Итоговая комплексная работа 3 класс 2014 год
ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА 3 КЛАСС 2014 год
Фамилия _______________________ Имя _________________ Школа _______ Класс _______
Вариант
САХАР
Кого сегодня можно удивить сахаром? Он есть в каждом доме. Что же мы называем сахаром? Это белое кристаллическое питательное вещество, которое добывают из сахарной свёклы или из сахарного тростника. Известно о нём стало в Европе ещё до новой эры, со времён походов в Индию Александра Македонского. В Америку сахар привёз Христофор Колумб в 1493 году.
Сначала сахар научились получать из сахарного тростника. Срезанные стебли тростника измельчали, давили и получали сок. В сыром соке 18 частей сахара и 82 части воды. Потом для очистки от примесей и запахов к соку добавляли известь и нагревали до 70˚С, фильтровали и выпаривали воду. Оставались кристаллы сахара. Этот способ мало изменился и в наши дни, хотя стал механизирован и автоматизирован. В 1747 году немецкий химик Андреас Маргграф обнаружил, что сахар есть и в сахарной свёкле. Это открытие позволило производить сахар и в северных районах. В начале XIX века под Тулой начал работать первый российский завод по производству сахара из сахарной свёклы.
Полезен ли сахар для нашего организма? Сколько его нужно употреблять? Сахар – главный поставщик энергии для мозга. Он является важным источником углеводов, которые необходимы для нормального обмена веществ в организме человека. Сахар необходим и для работы печени. Он не содержит жира и белков, но даёт телу калории. Однако переизбыток этого вещества в организме человека может привести к увеличению веса, замедлению роста, появлению морщин, повышает риск возникновения заболеваний сердца и сахарного диабета, снижению иммунитета. Взрослому человеку необходимо съедать не более 100 граммов сахара в день (примерно 10 чайных ложек), это включает в себя не только тот сахар, что мы кладём себе в кашу или чай, но и содержащийся в продуктах.
Следует помнить, что сахар входит в состав всех продуктов, овощей, ягод, фруктов, злаков, молока, большинства продуктов питания. Известно, что в лимоне 2 грамма сахара. Это больше, чем в клубнике. В трёх картофелинах его столько же, сколько в двух яблоках. А в литровой бутылке Пепси содержится 80 граммов сахара. Это очень много! Поэтому будьте осторожней с подобным напитком.
Сахар находит применение в кулинарии и других разных производствах. Благодаря ему хлеб и пончики поднимаются при выпечке. Сахар – природный консервант, то есть вещество, предотвращающее порчу продуктов. Не случайно его добавляют в воду, чтобы продлить жизнь срезанным цветам. Широко применяют сахар при производстве лекарств, чернил для принтеров, сахар входит в состав клеев, используется в качестве замедлителя затвердевания цемента, при изготовлении топлива для автомобилей. Всего не перечислишь.
Сахар всегда ценился, считался предметом роскоши, богатства. Не случайно в Европе его долго называли «белым золотом». И сегодня про самых дорогих и любимых нежно говорят «сладкие мои», а про беззаботную жизнь в достатке – «сладкая жизнь».
Основная часть
1. Как ты думаешь, о чём этот текст? Обведи номер ответа.
1) О пользе сахара для организма человека.
2) О том, как получить сахар из тростника.
3) Об истории и роли сахара в жизни человека.
4) О значении слов «сахар», «сахарный».
2. Когда сахар стали производить из сахарной свёклы в России?
1) в XV веке 2) в XVIII веке 3) в XIX веке
3. Какими свойствами обладает кристаллический сахар? Отметь соответствующие графы таблицы знаком +.
Свойства | Имеет | Не имеет |
Цвет | ||
Запах | ||
Вкус | ||
Растворимость в воде |
Проверь выполнение задания по тексту.
4. В тексте сахар называют «консервантом». Запиши, пользуясь текстом, что обозначает это слово.
____________
5. При правильном здоровом питании рацион человека должен состоять из разнообразных продуктов, содержащих: углеводы – 5 долей, жиры – 3 доли, белки – 2 доли.
Найди в тексте, источником чего является сахар. Обозначь цветом доли, которые приходятся на это вещество.
6. Восстанови способ производства сахара из тростника. Пронумеруй цифрами действия в правильной последовательности.
_____ Выпаривают.
_____ Нагревают.
_____ Отжимают сок.
_____ Добавляют известь.
_____ Фильтруют.
7. Найди в тексте собственные имена существительные. Запиши их в таблицу, распределив на две группы. Дай название первой группе.
Название 1 группы: | Название 2 группы: |
Географические названия | |
8. Какое утверждение можно считать верным? Обведи номер ответа.
1) Человек может обойтись без употребления сахара, так как в нём не содержатся полезные вещества и витамины.
2) Человек может обойтись без добавления сахарного песка в чай или кашу, так как достаточно получает сахар из овощей, фруктов и других продуктов.
3) Человек, который следит за своим здоровьем, должен употреблять больше сахара.
Оценка выполнения основной части (в процентах)
Проценты | 10% | 20% | 30% | 40% | 50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100% | ||||||||||
Баллы | ||||||||||||||||||||
Дополнительная часть
9. Какие части текста не озаглавлены? Заверши составление плана (впиши свои названия этих частей).
1. Сахар – наш близкий знакомый.
2. ________________________________________________________________
3. Роль сахара для организма человека.
4. Содержание сахара в различных продуктах.
5. ________________________________________________________________
6. «Белое золото».
10. В красном яблоке сахара в 15 раз больше, чем в одном лимоне. Используя эту информацию и данные текста, сделай расчёты и заполни таблицу.
Продукт | Количество сахара |
1 лимон | |
1 яблоко | |
1 картофелина | |
Фруктовое пюре из 5 яблок и 1 лимона |
11. Определи, какое словосочетание употребляется в переносном значении.
1) сладкий пирог
2) сладкая жизнь
3) сладкое варенье
4) сладкие конфеты
12. В какую книгу можно поместить данный текст? Обведи номер ответа.
1) Книга о вкусной и здоровой пище.
2) Справочник врача.
3) Энциклопедия «Неизвестное об известном».
4) Рассказы об истории открытий.
13. Рассмотри схему. Приведи примеры и впиши их.
Оценка выполнения дополнительной части (в процентах)
Проценты | 10% | 20% | 30% | 40% | 50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100% | ||||||
Баллы | ||||||||||||||||
ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА 3 КЛАСС 2014 год
Фамилия _______________________ Имя _________________ Школа _______ Класс _______
Вариант
СОЛЬ
XXI век – это век высоких технологий и комфорта. Но в нашей жизни остались и простые вещи. Например, кого теперь удивишь солью? Поваренная соль – природный минерал, белое кристаллическое вещество, есть в каждом доме. Она является важным компонентом человеческой пищи. А своё название «поваренная» соль получила от способа производства.
Запасы соли в природе практически неисчерпаемы: залежи каменной соли и соль морей и океанов. Учёные подсчитали, что в одном литре воды Индийского океана содержится около 36 граммов поваренной соли, Белого моря – 30 граммов, Северного моря – 33 грамма, Мёртвого моря – 41 грамм, а Балтийского – только 5 граммов.
Добывать соль из морской воды начали давно. Известно, что в XVII веке Соловецкий монастырь на Беломорье славился своими солеварнями. Монахи черпали воду прямо из моря и варили из неё соль. Процесс выварки соли был долгим и сложным. Вываркой соли руководил опытный повар, которому помогали подварок и рабочие. Доведя рассол до кипения, солевар не отходил от него до конца варки. Когда вода выпаривалась, и кристаллическая соль начинала оседать хлопьями на дно, «варя» заканчивалась. Рабочие сгребали соль лопатами, сушили, а затем ссыпали в мешки. Такой способ получения соли с небольшими изменениями просуществовал почти до конца XIX века. А слова «варя», «повар» легли в основу названия современной соли.
В старину, когда соль добывали с большим трудом и стоила она дорого, к ней относились как к великой ценности, называли властительницей жизни и смерти. Соль служила залогом верности, мерилом богатства, могущества. В наше время соль доступна каждому. Но её значение для жизни человека не стало меньше.
Соль входит в состав крови, пота и слёз. Она участвует в водно-солевом обмене и играет важную роль в переработке белков в организме человека. Однако её употребление нужно регулировать, ведь большинство продуктов питания, в том числе все овощи, фрукты, мясо, рыба, молоко содержат соль. Интересно, что в бананах соли больше, чем в картофеле. В одном килограмме изюма или телятины содержится 1 грамм соли, а в трёх килограммах свёклы столько же, сколько в одном килограмме сыра – около девяти граммов. В пачке картофельных чипсов (150 г) – 3 грамма соли. Это очень много! В среднем в сутки человек получает 10 граммов соли в виде натуральных продуктов и 4 грамма при приготовлении пищи. Переизбыток соли в организме вреден и может привести к опасным заболеваниям.
Использование соли разнообразно. Соль – природный консервант, то есть вещество, способное убивать бактерии и микробы, вызывающие гниение. В связи с этим соль активно используют при заготовке овощей, грибов, рыбы, мяса. Это вещество используют и в быту, медицине, промышленности. Оно является основой для производства лекарств, пластмасс, алюминия, бумаги, мыла, стекла. Можно назвать более 10 тысяч областей применения соли. Вот какое чудесное вещество – соль!
Основная часть
1. Как ты думаешь, о чём этот текст? Обведи номер ответа.
1) О пользе соли для организма человека.
2) О том, как получали поваренную соль из морской воды.
3) О соли и её роли в жизни человека.
4) Об истории и значении слова «поваренная».
2. В каком веке Соловецкий монастырь славился добычей соли из морской воды?
1) в XII веке 2) в XVII веке 3) в XIX веке
3. Какими свойствами обладает кристаллическая поваренная соль? Отметь соответствующие графы таблицы знаком +.
Свойства | Имеет | Не имеет |
Цвет | ||
Запах | ||
Вкус | ||
Растворимость в воде |
Проверь выполнение задания по тексту.
4. В тексте соль названа «консервантом». Запиши, пользуясь текстом, что обозначает это слово.
____________
5. При правильном здоровом питании рацион человека должен состоять из разнообразных продуктов, содержащих: углеводы – 5 долей, жиры – 3 доли, белки – 2 доли.
Найди в тексте, какое вещество в организме человека помогает перерабатывать соль. Обозначь цветом доли, которые приходятся на это вещество.
6. Восстанови способ производства соли из морской воды. Пронумеруй цифрами действия в правильной последовательности.
_____ Выпаривали.
_____ Ссыпали.
_____ Сушили.
_____ Сгребали.
_____ Кипятили.
7. Заполни таблицу. Расположи моря в порядке возрастания их солёности..
МОРЕ | Количество соли на 100 г воды |
8. Какое утверждение можно считать верным? Обведи номер ответа.
1) Человек может обойтись без употребления соли, так как в ней не содержатся полезные вещества и витамины.
2) Человек может обойтись без подсаливания пищи, учитывая соль, которую он получает из овощей и других продуктов.
3) Человек должен стремиться употреблять больше соли, чтобы избежать опасных заболеваний.
Оценка выполнения основной части (в процентах)
Проценты | 10% | 20% | 30% | 40% | 50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100% | ||||||||||
Баллы | ||||||||||||||||||||
Дополнительная часть
9. Какие части текста не озаглавлены? Заверши составление плана (впиши свои названия этих частей).
1. Соль – наш старый знакомый.
2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4. Соль – залог богатства.
5. Роль соли для организма человека.
6. Использование соли.
10. Используя данные текста, сделай расчёты и заполни таблицу.
Продукт | Количество соли |
1 кг телятины | |
1 кг свёклы | |
1 кг сыра | |
Отварная телятина (1 кг) со свёклой (2 кг) |
11. Определи, какое словосочетание употребляется в переносном значении.
1) посолить рыбу
2) пересолить суп
3) насолить врагу
4) солить в меру
12. В какую книгу можно поместить данный текст? Обведи номер ответа.
1) Книга о вкусной и здоровой пище.
2) Справочник врача.
3) Энциклопедия «Неизвестное об известном».
4) Рассказы о производстве пищевых продуктов.
13. Рассмотри схему. Приведи примеры и впиши их.
Оценка выполнения дополнительной части (в процентах)
Проценты | 10% | 20% | 30% | 40% | 50% | 60% | 70% | 80% | 90% | 100% | ||||||
Баллы | ||||||||||||||||