Решите ситуации, руководствуясь нормами Законов Ману
1. Капур продал соседу вола, но уже через день пожалел об этом и предложил соседу расторгнуть сделку и возвратить все в изначальное состояние. Капур возвращает соседу деньги, а тот возвращает Капуру вола. Но сосед отказался. Капур обратился с жалобой в суд.
Правомерны ли действия Капура?
2. Ашвагхоша, отправляясь в далекое путешествие, оставил свое имущество на хранение соседу. Через 11 лет, посетив много стран и претерпев множество испытаний, Ашвагхоша вернулся на родину. Но сосед отказался вернуть имущество, мотивируя это тем, что после истечения 10 лет оно стало его собственностью по давности владения.
Как следует разрешить данный спор?
3. Взрослая дочь ростовщика Тарбы во время его отсутствия купила дорогой золотой браслет. Через две недели отец, узнав о покупке, потребовал расторгнуть сделку и вернуть деньги. Но продавец отказался.
Как должен быть разрешен данный спор?
4. Патанджали взял в долг до следующего урожая 20 мешков пшеницы, но вернуть долг вовремя не смог. Подождав несколько дней, кредитор явился в сопровождении многочисленных слуг в дом к Патанджали и изъял имущество, стоимость которого компенсировала долг. Патанджали обратился с жалобой на самоуправство в суд.
Какое решение должен вынести суд в соответствии с Законами Ману?
5. Торговец продал Деварадже позолоченную вазу, выдав ее за золотую. Через месяц, обнаружив подделку, Девараджа потребовал расторгнуть сделку и вернуть ему деньги. Но торговец отказался, утверждая, что срок для расторжения сделки пропущен. Правомерны ли требования Девараджи ? Как следует разрешить спор ?
6. Странствующий брахман сорвал несколько плодов с фруктового дерева, растущего близ изгороди в саду вайшия, но был замечен и задержан одним из слуг.
Является ли поступок брахмана преступлением? Какое наказание за него следует ? Подумайте, как изменится оценка ситуации, если подобные действия будут совершены представителями других варн.
7. Охранник священных даров, защищая женщину от грабителей, убил в схватке одного из нападавших.
Как можно квалифицировать его действия? Какое наказание он должен понести?
8. Во время сельской ярмарки между кшатрием и брахманом вспыхнула ссора. В присутствии многочисленных свидетелей они обозвали друг друга оскорбительными словами.
Какое наказание должны понести участники ссоры?
9. Крипалапи — житель сельской общины был обвинен в том, что во время ночного пожара он не бросился вместе с другими жителями немедленно тушить пожар, а остался дома.
Считается ли поступок Крипалапи правонарушением и должен ли он понести какое-либо наказание?
10. На рыночной площади города Паталипутра была захвачена шайка воров из трех человек. Расследование показало, что для одного из них это была первая кража. Двое других уже были один раз арестованы за похищение с целью выкупа сына крупного землевладельца, но смогли сбежать из-под стражи.
Какое наказание должны понести участники шайки?
11. На рассмотрение судьи поступил спор, в котором на стороне истца выступили два свидетеля брахмана, а на стороне ответчика брахман и кшатрий.
Чья правовая позиция предпочтительней для судьи?
12. Во время судебного процесса выяснилось, что ответчик, опасаясь проиграть крупный денежный спор, дал ложную клятву.
Будет ли он нести ответственность и в каком объеме?
13. Кшатрий обругал шудру обидными словами. Шудра обратился с жалобой в суд.
Будет ли кшатрий нести ответственность?
14. Жена одного из жителей деревни была замечена весело беседующей с соседом, когда ходила по воду. Как квалифицируются действия собеседников в данной ситуации?
15. На судебное разбирательство был доставлен житель деревни, обвиненный в укрывательстве воров.
Какое наказание ему грозит?
16. Обедневший брахман за богатый выкуп отдал в жены свою дочь за представителя варны шудр.
Тестовые вопросы для закрепления знания
В целях закрепления полученных знаний предлагаются тестовые задания по данной теме. Каждый тестовый вопрос содержит четыре варианта ответа, из которых необходимо выбрать лишь один правильный ответ.
1. Общество в Древней Индии основывалось на принципах:
а) сословно-варнового деления;
б) юридического равноправия;
в) социально-классового деления;
г) административно-территориального деления.
2. Содержание Законов Ману основывается на:
а) предписании царей;
б) записях решений судов;
в) моральных предписаниях;
г) обычаях.
3. Нормы, определяющие повседневное поведение людей в Древней Индии, называются:
а) кама;
б) дхарма;
в) шлока.
г) артха.
4. Наиболее известный памятник законодательства Древней Индии:
а) Артхашастра;
б) Нарадасмирити;
в) Яджнавалкья;
г) Законы Ману.
5. Согласно Законам Ману, размер процентов по займам зависел от:
а) принадлежности к определенной Варне;
б) цели займа и его обеспечения;
в) размера и длительности займа;
г) взаимоотношений должника и кредитора.
6. Согласно законам Ману, вина человека, совершившего кражу, увеличивается максимально, если он принадлежит к Варне:
а) шудр;
б) найшиев;
в) кшатриев;
г) брахманов.
7. Защищая женщину от нападения, охранник жертвенных даров убил нападающего (брахмана). Согласно Законам Ману, охранник:
и) должен выплатить крупный штраф;
б) должен быть казнен;
в) подвергается телесному наказанию;
г) наказанию не подлежит.
8. По Законам Ману вор, совершающий кражу ночью, должен в ка-ч.ттие наказания:
а) заплатить штраф и возместить ущерб;
б) понести телесное наказание;
в) быть казнен;
г) стать рабом.
9. Кшатрий, оскорбивший брахмана, по Законам Ману, подлежит:
а) телесному наказанию;
б) штрафу в 100 пан;
в) смертной казни;
г) штрафу в 250 пан.
10. Согласно Законам Ману, женщина:
а) не могла расторгнуть брак;
б) могла расторгнуть брак, если муж длительное время без вести отсутствует;
в) могла расторгнуть брак в случае неверности мужа;
г) могла расторгнуть брак в случае неспособности мужа содержать
семью.
11. «Дважды рожденными» в Древней Индии называли:
а) царей;
б) жрецов;
в) воинов;
г) брахманов, кшатриев, вайшиев.
12. По Законам Ману после заключения договора купли-продажи если одна из сторон передумала, то:
а) договор можно расторгнуть, только выплатив штрафы в размере суммы договора;
б) договор можно расторгнуть только по специальному решению
царя;
в) договор можно расторгнуть в течение 10 дней со дня заключения
без каких-либо оснований;
г) отказ от исполнения договора был невозможен.
13. Согласно Законам Ману, приобретение права собственности было возможно по истечении:
а) 5 лет;
б) 2 лет;
в) 10 лет
г) 30 лет.
14. Смертная казнь по Законам Ману не могла применяться в качестве меры наказания к:
а) женщинам;
б) престарелым;
в) царским слугам;
г) брахманам.
Иллюстративный материал
Список использованной литературы
История государства и права зарубежных стран/Под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. М., 1998.
Законы Ману. М., 1960.
Бонгард-Левин Г. М. Индия эпохи Маурьев. М., 1973.
Вигасин А. А. Наем в Древней Индии // Вестник древней истории. 1976. № 4.
Ильин Г. Ф. Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов // Вестник древней истории. 1950. № 2. Крашенинникова Н. А. История права Востока. М., 1994.
Самозванцев А. М. Правовые тексты дхармашастр. М., 1991.
Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособие. М., 2004.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века / Составитель — проф. В. А. Том-сипов. М.: Издательство "Зерцало", 2000. С. 36—78.
Артхашастра или Наука политики / Перевод с санскрита А. И. Вострикова, Е. Е. Обермиллера, Б. В. Семичева. М.-Л., 1959 и М, 1993.
Вишну-смрити. Главы II—VII / Перевод А. А. Вигасина // Практикум по истории древнего мира. Вып. 1. Древний Восток. М., 1989.
Дхармашастра Парады / Перевод с санскрита и комментарий А. А. Вигасина и А. М. Самозванцева. М., 1998.
Законы Ману / Перевод С. Л. Элъмановича, исправленный и дополненный Г. Ф. Ильиным. М., 1960.
Самозванцев А. М. Книга мудреца Яджнавалкьи. М., 1994.
Вигасин А. А. Юридическая тематика в композиции дхарма-шастр // Санскрит и древнеиндийская культура. М., 1979.
Вигасин А. А. "Меры против воров" в Нарада-смрити // Древняя Индия. Язык, культура, текст. М., 1985.
Вигасин А. А. Наем в древней Индии // Вестник древней истории. 1989. № 3.
Вигасин А. А. "Устав о рабах" в "Артхашастре" Каутильи // Вестник древней истории. 1976. № 4.
Вигасин А. А., Самозванцев А. М. Артхашастра: проблемы социальной структуры и права. М., 1984.
Ильин Г. Ф. Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов // Вестник древней истории. 1950. № 2.
Романов В. Н. О социальной значимости дхармашастр // Санскрит и древнеиндийская культура. М., 1979.
2 — 947
Романов В. Н. К вопросу о жанре дхармашастр // История и культура Центральной Азии. М., 1983.
Самозванцев А. М. Артхашастра и дхармашастра: право и проблемы интеграции жанров // Вестник древней истории. 1984. № 2.
11. Самозванцев А. М. Теория собственности в древней Индии М., 1978.
КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра теории и истории государства и права
«ОДОБРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»
заведующая кафедрой Первый проректор
к.ю.н., доцент д.ю.н., профессор
_________Наурызбай А.Ж. ________Жиренчин К.А.
«___»______________2012г. «___»_________________2012г.