Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой
Инструкция: Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это будут истории не про то, что ч тобой уже бывало или случалось, а про то, что могло бы случиться, потому что случалось с другими. А ты будешь мне говорить, чтобы ты сказал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.
1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: «Ребенок, ты ведь у меня еще маленький, трудно тебе в школу ходить. Если хочешь я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода или на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?
2. Представь себе, что мама договорилась с директором школы и тебя отпустили из школы с завтрашнего дня. Утром ты встал, умылся, позавтракал – в школу идти не надо, делай что хочешь. Что бы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
3. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему тоже семь лет, но он ходит не в школу, а в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты ему посоветуешь?
4. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы ты не ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила тебя одного всему, чему учат в школе. Ты согласился бы учиться дома?
5. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побывала у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше – чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменяли учителя?
6. Представь себе, что есть две школы – школа А и школа Б. В школе А расписание уроков в первом классе такое: каждый день бывают уроки грамоты, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры – не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывают физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко – по одному разу в неделю. В какой школе ты хотел бы учиться?
7. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встаешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?
8. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам – дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?» Чтобы ты выбрал?
Анализ:
Качественный: Позиция сформирована – внутренняя позиция имеет содержательный характер, ребенок хочет ходить в школу, ему нравиться учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность – учебная.
Позиция сформирована средне – наличие положительного отношения к школе, возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными. Желание учиться заменяется установкой: “Надо учиться, должен учиться”.
Позиция школьника не сформирована – предпочтение игровой деятельности и дошкольного типа отношений, отсутствие ориентации на содержание школьно-учебной действительности, отсутствие смысловой установки принятия нового социального статуса ученика. Ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной: новые знакомства и контакты, игры, прогулки, возможности посещения школьных кружков и пр. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность – игровая. В некоторых случаях у ребенка присутствуют негативные установки в отношении школы и учения, отсутствие желания ходить в школу.
Количественный: Критерии оценивания ответов ребенка.
№ вопроса | Ответы, относящиеся к категории «А» | Ответы, относящиеся к категории «Б» |
Ребенок не соглашается на «отпуск» | Ребенок соглашается на «отпуск» | |
В ответе ребенка фигурируют учебные виды деятельности и действия, связанные с самообразованием | В ответе ребенка фигурируют только дошкольные занятия – игры, прогулки, рисование, занятия по хозяйству, - без упоминания о каких-либо учебных видов деятельности | |
Ребенок делает акцент на содержательных аспектах подготовки к школе: освоении некоторых навыков чтения, счета и письма | Ребенок подчеркивает в основном формальные стороны подготовки к школе – приобретение формы, портфеля и т.д. | |
Ребенок не соглашается учиться на дому | Ребенок соглашается учиться на дому | |
Ребенок выбирает учителя | Ребенок выбирает родителей | |
Ребенок выбирает школу А | Ребенок выбирает школу Б | |
Ребенок выбирает школу А | Ребенок выбирает школу Б | |
Ребенок выбирает хорошую оценку | Ребенок выбирает игрушки или шоколадку |
Преобладание ответов категории А свидетельствует о том, что позиция школьника сформирована (I уровень). Одинаковое количество ответов А и Б – внутренняя позиция школьника сформирована средне (II уровень). Преобладание ответов категории Б говорит о том, что позиция школьника не сформирована (III уровень).
Общий балл по методике: 2 балла – I уровень; 1 балл – II уровень; 0 баллов – III уровень.