Что правит миром — разум или чувство?

На многие фундаментальные вопросы, возникающие вновь и вновь в каждом поколении у большинства думающих людей, нет и не может быть конкретного ответа, а все рассуждения и споры по этому поводу являются ничем иным, как пустой полемикой. В чем смысл жизни? Что важнее: любить или быть любимым? Что есть чувства, Бог и человек в масштабах вселенной? К рассуждениям этого рода относится и вопрос о том, в чьих же руках главенство над миром — в холодных пальцах разума или в крепких и страстных объятьях чувств? Мне кажется, что в нашем мире априори все органично, и разум может иметь какое-то значение лишь в совокупности с чувствами — и наоборот. Мир, в котором все подчиняется только разуму, утопичен, а полное главенство чувств и страстей человеческих приводит к излишней эксцентричности, импульсивности и трагедиям, какие описываются в романтических произведениях. Однако, если подходить к поставленному вопросу прямо, опуская всевозможные «но»,то можно прийти к выводу, что, безусловно, в мире людей, существ ранимых, нуждающихся в поддержке и эмоциях, управленческую роль берут на себя именно чувства. Именно на любви, на дружбе, на духовной связи и строится истинное счастье человека, даже если сам он активно это отрицает.

В русской литературе представлено множество противоречивых личностей, безуспешно отрицающих необходимость чувств и эмоций в своей жизни и провозглашающих разум как единственно верную категорию существования. Таким, например, является герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Свой выбор в сторону циничного и холодного отношения к людям Печорин сделал еще в детстве, столкнувшись с непониманием и отторжением со стороны окружающих его людей. Именно после того, как его чувства были отвергнуты, герой решил, что «спасением» от подобных душевных переживаний будет полное отрицание любви, нежности, заботы и дружбы. Единственным верным выходом, защитной реакцией Григорий Александрович выбрал умственное развитие: он читал книги, общался с интересными людьми, анализировал общество и « играл» с чувствами людей, тем самым возмещая собственный недостаток эмоций, однако это все же не помогло заменить ему простое человеческое счастье. В погоне за умственной деятельностью герой совершенно разучился дружить, а тот момент, когда в его сердце все же загорались искры теплого и нежного чувства любви, он насильно подавлял их, запрещая себе быть счастливым, пытался подменить это путешествиями и красивыми пейзажами, но в итоге потерял всякое желание и стремление жить. Получается, что без чувств и эмоций любая деятельность Печорина отражалась на его судьбе в черно-белых тонах и не приносила ему никакого удовлетворения.

В подобной ситуации оказался и герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Отличие Базарова от Печорина в том, что свою позицию по отношению к чувствам, творчеству, вере он отстаивал в споре, формировал собственную философию, построенную на отрицании и уничтожении, и даже имел последователя. Евгений упорно и небезрезультатно занимался научной деятельностью и все свое свободное время посвящал саморазвитию, однако фанатичное стремление уничтожить все, что не подвластно разуму, в тоге обернулось против него самого. Вся нигилистическая теория героя разбилась о неожиданно пришедшие чувства к женщине, и эта любовь не только наложила тень сомнения и смятения на всю деятельность Евгения, но и очень сильно пошатнула его мировоззренческую позицию.

Выходит, что любые, даже самые отчаянные попытки уничтожить в себе чувства и эмоции являются ничем по сравнению с, казалось бы, незначительным, но таким крепким чувством любви. Наверное, сопротивление разума и чувств всегда было и будет в нашей жизни - такова суть человека, существа, которое " изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся". Но мне кажется, в этой совокупности, в этом противостоянии, в этой неопределенности и состоит вся прелесть человеческой жизни, весь её азарт и интерес.

***

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы равно нуждаются друг в друге. Душевная организация человека очень сложная. Ситуации, которые происходят и случаются с нами, бывают самые разные. Одна из них-это когда чувства наши преобладают над разумом. Для другой ситуации характерно преобладание разума над чувствами. Бывает ещё и третья, когда у человека наступает гармония, это означает, что разум и чувства совершенно одинаково влияют на душевную организацию человека.

Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая произведения мировой художественной литературы, в том числе и русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о

проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед

выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Так, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» мы видим, как в бедную крестьянскую девушку Лизу влюбляется дворянин Эраст. Лиза безумно любит Эраста. Автор наблюдает за сменой Лизиных чувств. Смущение, грусть, безумная радость, беспокойство, отчаяние, потрясение-

вот те чувства, которые переполнили сердце девушки. Эраст, слабый и ветреный, охладел к Лизе, он ни о чём не думает, безрассудочный человек. Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей

связи. Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум. Лиза надеется вернуть утраченное счастье, но всё напрасно. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, она забывает душу свою и бросается в пруд около Симонова монастыря. Девушка доверяет движениям своего сердца, живёт

только «нежными страстями». Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате жизни. Пылкость и горячность приводят её к гибели. Читая повесть Н. М. Карамзина, мы убеждаемся в том, что «разум и

чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».

В романе Льва Николаевича Толстого можно найти несколько сцен и эпизодов, касающихся данной темы.

Любимая героиня Л. Н. Толстого, Наташа Ростова встретила и полюбила князя Андрея Болконского. После отъезда князя Андрея за границу Наташа долго очень грустила, не выходя из своей комнаты. Ей очень одиноко без любимого человека. В эти трудные дни в её жизни встречается Анатоль Курагин. Он смотрел на Наташу «восхищённым, ласковым взглядом». Девушка безоглядно увлеклась Анатолем. Любовь Наташи и

Андрея была подвержена испытанию. Не сдержав данного обещания дождаться любимого, она предала его. Молода девушка слишком юна и неопытна в делах сердечных. Но чистая душа подсказывает ей, что она

поступает нехорошо. Почему Ростова полюбила Курагина? Она увидела в нёмблизкого ей человека. Эта любовная история закончилась очень печально:Наташа пыталась отравиться, но остаётся жить. Девушка горячо раскаивается за это перед Богом, просит, чтобы он дал ей душевное спокойствие и счастье. Сам Л. Н. Толстой считал историю отношений Наташи и Анатоля «самым важным местом романа». Наташа должна быть счастлива, так как она обладает огромной силой жизни и любви.

Какой же итог можно сделать по данной теме? Вспоминая страницы произведений Н. М. Карамзина и Л. Н. Толстого, я прихожу к выводу о том, что в обоих произведениях мы видим внутренний человеческий конфликт : чувства выступают против разума. Без глубокого нравственного чувства «человек не может иметь ни любви, ни чести». Как же связаны между собой разум и чувство? Хочется привести слова русского писателя М.М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движение чувств».

***

Грибоедовский Чацкий в ответе Софье на её замечание, что он говорит о людях одни колкости, произносит замечательный афоризм: "Ум с сердцем не в ладу."

Неужели так может быть? Разве можно чувствовать одно, а думать - другое? Попытаюсь разобраться в этих словах. Если отечественная литература так часто пишет об этом разладе, значит, он имеет место быть…

По утверждению А.С.Грибоедова, Чацкий – человек умный. Ум его острый, новаторский. Он в своём стремлении изменить порядок вещей так решительно и смело говорит обо всех только то, что думает, считает справедливым и правильным. Чацкий видит в чинопочитании Молчалина низость, скудоумие, считает, что все гости на балу люди жалкие, алчные, являются стяжателями и крепостниками. Рассыпаясь в многословии, он не замечает, как за его спиной рождается коалиция, объединяющая недавних врагов. Но чувства его не обманывают. В кульминационный момент он произносит: "Душа здесь у меня каким-то горем сжата."

Но ум продолжает диктовать заведённый принцип восприятия, и последние монологи показывают, что чувства лишь обозляют его и без того острый ум. Не разобравшись, кто виноват в происходящем, он раздаёт всем ярлыки, более всего выливает обвинений в адрес девушки, к которой приехал свататься. Недаром А.С.Пушкин вовсе отказал Чацкому в уме, по его мнению, умный человек не так должен был себя вести. Разве любящий человек мог так недальновидно относится к поведению объекта своей любви? Если бы Чацкий хотя бы на мгновение подчинил свой разум чувству…. Может, всё произошло не так трагично, и не было бы столько разбитых сердец в итоге повествования.

Герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров славится своим умом, его авторитет в среде нигилистов непререкаем. Он сам уверовал в свои умственные способности. Его отношение к жизни, искусству, любви настолько цинично, поверхностно, что расплата не за горами. Вскоре происходит главная встреча в его недолгой жизни. Она, Анна Сергеевна Одинцова, перевернёт всё его сознание, изменит отношение к жизни, к тем целям, ради которых он обрёк себя на муку. Любовь в том идеалистическом виде, который он считал смешным, недостойным внимания мыслящего человека, настигла его, поглотила всё его сознание вместе с рассудком, отказывающимся адекватно, по законам разума, воспринимать порядок вещей. Нигилиста поглотил романтик, потерявший голову от тех органов чувств, которые, по его мнению, он всегда контролировал. Зрение, слух, обоняние и осязание, оказываются подчинены не только физиологии…

Разум и чувство должны жить «в ладу» друг с другом, ведь человек не машина и не может быть в разладе, а то может произойти поломка… Будет жаль жизни, напрасно прожитой.

***

Рене Декарт, французский философ, сказал: «Я мыслю – значит существую» («Cogito, ergo sum»). Следует ли из этого, что разум превыше чувства? Наверное, напротив, душевная деятельность человека существует только благодаря его сознанию, способности мыслить. Нам лишь кажется, что человек разделён на части и вечно борется внутри сам с собой: разум призывает к расчётливым поступкам, а сердце сопротивляется и действует по наитию. Но наше мышление есть атрибут души, ведь душа формирует нашу мысль. Есть ли этому предположению подтверждение в русской литературе?

В рассказе Антона Павловича Чехова «Студент» мы видим довольно тоскливый пейзаж весеннего вечера, постепенно превращающийся в угнетающую картину густых ночных потёмок. Студент духовной академии Иван Великопольский идёт «с тяги домой». Погода, ночь, холод, закоченевшие пальцы, голод - всё навевает Ивану тоску, его мысли безрадостны. Он представляет, что так же несчастны были люди и при Рюрике, и при Иване Грозном, и при Петре: нищета, болезни, невежество, тоска, мрак и угнетённость. Встретив на вдовьих огородах двух простых, деревенских женщин, он вдруг начинает рассказывать (в канун пасхи) историю апостола Петра. Хрестоматийное повествование рождает удивительный отклик в душах женщин. Василиса, продолжая улыбаться, вдруг заплакала: слёзы «…изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль». Такая реакция на его рассказ вновь заставила задуматься Ивана: что вызвало слёзы Василисы? Просто его умение рассказывать или неравнодушие к судьбе апостола Петра? «И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух». Вот так неожиданно мысли превратились в чувство, остаток пути Иван шёл в состоянии невыразимо сладкого ожидания счастья, неведомого, таинственного, «и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Но так бывает не всегда. Подчас чувство рождает мысль, а мысль – действие. В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Лёгкое дыхание» главная героиня Оля Мещерская совершила проступок: она поддалась неведомому чувству влечения. Озорство ли, жажда ли приключения, обожающие ли взгляды друга отца - Алексея Михайловича, привели девочку к неправильному, глупому поступку, и вызвали мысли о своей греховности, преступности. «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..» - напишет Оля в своём дневнике. Как и когда созрел у неё план самоуничтожения? Власть чувства привела героиню рассказа к страшному финалу. Смерть забрала саму женственность, красоту и то лёгкое дыхание, которого так не хватает в мире…

Разум и чувство… Что первично… Мне кажется, это вопрос для специалистов. Литература даёт варианты прочтения, описывает возможное развитие взаимоотношений разума и эмоции. Каждый выбирает по себе, чем руководствоваться, чему подчинять своё поведения: бежать на поводу у чувства к краю пропасти или спокойно, взвешенно определить план действия и поступить не в угоду чувству, но разумно, не разрушая свою правильную жизнь…

***

Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав. (Эрих Мария Ремарк)

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. С. Пушкин) Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум.

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье.

Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

Дружба и вражда

Как трудно дать определение такому простому понятию как дружба. Ещё в раннем детстве мы обретаем друзей, они как-то сами собой появляются в школе. Но иногда бывает всё наоборот: бывшие друзья вдруг становятся врагами, и весь мир источает враждебность. В словаре дружбой называются личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. А вражда, по мнению лингвистов, - отношения и действия, проникнутые неприязнью, ненавистью. Как происходит сложный процесс перехода от любви и искренности к неприязни, ненависти и вражде? И к кому бывает любовь в дружбе? К другу? Или к себе самому?

В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин, размышляя о дружбе, утверждает, что один человек всегда является рабом другого, хотя никто себе в этом не признается. Герой романа считает, что он на дружбу не способен. А ведь Вернер проявляет самые искренние чувства по отношению к Печорину. Да и Печорин даёт Вернеру самую позитивную оценку. Кажется, что ещё нужно для дружбы? Они так хорошо понимают друг друга. Затевая интригу с Грушницким и Мери, Печорин получает самого надёжного союзника в лице доктора Вернера. Но вот в самый ответственный момент Вернер отказывается понимать Печорина. Ему кажется естественным предупредить трагедию (накануне он предсказал, что Грушницкий станет новой жертвой Печорина), но не останавливает дуэль и допускает гибель одного из дуэлянтов. Действительно, он подчиняется Печорину, попадая под влияние его сильной натуры. Но потом он пишет записку:

Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если сможете… Прощайте.

В этом «если сможете» слышится отказ от ответственности, он считает себя вправе упрекать «приятеля» за такой проступок. Но больше не хочет его знать: «Прощайте», - звучит бесповоротно. Да, не так поступил бы настоящий друг, он разделил бы ответственность и не допустил трагедию не только в мыслях, но на деле. Так дружба (хотя Печорин так не считает) переходит в неприязнь.

Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров приезжают в родовое поместье Кирсановых на отдых. Так начинается история романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Что сделало их приятелями? Общие интересы? Общее дело? Взаимная любовь и уважение? Но оба они нигилисты и не принимают чувства за истину. Может, Базаров едет к Кирсанову только по тому, что ему по дороге домой удобно проехать половину пути за счёт друга?.. Во взаимоотношениях с Базаровым Аркадий каждый день открывает в друге какие-то новые черты характера. Его незнание поэзии, непонимание музыки, самоуверенность беспредельное самолюбие, особенно когда он утверждает, «что ни боги горшки обжигают», отзываясь о Кукшиной и Ситникове. Затем любовь к Анне Сергеевне, с которой никак не желает примириться его «друг-бог». Самолюбие не позволяет Базарову признать своё чувство. Он лучше откажется от друзей, от любви, чем признает себя поверженным. Прощаясь с Аркадием, он бросает: "Ты славный малый; но всё-таки мякенький либеральный барич…" И хотя в словах этих нет ненависти, но неприязнь чувствуется.

Дружба, истинная, настоящая, явление редкое. Желание дружить, взаимная симпатия, общие интересы – это лишь предпосылки для дружбы. А будет ли она развиваться, чтобы стать проверенной временем, зависит лишь от терпения и умения отказаться от себя, от любви к самому себе, в первую очередь. Любить друга – это думать о его интересах, а не о том, как ты будешь выглядеть в глазах окружающих, оскорбит ли это твоё самолюбие. И умение выйти из конфликта достойно, уважая мнение друга, но, не поступаясь собственными принципами, чтобы дружба не переросла в неприязнь.

***

Среди вечных ценностей дружба всегда занимала одно из самых первых мест. Но каждый понимает дружбу по-своему. Кто-то ищет в друзьях выгоду, какие-то дополнительные привилегии в получении материальных льгот. Но такие друзья до первой проблемы, до беды. Не случайно пословица гласит: «друзья познаются в беде». А вот французский философ М.Монтень утверждал: «В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой». И только такая дружба является настоящей.

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» примером такой дружбы можно считать отношения Раскольникова и Разумихина. Оба студенты юридического факультета, оба живут в нищете, оба ищут дополнительные заработки. Но в один прекрасный момент, заражённый идеей сверхчеловека, Раскольников бросает всё и готовится к «делу». Полгода постоянного самокопания, поисков пути обмануть судьбу выбивают Раскольникова из привычного ритма жизни. Он не берет переводов, не даёт уроков, не ходит на занятия, в общем, ничего не делает. И всё-таки в трудную минуту сердце ведёт его к другу. Разумихин – полная противоположность Раскольникову. Он трудится, всё время крутится, зарабатывая копейки, но этих копеек ему хватает на жизнь и даже на веселье. Раскольников словно ищет возможность сойти с того «пути», на который встал, потому что «Разумихин был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его». А Раскольников раздавлен, доведён до крайней степени отчаяния. И Разумихин, поняв, что друг (хотя Достоевский настоятельно пишет «приятель») в беде уже не отходит от него до самого суда. А на суде выступает защитником Родиона и приводит доказательства его душевной щедрости, благородства, свидетельствуя о том, что «в бытность свою в университете, из последних средств своих помогал одному своему бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода». Срок за двойное убийство был сокращён почти вдвое. Таким образом, Достоевский доказывает нам идею божьего промысла, что люди спасаются людьми. И пусть кто-то скажет, что Разумихин не оказался в проигрыше, заполучив красавицу жену, сестру друга, но разве он думал о собственной выгоде? Нет он всецело был поглощён заботой о человеке.

В романе И.А.Гончарова «Обломов» не менее щедр и заботлив оказывается Андрей Штольц, который всю свою жизнь пытается вытащить своего друга Обломова из болота его существования. Он один способен поднять Илью Ильича с дивана, придать движения его монотонной обывательской жизни. Даже когда Обломов окончательно поселяется у Пщеницыной, Андрей предпринимает ещё несколько попыток, поднять его с дивана. Узнав, что Тарантьев с управляющим Обломовки фактически обокрал друга, берёт дело в свои руки и наводит порядок. Хотя это не спасает Обломова. Но Щтольц честно выполнил свой долг перед другом, а после смерти непутёвого товарища детства забирает его сына для воспитания, не желая оставлять ребёнка в среде, которая буквально затянута тиной безделья, мещанства.

М.Монтень утверждал:"В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой."

Только такая дружба является настоящей. Если человек, называющийся другом, вдруг начнёт, заискивая, просить о помощи или за оказанную услугу начнет сводить счёты, мол, я тебе вон как помог, а что для меня сделал, - откажитесь от такого друга! Вы ничего не потеряете, кроме завистливого взгляда, недоброжелательного слова.

***

Наши рекомендации