожалением?
Подведение итогов урока. Рефлексия  
Домашнее задание Научиться выразительно читать стихотворение. Вы­полнить задание № 5 в литературной тетради

Класс Литературное чтение

Урок ____________________

Тема урока: Страна Поэзия Стихи-портреты

Творчество В. Д. Берестова. В. Берестов. «Кто такой Нофелет?»

Цели уроков:

1. Познакомить учащихся с В. Д. Берестовым и его произведениями.

2.Развивать интерес к творчеству писателя.

3.Углубить представление о стихах-портретах.

4.Учить наблюдательности, умению оценивать поступки персонажей и свои.

5.Воспитывать любовь к поэтическому слову.

Урок

Этапы урока и виды работы Методические советы
Организация начала урока  
Проверка домашнего за­дания Выразительное чтение стихотворения «Шуточка про Шурочку» оценивается по следующим параметрам: умение соблюдать необходимые паузы, интонацию, темп, мелодику речи
Знакомство с Валенти­ном Дмитриевичем Бе­рестовым. Чтение учи­телем статьи 0 писателе К уроку желательно подготовить выставку книг писа­теля (с помощью библиотекаря). Учащиеся рассмат­ривают книги, обмениваются мнениями. Во втором классе дети читали сказку В. Д. Берестова «Аист и со­ловей». Можно напомнить им об этом и продолжить знакомство с другими жанрами произведений писате­ля. Критики говорили 0 поэте Берестове, что он — ум­ный поэт. В его стихах зачастую не одна, а две и три глубины. Своими стихами он помогает видеть себя со стороны
Чтение учениками сти­хотворения «Кто такой Нофелет?». Чтение цепочкой. Вы­разительное чтение Стихотворение «Кто такой Нофелет?» иронично-шут­ливое, создающее портрет этакого «всезнающего» учёного Феди. Вместе с учениками определяем, какое это стихотворение: весёлое, грустное. Докажите своё суждение. Как вы относитесь к Феде? Нравится он вам или нет? Чем? Можно ли его назвать учёным? Ка­кой смысл (подтекст) в это слово вкладывает автор (шутливое, ироничное, серьёзное)? Дайте характери­стику Феде
Подведение итогов урока. Рефлексия  
Домашнее задание Научиться выразительно читать стихотворение. Вы­полнить задание № 6 в литературной тетради

Класс Литературное чтение

Урок ____________________

Тема урока: Страна Поэзия Стихи-портреты

Наши рекомендации