II. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна)
Далее возможен такой вариант работы: двое учеников на доске пишут цитатные планы рассказов о Саньке и Катерине Петровне, один по своему плану рассказывает об одном из героев.
Санька Левонтьев
Цитатный план (вариант)
1) «— Санька тоже пожрал, так ничего-о-о-о...»
2) «Санька взвыл, кинулся на старшого».
3) «Вскоре братья Левонтьевы как-то незаметно помирились...»
4) «...Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят».
5) «Дальше всех в пещеру забежал Санька».
6) «Санька свистнул, заорал, поддавая нам жару».
7) «— Знаешь че? — поговорив с братанами, вернулся ко мне Санька. — Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод — и готово дело!..»
8) «— ...Принеси калач, тогда не расскажу».
9) «Санька собирался на рыбалку и распутывал леску».
10) «...Санька командовал напропалую».
11) «Санька вздел на палочки рыб и начал их жарить».
12) «— Ништяк! — утешил меня Санька. — Не ходи домой, и все!..»
Катерина Петровна
Цитатный план (вариант)
1) «— Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник».
2) «Бабушка считала обстоятельно и долго, разглядывая каждый рубль».
3) «Бабушка знает все мои повадки».
4) «Снизу доносилось трудное дыхание бабушки».
5) «А бабушка только кричит да нет-нет и поддаст — у нее не задержится».
6) «И тут я увидел сидящего на беседке еще одного человека. Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки, крест-накрест завязаны на спине».
7) «— Своих вечно потачил! — шумела бабушка. — Теперь этому! А он уже мошенничает!».
8) «— А мой-то малой-то!.. Чего утворил!..»
9) «Долго бабушка обличала меня и срамила».
10) «— Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку...»
— Какой эпизод изображен на иллюстрации в учебнике (с. 104, ч. 2)? Что, по-вашему, передано особенно удачно?
На иллюстрации запечатлен эпизод, когда мальчик после ночи в кладовке сел за стол: «Бабушка одним махом плеснула в бокал молока и со стуком поставила посудину передо мной». Наиболее удачно передано движение бабушки. Ей жалко внука, и в то же время она понимает, что его надо наказать. Это удалось отразить художнику.
— Что вам хотелось бы изобразить на рисунках к рассказу?
III. Сюжет и композиция рассказа
При работе с романом А. С. Пушкина «Дубровский» мы изучали понятия «сюжет» и «композиция». Предложим детям вспомнить:
— Что такое сюжет, композиция?
Подскажем, что можно воспользоваться «Кратким словарем литературоведческих терминов» в конце учебника.
— Совпадают ли в рассказе последовательность событий сюжета и композиция?
— Почему автор поместил рассказ о семье Левонтьевых не в начале, а после того, как читатели узнали, что Митя должен пойти на увал с левонтьевскими ребятишками?
План фабулы рассказа
1) Бабушка велела сходить на увал за земляникой.
2) Поход за ягодами.
3) Обман.
4) Калачи для Саньки.
5) Ночные сожаления.
6) Рыбалка.
7) Бегство от бабушки.
8) Ночь в кладовке.
9) Слезы.
10) Прощение. Пряник конем.
Учитель на следующем уроке сможет собрать тетради и проверить составление плана.
Домашнее задание
Составить письменно план фабулы рассказа (2-й вопрос рубрики учебника «Для самостоятельной работы», с. 107, ч. 2).
Подготовиться к уроку внеклассного чтения: прочитать рассказы сборника «Конь с розовой гривой», подготовить устный отзыв об одном из рассказов.
Индивидуальное задание
Подготовить рассказ об истории создания сборника «Последний поклон» (учебник, с. 84—86, ч. 2).
Нарисовать иллюстрации к рассказам (к тем, о которых готовили отзывы).
Урок 79
В. П. Астафьев. Сборники рассказов «Конь с розовой гривой», «Последний поклон»
Урок внеклассного чтения
Урок внеклассного чтения учитель организует в зависимости от возможностей библиотеки и подготовленности класса. Можно сделать выставку детских рисунков, послушать отзывы детей о прочитанных рассказах. На уроке обязательно должны прозвучать отрывки из произведений Астафьева, например рассказ бабушки Катерины Петровны о своей жизни, описание пути Мити к дедушке на заимку, восхищение мальчика красотой сибирской природы (рассказ «Монах в новых штанах»).
Задача урока внеклассного чтения не в том, чтобы дать новые знания, а в том, чтобы пробудить интерес к творчеству писателя, вызвать у детей желание прочитать его книги. Если учитель решает самостоятельно выбрать отрывки, которые прозвучат в классе, он будет руководствоваться в этом выборе собственным чувством, тогда он сможет передать свою взволнованность и заинтересованность детям.
Домашнее задание
В качестве домашнего задания можно предложить написать отзыв по одному из рассказов В. П. Астафьева, входящих в сборники «Конь с розовой гривой», «Последний поклон». (Пример отзыва см. в Приложении).
Урок 80