Характеристика андрея болконского
В салоне А. Шерер. Первая встреча. | «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами… Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что смотреть на них и слушать их ему было очень скучно…». |
Мечты и идеалы | Ищет свой Тулон, хочет всенародной славы и признания; его кумир – Наполеон. |
Ради достижения своей цели готов принести жертву | «… Отец, жена, сестра – самые дорогие мне люди… я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно». |
Важные моменты жизни | Что меняется в герое |
Небо под Аустерлицем | « Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба… но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения и, слава богу!.. Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял». |
Князь осознал великую истину – жизнь есть абсолютная ценность. Он ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».
Открытие богатства мирной жизни | Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька |
Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.
Встреча с Пьером в Богучарове (имение князя Андрея) | «Свидание с Пьером было для князя эпохой, с которой началась во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и в вечную, в Бога: «Надо жить, надо любить, надо верить». |
Князь Андрей принимает некоторые убеждения Пьера, которые оказывают на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы я счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй меня».
I Встреча с дубом | «…Это был огромный дуб…, с обломанными, давно видно, суками и обломанной корой, заросшей старыми болячками…» «Во время путешествия он как будто вновь обдумал свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла и ничего не желая». |
Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном | Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми. |
II Встреча с дубом | «Сквозь жесткую кору пробились… молодые листья». «Нет, жизнь не кончена в 31 год… мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо…, чтобы все они жили со мной вместе!» |
Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя Андрея. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.
Любовь к Наташе Ростовой | Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?» «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все – счастье, надежда, свет; другая – все, где ее нет, там уныние и темнота». |
Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова.
Участие в Отечественной войне 1812 года | В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Солдаты называют его «наш князь». Он отказывается служить в штабе, его не волнуют мечты о славе. «…Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, и оскорбили и оскорбляют меня каждую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям, и также думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить». |
Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившего его родную землю.
Прощение Анатоля Курагина | Увидев, как ампутируют ногу Анатолю, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился … цветок любви весной, свободной, независимой от жизни…» |
Возрождение любви к Наташе Ростовой | После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе. Но это уже другое чувство: «… он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней». |
Смерть князя Андрея | «Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило – никого не любить, значило – не жить этою земною жизнью». «Эта была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу». |
Судьба Андрея Болконского – это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по мнению Толстого, дело – умер спокойно и достойно.
ТЕМА: ПЬЕР БЕЗУХОВ ОТ МАСОНСТВА К ДЕКАБРИЗМУ
«Путь исканий Пьера»
- Идеализация Наполеона как великого человека – выразителя идей революции.
- Незрелость взглядов и бесхарактерность: кутежи, женитьба на Элен.
- Мысли о социальном неравенстве, о «возможности братства людей».
- Масонство – исправление рода человеческого.
- Попытка увязать масонство с облегчением жизни крестьян.
- Сознание ограниченности, фальши масонской теории.
- «Недостаточно блюсти в теши ложи наши таинства – нужно действовать», - новые мысли Безухова.
- Почему мучается Пьер после разрыва с Элен?
Пьер принадлежит к числу тех редких людей, для которых нравственная чистота и понимание смыла жизни необходимы прежде всего. Пьер во всех трагических неудачах винит прежде всего себя: он чуть не убил человека, потому что вовремя не сумел отказаться от женитьбы не по любви. Размышления о собственной жизни приводят его к размышлению о смысле жизни вообще: «Для чего жить и что такое я?»
- Почему Пьер, будучи атеистом, вступает в масонскую ложу?
Его привлекает не религиозная, а нравственная сторона. Пьер нашел выход их тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Он поверил, оттого что хотел поверить.
- Что приводит Пьера к разочарованию в масонстве?
Поездка за границу помогает понять истинное положение вещей: «Ходил по колено в болоте». Он увидел, что в России масонство носит лишь внешнюю форму.
Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. Он способен осуждать себя, а это может далеко не каждый. Кажется, и в этом проявляется милая, свойственная Пьеру неловкость. Если подходить строго, эта черта – недостаток, так судят о ней окружающие, а вот лиши Толстой своего героя этой неловкости, житейской непрактичности – и пропало бы его обаяние. Так часто недостатки людей бывают продолжением их достоинств. Не случайно князь Андрей сказал о своем друге: «Это саамы смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце».
- Расскажите, каковы пути правды, по которым прошел Пьер?
Эти поиски были главными в жизни героя. В конце романа мы видим, что именно Пьер предстает перед нами как организатор тайного политического общества.
.