Первичная проверка понимания

— Что вы узнали об Аленушке и Иванушке из первых строк сказки? (Аленушка и Иванушка были братом и сестрой. Ро­дители их умерли, и остались они одни-одинешеньки.)

— Куда пошла Аленушка и почему она братца взяла с собой? (Аленушка пошла на работу. А Иванушку, наверное, не с кем было оставить, или чтобы он ей помогал в работе.)

— В кого превратился братец Иванушка? Как это случилось? (Он превратился в козленочка, потому что испил водицы из лужицы от козьего копытца.)

— Ребята, как вы думаете, почему мальчик не послушался свою старшую сестру? (Он очень-очень хотел пить, ведь было жарко.)

— Хорошо ли это: не слушать старших - и почему вы так считаете? (Старших надо слушать. Они лучше знают, что может случиться, так как у них больше опыта.)

— Что предложил Аленушке купец? (Он предложил выйти за него замуж.)

— Хорошо ли им жилось всем вместе? (Да, жили они хорошо.)

— А кто помешал их счастью? Как это случилось? (Им поме­шала ведьма. Она утопила Аленушку, а сама превратилась в нее.)

— Кто знал о ее обмане? (Все знал козленочек. Он и не дал осу­ществить задуманное.)

— Стал ли козленок снова мальчиком? (Да. Он от радости Зраза перекинулся через голову и обернулся мальчиком.)

— Что сделали с ведьмой? (Ее привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле.)

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились?

— Чему учит эта сказка?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение сказки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Научитесь читать скороговоркой.

Нет ни речки, ни пруда — Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!

— Научитесь читать красиво, без ошибок.

III. Введение в тему

— Узнайте героев и назовите, откуда они.

Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется... («По щучьему велению»).

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки... («Маша и медведь»).

Укатился он из дома

По дороге незнакомой...

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

Говорливый, несмышленый

И румяный... (Колобок).

— О ком эти стихи? (О героях сказок.)

— По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные.)

— Верно. А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Ива­нушка».)

IV. Работа по теме урока

1. Чтение по ролям

— Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.

— Найдите слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть троекратный повтор. Это признак сказки.)

2. Выборочное чтение

(Дети зачитывают отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)

— Сколько раз просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды три раза. Беда случилась на третий раз.)

- Проследите по сказке, какие несчастья случились с Ива­нушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка», «Ведьма топит Аленуш­ку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)

— Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки го­ворят о том, что сестра ибрат любили друг друга? (Они не оставляли друг друга в беде.)

(Дети зачитывают предложения.)

— Как жилось Аленушке и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в злато-серебро»? (Им жи­лось там хорошо. Жили они в достатке, богато.)

— Какую неосмотрительность допустила Аленушка ичто из этого вышло? (Аленушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)

— Можно ли идти куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет, это очень опасно.)

— Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побе­ждает?

— Найдите вопрос 7 на с. 27. Ответьте на него. (Аленушка доб­рая, ласковая, преданная, доверчивая.)

— А какая была ведьма?

— Расскажите о ней.

— Какие слова характеризуют Аленушку, а какие — ведьму? Соедините линиями.

добрая

злая

АЛЕНУШКА ласковая

преданная

доверчивая

заботливая

ВЕДЬМА грубая

хитрая

жестокая

V. Физкультминутка

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

Наши рекомендации