Первичная проверка понимания
— Что вы узнали об Аленушке и Иванушке из первых строк сказки? (Аленушка и Иванушка были братом и сестрой. Родители их умерли, и остались они одни-одинешеньки.)
— Куда пошла Аленушка и почему она братца взяла с собой? (Аленушка пошла на работу. А Иванушку, наверное, не с кем было оставить, или чтобы он ей помогал в работе.)
— В кого превратился братец Иванушка? Как это случилось? (Он превратился в козленочка, потому что испил водицы из лужицы от козьего копытца.)
— Ребята, как вы думаете, почему мальчик не послушался свою старшую сестру? (Он очень-очень хотел пить, ведь было жарко.)
— Хорошо ли это: не слушать старших - и почему вы так считаете? (Старших надо слушать. Они лучше знают, что может случиться, так как у них больше опыта.)
— Что предложил Аленушке купец? (Он предложил выйти за него замуж.)
— Хорошо ли им жилось всем вместе? (Да, жили они хорошо.)
— А кто помешал их счастью? Как это случилось? (Им помешала ведьма. Она утопила Аленушку, а сама превратилась в нее.)
— Кто знал о ее обмане? (Все знал козленочек. Он и не дал осуществить задуманное.)
— Стал ли козленок снова мальчиком? (Да. Он от радости Зраза перекинулся через голову и обернулся мальчиком.)
— Что сделали с ведьмой? (Ее привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— С какой сказкой вы познакомились?
— Чему учит эта сказка?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Научитесь читать скороговоркой.
Нет ни речки, ни пруда — Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!
— Научитесь читать красиво, без ошибок.
III. Введение в тему
— Узнайте героев и назовите, откуда они.
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется... («По щучьему велению»).
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки... («Маша и медведь»).
Укатился он из дома
По дороге незнакомой...
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
Говорливый, несмышленый
И румяный... (Колобок).
— О ком эти стихи? (О героях сказок.)
— По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные.)
— Верно. А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
IV. Работа по теме урока
1. Чтение по ролям
— Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.
— Найдите слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть троекратный повтор. Это признак сказки.)
2. Выборочное чтение
(Дети зачитывают отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)
— Сколько раз просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды три раза. Беда случилась на третий раз.)
- Проследите по сказке, какие несчастья случились с Иванушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка», «Ведьма топит Аленушку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)
— Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки говорят о том, что сестра ибрат любили друг друга? (Они не оставляли друг друга в беде.)
(Дети зачитывают предложения.)
— Как жилось Аленушке и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в злато-серебро»? (Им жилось там хорошо. Жили они в достатке, богато.)
— Какую неосмотрительность допустила Аленушка ичто из этого вышло? (Аленушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)
— Можно ли идти куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет, это очень опасно.)
— Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?
— Найдите вопрос 7 на с. 27. Ответьте на него. (Аленушка добрая, ласковая, преданная, доверчивая.)
— А какая была ведьма?
— Расскажите о ней.
— Какие слова характеризуют Аленушку, а какие — ведьму? Соедините линиями.
добрая
злая
АЛЕНУШКА ласковая
преданная
доверчивая
заботливая
ВЕДЬМА грубая
хитрая
жестокая
V. Физкультминутка
(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)