Проблематика романа
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.
- Главная проблема – судьба народа. Народ – основа нравственных устоев общества.
- Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
- Истинный и ложный патриотизм.
- Назначение женщины – сохранение семейного очага.
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ
.
ВОЙНА | МИР |
1. Военные столкновения враждующих армий | 1. Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. |
2. Вражда, непонимание, эгоистический расчет | 2. Это крестьянский сход |
3. Разъединение | 3. «Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов |
4. Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад. | 4. Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество. |
5. Дуэли и поединки между героями | 5. Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой (внутренний мир) |
6. Конфликт человека с самим собой | 6. Весь свет, Вселенная. |
7. Насилие и кровопролитие, зло. | 7. Братство людей, независимо от национальности и классовых различий. |
8. Все, что разрушает гармонию. | 8. Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба. |
Это смерть | Это жизнь |
ГЕРОИ
Всего в романе свыше 550 лиц. Из них свыше 200 – это реальные исторические личности.
Люди «войны» | Люди «мира» |
1. Курагины: князь Василий, Анатоль, Ипполит, Элен. | 1. Болконские: Николай Андреевич – отец, князь Андрей, княжна Марья |
2. Анна Шерер и посетители ее салона | 2. Ростовы: Илья Андреевич – отец, графиня Наталья – мать, Наташа, Николай, Петя, Соня. |
3. Александр I | 3. Пьер Безухов |
4. Наполеон | 4. Кутузов |
Несут разъединение, вражду, эгоизм, преступную аморальность. | Ненавидят не только войну в прямом смысле этого слова, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. |
КОМПОЗИЦИЯ
В романе 4 тома и эпилог
1 том – 1805 год
2 том – 1806 – 1811 годы
3 том – 1812 год
4 том – 1812 – 1813 годы
Эпилог – 1820 год
Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни – это:
- Приемы сопоставления и противопоставления
- «Срывание всех и всяческих масок».
- Психологизм повествования – внутренний монолог
ЖАНР
«ВОЙНА И МИР» - ЭТО РОМАН – ЭПОПЕЯ
1. Картины русской истории | Шенграбенское и Аустерлицкое сражение, Отечественная война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение |
2. События общественной и политической жизни | Масонство, первые организации декабристов |
3. Отношения помещиков и крестьян | Преобразования Пьера, Андрея. |
4. Показ различных слоев населения | Поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне |
5. Широкая панорама бытовых сцен | Балы, обеды, охота, посещение театра и др. |
6. Огромное количество человеческих характеров | Свыше 550 персонажей |
7. Большая протяженность во времени | 15 лет |
8. Широкий охват пространства | Петербург, Москва, дворянские поместья, Австрия, Смоленск, Бородино. |
ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Общая цель при изучении романа – выяснить, какие нормы жизни Толстой утверждает, какие отрицает. Знакомство с романом начинаем с эпизода вечера в салоне А.П.Шерер в июле 1805 г. Конкретная цель – определить, во-первых, отношение автора к нормам жизни высшего света и каким образом он это выражает; во-вторых, посмотреть, однородно ли это общество и, в –третьих, разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяет нам включиться в политическую атмосферу эпохи: именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений России с Францией. Почему это произошло?
Действие начинается в июле 1805 года в салоне А. Шерер. Эти сцены знакомят нас с представителями придворной аристократической среды: фрейлина Шерер, министр князь Василий Курагин, его дети – бездушная красавица Элен, «беспокойный» дурак Анатоль, «спокойный» дурак Ипполит, княгиня Лиза Болконская и др.
Отрицательное отношение Толстого к героям проявилось в том, что автор показывает, насколько в них все фальшиво, идет не от сердца, а от необходимости соблюдать приличия. Толстой отрицает нормы жизни высшего общества и за внешней его благопристойностью, изяществом, светским тактом вскрывает пустоту, эгоизм, корыстолюбие и карьеризм «сливок» общества.
Выделяются среди гостей Анны Павловны два человека. Это Пьер Безухов и А. Болконский.
Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт Пьера и князя Андрея с аристократической средой. Анна Павловна приветствовала Пьера поклоном, «относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне» и относилась к нему со страхом.
О князе Андрее нельзя сказать столь же решительно, что он во всем чужой. В этом обществе он не «медведь», он на равных правах, его уважают и боятся, он может себе позволить себе «щурясь» оглядеть общество. Он-то для всех свой. Они для него - чужие.
Вывод: отрицая нормы жизни светского общества, Толстой путь своих положительных героев начинает с отрицания ими пустоты и фальши светской жизни. Автор показывает неоднородность этого общества, которым претит такая жизнь.
Вечер в салоне Шерер завершается глупым анекдотом Ипполита, который все встретили как светскую любезность.
Французский язык – как норма светского общества; Толстой подчеркивает незнание героями родного языка, отрыв от народа, т.е. французский язык есть средство характеристики знати с ее антинациональной ориентацией.
Как правило, там, где описывается ложь или зло врывается французский язык.