Гербы древнерусских городов
Кульминация городских гербов в западноевропейской традиции относится к XV веку. В России о городских гербах как символах самоуправления можно говорить лишь с XVIII века. По мнению известных специалистов в области геральдики, на Руси в домонгольский период существовали эмблемы – «прародители» городских гербов.
Сам термин «городской герб» впервые появился в царском указе 1692 года в связи с гербом города Ярославля.
герб города Ярославля из Большой государственной книги - «Титулярника» 1672 года:
На гербе изображался медведь с протазаном. Считают, что это изображение связано с древним культом медведя, характерным для Верхнего Поволжья ещё в IX-X веках. Возможно, изображение соответствует легенде об основании Ярославля на месте, где Ярослав Мудрый убил секирой медведя.
Уже упоминалось, что появление русских городских гербов относится к удельному периоду и их происхождение связано со знаками собственности и княжеского достоинства владельцев уделов. Иллюстрирующая это положение типичная схема такова:
Знак собственности князя ---- Знак земли ---- Знак главного города этой земли ---- Знаки княжеских родов из этой земли.
Герб города Владимира.
Этот древнейший городской герб не только Руси, но и Европы возник в XII веке.
В XII веке, в домонгольский период город Владимир стал первым объединительным центром удельной Руси - столицей владимиро-суздальских князей. Неизбежность появления столичного герба обусловлена возвышением этого города. Великие князья владимирские Андрей Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо нуждались в символе более масштабном, чем личный геральдический знак Рюриковичей предшествовавшего (киевского) периода – трезубец и двузубец. Новым символом стал лев. По мнению ряда исследователей, лев был эмблемой князя Андрея Боголюбского.
Лев –олицетворял власть, отвагу, силу, милость, великодушие.
В христианской символике лев – символ евангелиста Луки и по библейской традиции – колена Иудина; символ царственной даруемой Богом власти великих князей; символ поверженного зла; символ притязания на царственную власть и символ свидетельства царской власти.
Данная символика совпадала как с проводимой великими князьями владимирскими политикой, имевшей чёткое идеологическое оформление, так и с их самооценкой.
Древний герб города Владимира, описание которого дано в «Титулярнике» 1672 года, представлял идущего на задних лапах льва в профиль, на голове – древняя корона, в передних лапах – длинный 4-конечный крест. С точки зрения правил геральдики древний владимирский лев имел неправильную геральдическую позу, так как не «нападал» на противника, а «убегал» от него. Эта геральдическая неточность была устранена в XVIII веке.
Лев на гербе города Владимира являлся не единичным символом. Культурное окружение ему составляла белокаменная резьба соборов XII-XIII веков Владимира, Суздаля, Юрьева Польского.
В настоящее время часть специалистов в области геральдики придаёт владимирскому гербу статус первого государственного герба в истории отечества.
Герб города Владимира из Большой государственной книги - «Титулярника» 1672 года:
Герб города Москвы.
Все версии истории герба города Москвы свидетельствуют о долгом периоде его становления.
Первоначально это было изображение белого коня на червлёном поле. Конь останется постоянной фигурой московского герба.
Конь – культовое существо со многими сакральными функциями, в число которых входят: храбрость льва, зоркость орла, быстрота оленя, ловкость лисицы. Конь чуток, предан, благороден.
Известно, что московская идеологическая традиция ставила этот город приемником Киева через Владимир. Тогда гербовой фигурой Москвы логичен был бы владимирский лев. Он мог быть главной фигурой или каким-то образом присутствовать на гербе. Отсутствие льва специалисты с области геральдики объясняют двумя причинами. Во-первых, московские князья в условиях монголо-татарского ига были более скромными чем домонгольские Андрей Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо. Во-вторых, Владимир с символом льва всё-таки оказался под татарами, с которыми Москва с конца XIV века научилась вести успешную борьбу.
Затем в гербе города Москвы появился всадник на коне. Всадник оседлал, подчинил своей воле не просто животное, а культовое существо – коня. Отсюда статус всадника очень высок. После Куликовской битвы 1380 года всадник олицетворялся со Святым Георгием на коне, поражающим змея. Позднее – с конным воином с мечом, далее – с со всадником с копьём (ездец), далее – с конным воином, поражающим копьём крылатого змея или дракона, как символ независимости от татар. При этом в силуэте конного воина стали постепенно появляться «портретные» княжеские черты. Во времена правления князя Василия II Тёмного (1425-1462), имевшего титул «Государь всея Руси», всадник превращается в князя. При Иване III (1462-1505) всадник в доспехах, в развивающемся плаще колет копьём распростёртого под копытами его коня змея. Это уже герб государей Московских, государей всея Руси. Он очень близок к государственному. Специалисты по геральдике считают, что московские князья искали символ более государственный, чем династический. В правление Ивана III, после женитьбы его на Софии Палеолог в 1472, на государственной двусторонней печати в 1497 году появилось второе, помимо всадника, изображение коронованного двуглавого орла. Иван III при этом имел уже титул «Божию милостью господарь Всея Руси, Великий князь. И Великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Угорский, Вятский, Пермский, Болгарский». Так московский герб ещё более приблизился к государственному. В XVI-XVII веках существовало чёткое толкование всадника как великого князя, царя или наследника.