Алгоритм написания сочинения - рассуждения
Вступление | 1.Что влияет на выбор жизненных установок современных подростков? Каковы их жизненные приоритеты?) 2. В предложенном для анализа тексте в центре внимания автора находится актуальная проблема сравнения современных подростков и подростков прошлых времён. Стали ли современные подростки хуже? 3. Человечество находится в постоянном движении. Развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать это всё идущим следом. Но рождается новое поколение, которое уже по-иному смотрит на мир, ставит перед собою другие цели, не всё принимая из опыта предков. Что же оставить, а что взять с собой в жизнь новому поколению? В этом и заключается вечная проблема сравнения поколений. |
Постановка проблемы | Автор обращается к ... (философской, психологической, социальной, политической и др.) проблеме... (воспитания, образования, исторической памяти, экологии, культуры, нравственности...) и ... (вскрывает противоречие между , показывает, обращает внимание читателя на ..., выражает сожаление по поводу того, что...). |
Комментарий к поставленной проблеме | Автор текста обращается к теме о роли (значении, влиянии...) + ключевые слова; В тексте говорится о роли (значении', влиянии...) + ключевые слова; Автор рассуждает о роли (значении, влиянии...) + ключевые слова. |
Позиция автора | Автор утверждает, что... (цитата), сравнивая... (предметы сравнения). Или: Автор призывает к ..., так как убежден, что «...(цитата)...». Доказательством этому являются (факты, явления, события, которые приводит автор) ». Автор убежден в том, что... Рассуждая о..., автор сожалеет о том, что... К теме... автор относится неоднозначно. С одной стороны..., а с другой– ... |
Собственная позиция | Я вполне согласен с И. Масловым. |
Аргумент | Я, как подросток, на собственном опыте переживаю эту проблему. |
Литературный аргумент | 1.Печально я гляжу на наше поколенье! М.Ю. Лермонтов 2.Да, были люди в паше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы! М.Ю.Лермонтов 3.К примеру, в романе "Отцы и дети" Тургенева мы видим, насколько различны два поколения. 4.А.С.Пушкин «Евгений Онегин» («Свет пустой» увлечен ложными ценностями: люди проводят жизнь в праздности) 5.Гончаров «Обломов» (гости Обломова в 1 части романа - воплощение светской пустоты, герой называет их «мертвецами», «спящими людьми»). 6. А. С. Пушкин. Помните: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!..»? |
Заключение | Времена меняются, а вместе с ними меняются и ценности. И мудро поступают те взрослые, которые идут в ногу со временем и стараются понять современную молодежь, а не осуждать ее. |
Основные проблемы:
1. Проблема определения жизненных приоритетов (Что влияет на выбор жизненных установок современных подростков? Каковы их жизненные приоритеты?)
2. Проблема влияния эпохи на формирование нравственных ориентиров и основных жизненных установок молодого поколения (Как влияет характер эпохи на формирование отношения к жизни и нравственных ценностей молодёжи?)
3. Проблема сравнения современных подростков и подростков прошлых времён (Стали ли современные подростки хуже?)
Позиция автора по выделенным проблемам:
1. На выбор подростками своих жизненных приоритетов сегодня влияют целевые установки общества; большое влияние оказывает телевидение, круг общения; на первом месте у юного поколения – хорошая работа, карьера и образование.
2. Современные подростки отличаются от своих сверстников, сформировавшихся в эпоху застоя, практичностью, определённостью жизненных установок; одни убеждены, что взрослые должны удовлетворять их потребности; другие не ждут, что им всё даст государство, а стремятся к самореализации.
3. Современные подростки не хуже и не лучше, они живут в другое время, в другом обществе и отличаются от своих сверстников прошлых времён и ярко выраженным стремлением к самореализации, и стремлением к удовлетворению своих всё возрастающих потребностей.
Текст №4 (по В. Пескову) . Кустарник и мелколесье…
(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (3)Молчаливые заросли. (4)Большая стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось?
(7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых – наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря?
(23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот. (25)Засыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём».
(31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу:
(32) – Мы? (33)Лоси погибли от чего-то другого. (34)У нас есть инструкция. (35)Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных. (36)Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров…» (37)Вот видите, качество молока… (38)Про лосей же ни слова…
(39) – Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же…
(41) – Мы согласно инструкции…
(42)Вот и весь разговор.
(43)…В деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном –о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу… (По В. Пескову)
Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) – современный писатель-очеркист, журналист, путешественник.
Задание 24. «Известный журналист В. Песков рассказывает о том, как были отравлены лоси и птицы. Троп – __________ («жутковатая … тишина») – и синтаксическое средство – __________ (предложения 16, 22) – помогают выразить отношение автора к гибели животных, в которой виноваты люди. В то же время журналист отмечает, что есть и те, кому небезразлично состояние лесов, кто стремится защитить природу. Автор также использует лексическое средство – __________ (в предложениях 11–12) и такой приём, как __________ (предложения 23–25)».
Список терминов:
1) литота
2) эпитет
3) лексический повтор
4) фразеологизм
5) антонимы
6) однородные члены предложения
7) диалектизмы
8) риторический вопрос
9)вопросно-ответная форма изложения
Ответ: 2,8,5,9