Какой опыт дает человеку война?
Опыт и ошибки
Первая половина двадцатого века осталась в истории нашей страны огромным кровавым пятном. Я думаю, каждому известно, насколько ужасной, бесчеловечной, антигуманной и всеразрушительной была для нашей страны Великая Отечественная война, и многие из тех, кто стал свидетелем этих роковых событий, постарались как можно подробнее передать свои впечатления будущим поколениям b описать весь ужас тех событий. Благодаря этому мы имеем возможность прочувствовать опыт наших предков, и для того, чтобы действительно осознать, что происходило с людьми тех времен, какую переоценку ценностей они пережили, нужно разобраться и понять, из чего состоял этот опыт. Какой опыт дает человеку война? Как бы цинично и грубо не звучал этот вопрос, но даже такие страшные события являются для человека опытом. Кто-то по-новому раскрылся на поле боя, открыв для самого себя ранее неизведанные черты характера, или, под воздействием обстоятельств, поменялся вовсе, забыв про ранее установленные принципы и предрассудки. В любом случае, война не оставила равнодушным никого, и для большинства людей она стала самым серьезным испытанием в жизни, самым важным «уроком», главным выводом из которого является именно отторжение войны как таковой.
Герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» пережил невероятное количество испытаний, среди которых был и голод, и плен, и первое собственноручное убийство, он потерял всю свою семью, но это не сломило его дух, его патриотизм, и только пробудило в нем желание жить. Да, война – страшное событие для каждого, но, быть может, если бы Андрей соколов не пережил все это, он бы никогда не спас жизнь маленького мальчика и не стал сильнее ценить свою. Быть может, не участвуя в судьбе своей родины, не защищая её грудью, он бы никогда не ощутил такую волну патриотизма, такую гордость за свою страну, как в разговоре с Миллером. И, наконец, взаимопомощь, взаимоподдержка, искреннее желание поделиться своей едой, даже если сам не ел уже несколько дней, желание защитить нуждающегося, помочь ближнему - это те качества, без которых нельзя выжить на войне и которые остаются с человеком на всю оставшуюся жизнь. А в остальном, конечно, война разрушает, ожесточает, убивает в человеке все человеческое, и лишь немногие выжившие возвращаются с неё прежними людьми, потому как войти в колею мирной жизни и не чувствовать постоянную опасность выходит не у каждого, что является болезненным осадком от пережитого опыта. Алексей Мересьев, герой повести В.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке», подобно Андрею Соколову, пережил немало трудностей, однако его страдания сопровождались особо жестокими муками боли и страха. Будучи военным летчиком, этот герой потерпел крушение и потерял стопы, после чего ему нужно было без еды, воды и средств защиты, движимому лишь силой духа и верой в лучшее, добраться до помощи, не зная ничего, даже собственного местонахождения. Безусловно, это был жуткий опыт, который не мог не отразиться на психике солдата, однако этот поистине тяжкий путь пробудил в Алексее непреодолимое желание отомстить врагу, снова сесть за штурвал самолета и помочь своей стране.. Возможно, именно эта мысль и помогала ему бороться с голодом, страхом и болью, а пришедшая вместе с ней озлобленность и ожесточенность помогли солдату пережить ампутацию, долгие месяцы реабилитации и снова сесть за штурвал, показывая прежние результаты. Конечно, тот опыт, который пришлось пережить Алексею, нельзя назвать положительным, однако это все же был опыт, следствием которого стало будто бы обновленное, еще более сильное желание жить, желание сражаться за свободу своей родины, желание отблагодарить Отечество своим примером или же ценою жизни.
Война – это то слово, которое отражается содроганием на сердце у каждого. Несмотря на то, что в сражениях закаляется характер, это все же страшный опыт, пережить который нельзя пожелать даже врагу. Война приносит в мир только смерти и разрушения, голод и разруху, и еще десятки и сотни лет человечество будет помнить, сколько бед принесли нам события 1941 – 1945 годов.
***
По мнению Уильяма Шекспира, опыт приобретается только деятельностью. Но как часто наши поступки, совершаемые в юности, бывают ошибочны. Так что же, ничего не делать? Ждать у моря погоды? Лев Николаевич Толстой предлагает: "Чтобы жить честно, надо рваться, метаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться... А спокойствие – душевная подлость."
В романе «Война и мир» главная и любимая героиня Толстого Наташа Ростова – воплощение чистоты, свежести, радости и света. Её поведение всегда диктуется чувством, которое очень часто продиктовано моментом. Эмоция влечёт Наташу, и она восторженно поёт лунной ночью в Отрадном! А потом искренне пляшет у дядюшки после целого дня разъездов в седле на охоте, и как пляшет, что невозможно не залюбоваться! Любовь для юной графини – чувство новое, и многое для неё непонятно. Она не знает, что пережил князь Андрей, почему он выбрал именно её. Ей непонятна холодность и неприятие старого князя Болконского. Попав в театр прямо в руки распутной «голой» Элен, она воспринимает её поведение за образец. Ведь перед отъездом князь Андрей советовал в случае чего обращаться к Пьеру, а Элен его жена. Наташа привыкла принимать родственные связи, как что-то прочное, незыблемое. Она видит, как Элен ведёт себя, как реагирует на игру актёров, которые ей кажутся нелепыми и смешными (недаром Толстой использует в лексике «толстые ляжки», подчёркивая искусственность театральной постановки), и начинает сомневаться в собственных ощущениях. Если люди вокруг так радостно аплодируют, значит, это хорошо. Она не имеет опыта светского общения. Она искренне верит, что чувство, внушённое ей Анатолем, - настоящее, что только это и есть любовь. И совершает страшную ошибку. Хорошо, что рядом с ней оказывается Соня, живущая исключительно разумом. Но её Толстой не любит, она всё делает по правилам и не способна совершать ошибки. А это не настоящая жизнь.
Однако Наташе Ростовой было всего лишь семнадцать лет. Но вот когда ошибку совершает человек в возрасте… Об этом стоит подумать. Великолепный, виртуозный авантюрист Чичиков сумел обвести вокруг пальца всю губернию. Он хладнокровно, тщательно продумал свой крестовый поход за богатством. Совершив крупную покупку, по мнению многих, на миллион рублей, он вдруг расслабляется, погружается в мечты. И тут жизнь подбрасывает ему испытание. Встреча с губернаторской дочкой словно парализует его рассудок. Он вдруг погружается в сладостные мечты о браке с этим чудесным, милым, непорочным существом. Пока он шёл к цели, он был доступен для каждого. Женщины лелеяли мечты о свидании с милашкой Чичиковым, даже писали письма. Все думали, что именно к нему господин херсонский помещик благоволит больше, чем к другим. Но когда на балу он вдруг рассеянно перестает контролировать свои поступки – всё рушится, летит в тартарары. Именно женщины первые объявляют его персоной нон грата, человеком, потерявшим доверие. И двери всех домов закрываются перед ним. Он уже никому не интересен, вот-вот его арестуют по подозрению в мошенничестве.
Не имея опыта в любовных похождениях, Павел Иванович Чичиков чуть не проваливает всё своё предприятие. Опыт всегда поможет нам не совершать ошибку. Хотя, может быть, это будет уже не жизнь…. «Опыт — самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика».
***
«Опыт – всему учитель» (Гай Юлий Цезарь)
По мере взросления человек учится, почерпывая знания из книг, на школьных занятиях, в беседах и взаимоотношениях с другими людьми. Кроме того, немаловажное влияние оказывают окружение, традиции семьи и народа в целом. Обучаясь, ребенок получает много теоретических знаний, но умение применить их на практике необходимо для того, чтобы приобрести навык, набраться собственного опыта. Иными словами, можно прочесть энциклопедию жизни и знать ответ на любой вопрос, однако в реальности научиться жить поможет только лишь личный опыт, то есть практика, и без этого уникального опыта человек не сможет прожить яркую, полноценную, насыщенную жизнь. Авторы очень многих произведений художественной литературы изображают героев в динамике, чтобы показать, каким образом происходит у каждого человека становление личности и прохождение собственного пути.
Обратимся к романам Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», «Страх», «Тридцать пятый и другие годы», «Прах и пепел». Перед взором читателя проходит нелегкая судьба главного героя Саши Панкратова. В начале повествования это отзывчивый парень, отличник, выпускник школы и студент-первокурсник. Он уверен в свой правоте, в своем завтрашнем дне, в партии, своих друзьях, это открытый человек, готовый прийти на помощь нуждающемуся. Именно из-за своего чувства справедливости он и страдает. Сашу отправляют в ссылку, и внезапно он оказывается врагом народа, совершенно одиноким, вдали от дома, осужденный по политической статье. На протяжении всей трилогии читатель наблюдает за становлением личности Саши. От него отворачиваются все друзья, кроме девочки Вари, которая самоотверженно ждет его, помогая его матери преодолеть трагедию. Известно, что Анатолий Рыбаков задумал написать трилогию, но после выхода третьего романа ему приходило много писем с вопросом: «Неужели Саша и Варя так и не встретятся?». Так и родился четвертый роман «Прах и пепел». Перед нами – мрачный человек, не решающийся громко высказывать свое мнение. Он осторожен и скрытен. Именно так можно было выжить в СССР 1930-1940-х годов. Юношеская восторженность героя оборачивается сдержанностью и угрюмостью. Ссылка оказывается учителем реальной, суровой жизни.
В романе Виктора Гюго «Отверженные» показана история девочки Козетты. Ее мать была вынуждена отдать свою малютку в семью трактирщика Тенардье. Там очень плохо относились к чужому ребенку. Козетта видела, как хозяева баловали и любили собственных дочерей, которые были нарядно одеты, весь день играли и озорничали. Как любой ребенок, Козетта тоже хотела играть, однако ее заставляли убираться в харчевне, ходить за водой в лес к роднику, мести улицу. Одета она была в жалкие лохмотья, а спала в коморке под лестницей. Горький опыт научил ее не плакать, не жаловаться, а молча выполнять приказы тетки Тенардье. Кода волею судьбы Жан Вальжан вырвал девочку из лап Тенардье, она не умела играть, не знала, чем занять себя. Бедный ребенок учился заново смеяться, заново играть в куклы, беззаботно проводя дни. Однако в будущем именно этот горький опыт помог Козетте стать скромной, с чистым сердцем и открытой душой.
Таким образом, наши рассуждения позволяют сформулировать следующий вывод. Именно личный опыт учит человека жизни. Каков бы ни был этот опыт, горьким либо благостным, он является собственным, пережитым, и уроки жизни учат нас, формируя характер и воспитывая личность.
2. Победа и поражение
***
Наверное, на свете нет людей, которые не мечтали бы о победе. Каждый день мы одерживаем маленькие победы или терпим поражения. Стремясь добиться успеха над собой и своими слабостями, поднимаясь утром на тридцать минут раньше, занимаясь в спортивной секции, готовя уроки, которые плохо даются. Иногда такие победы становятся шагом к успеху, к самоутверждению. Но так бывает не всегда. Кажущаяся победа оборачивается поражением, а поражение, по сути, является победой.
В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой А.А.Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается в общество, в котором вырос. Всё ему знакомо, про каждого представителя светского общества у него категоричное суждение. «Дома новы, а предрассудки стары», - делает вывод об обновлённой Москве молодой, горячий человек. Фамусовское общество придерживается строгих правил времен Екатерины:
«по отцу и сыну честь», «будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых – тот и жених», «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных», «не то, чтоб новизны вводили, - никогда», «судьи всему, везде, над ними нет судей».
И лишь подобострастие, чинопочитание, лицемерие властвуют над умами и сердцами «избранных» представителей верхушки дворянского класса. Чацкий со своими взглядами оказывается не ко двору. По его мнению, «чины людьми даются, а люди могут обмануться», искать покровительство у власть имущих – низко, добиваться успеха надо умом, а не раболепством. Фамусов, едва услышав его рассуждения, затыкает уши, кричит: «…под суд!» Он считает молодого Чацкого революционером, «карбонарием», опасным человеком, при появлении Скалозуба просит не высказывать свои мысли вслух. А когда молодой человек всё-таки начинает излагать свои взгляды, быстро уходит, не желая нести ответственности за его суждения. Однако полковник оказывается человеком недалёким и улавливает лишь рассуждения по поводу мундиров. Вообще Чацкого мало кто понимает на балу у Фамусова: сам хозяин, Софья и Молчалин. Но каждый из них выносит свой вердикт. Фамусов запретил бы таким людям на выстрел подъезжать к столице, Софья говорит, что он «не человек - змея», а Молчалин решает, что Чацкий просто неудачник. Окончательный вердикт московского света – сумасшествие! В кульминационный момент, когда герой произносит свою программную речь, - никто в зале не слушает его. Можно сказать, что Чацкий терпит поражение, но это не так! И.А.Гончаров считает, что герой комедии - победитель, и с ним нельзя не согласиться. Появление этого человека встряхнуло застойное фамусовское общество, разрушило иллюзии Софьи, пошатнуло положение Молчалина.
В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» сталкиваются в жарком споре два оппонента: представитель молодого поколения – нигилист Базаров и дворянин П.П.Кирсанов. Один прожил жизнь праздную, потратил львиную долю отведённого срока на любовь к известной красавице, светской львице – княгине Р. Но, несмотря на такой образ жизни, он обрёл опыт, испытал, наверное, самое главное чувство, которое настигло его, смыло всё наносное, сбило спесь и самоуверенность. Это чувство – любовь. Базаров смело судит обо всём, считая себя «самоломанным», человеком сделавшим своё имя только собственным трудом, умом. В споре с Кирсановым он категоричен, резок, но соблюдает внешние приличия, а вот Павел Петрович не выдерживает и срывается, косвенно называя Базарова «болваном»: …прежде они были просто болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.
Внешняя победа Базарова в этом споре, потом на дуэли оказывается поражением в главном противостоянии. Встретив свою первую и единственную любовь, молодой человек не способен пережить поражение, не желает признавать крах, но ничего не может поделать. Без любви, без милых глаз, таких желанных рук и губ жизнь не нужна. Он становится рассеянным, не может сосредоточиться, и никакое отрицание не помогает ему в этом противостоянии. Да, кажется, Базаров победил, ведь он так стоически идёт к смерти, молча борется с недугом, но на самом деле он проиграл, потому что потерял всё, ради чего стоило жить и творить.
Смелость и решительность в любой борьбе крайне необходимы. Но подчас надо отринуть самоуверенность, посмотреть вокруг, перечитать классику, чтобы не ошибиться в правильном выборе. Ведь это твоя жизнь. И побеждая кого-то, подумай, а победа ли это!