Технология реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие: математические представления»
С целью формирования у детей первичных представлений о свойствах и объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме и темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях) педагоги:
используют художественную литературу (стихи, сказки, рассказы) и произведения абстрактного изобразительного искусства для иллюстрации математических понятий;
содействуют широкому самостоятельному использованию детьми полученных знаний в повседневных жизненных ситуациях, поощряют желание посчитать, решить задачу;
используют игровые приёмы и игровую мотивацию для отработки навыков, требующих монотонных многократных повторений;
используют приём разумного сочетания сюрпризных моментов и конструктивного делового общения при освоении детьми количественных и пространственных отношений;
создают для детей возможность делового общения в процессе освоения математических понятий и действий, практикуя самообучение и взаимообучение детей;
используют проблемные ситуации для открытия детьми нового знания или способа освоения количественных и пространственных отношений, геометрических форм; проводят дидактические игры;
используют математические спектакли; проводят викторины;
используют инновационные интерактивные обучающие средства, развивающие компьютерные игры при обучениидетей.
Методическое обеспечение образовательной области
«Познавательное развитие»
Автор Составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
Е.В. Соловьева, Л,В. Редько | Воспитание интереса и уважения к культурам разных стран у детей 5-8 лет | Просвещение | |
Т.И. Гризик | Познавательное развитие детей 2-8 лет. Мир природы и мир человека. Методическое пособие для воспитателей. ФГОС | Просвещение | |
Е.В. Соловьева | Моя математика. Развивающая книга для детей 3-4 лет | Просвещение | |
Е.В. Соловьева | Моя математика. Развивающая книга для детей 4-5 лет | Просвещение | |
Е.В. Соловьева | Арифметика в раскрасках. Пособие для детей 3-4 лет | Просвещение | |
Е.В. Соловьева | Арифметика в раскрасках. Пособие для детей 4-5 лет | Просвещение | |
Е.В. Соловьева | Геометрическая аппликация. Пособие для детей 4-5 лет | Просвещение | |
Е.В. Соловьева | Моя математика. Развивающая книга для детей 5-6 лет | Просвещение | |
Е.В. Соловьева | Моя математика. Развивающая книга для детей 6-8 лет + наклейки | Просвещение | |
Е.В. Соловьева | Моя математика. Развивающая книга для детей 6-7 лет наклейки | Просвещение | |
Т.И. Гризик | Познаю мир. Развивающая книга для детей 6-8 лет | Просвещение | |
Т.И. Гризик | Узнаю мир. Развивающая книга для детей 3-4 лет | Просвещение | |
Т.И. Гризик | Узнаю мир. Развивающая книга для детей 4-5 лет | Просвещение | |
Т.И. Гризик | Узнаю мир. Развивающая книга для детей 5-6 лет | Просвещение | |
Е.В. Соловьева | Геометрическая аппликация. Пособие для детей 3-4 лет | Просвещение | |
Т.И. Гризик | Готовлюсь к школе. Пособие для детей 6-7 лет | Просвещение |
Речевое развитие
Включает владение речью как средством общения и культуры;обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной куль-турой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Реализация задач образовательной области «Речевое развитие» осуществляется с учетом программы «Радуга»
Года
Основная задача | Подзадачи | Что для этого необходимо сделать |
| Ø целенаправленно обогащать словарь за счёт расширения пассивного словаря, перевода слов в активную речь: побуждать называть реальные предметы, объекты, явления, окружающие ребёнка; их изображения на иллюстрациях; учить обозначать словами некоторые признаки знакомых объектов (мягкий, белый, звонкий); формировать умение обозначать словами свои и чужие действия; соотносить словесное обозначение действия с собственными движениями и действиями с предметами и игрушками; понимать действия, изображённые на картинке (кто что делает? — мальчик прыгает, девочка спит, птичка летает); развивать умение характеризовать посредством слова состояния и настроение реальных людей и литературных персонажей (болеет, плачет, смеётся); побуждать отмечать особенности действий и взаимоотношений окружающих взрослых и сверстников, литературных героев (помогает, жалеет, отнимает); расширять словарь, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов (у мышки — голова, ушки, носик, усы, спинка, лапки, хвостик; у кастрюли — ручки, крышка, дно); поощрять любые попытки повторять за воспитателем отдельные слова; Ø способствовать развитию грамматического строя речи: упражнять в понимании и правильном употреблении пространственных предлогов (на, под) и наречий (вперёд, назад, рядом); поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных наименований (машинка, уточка, собачка); помогать согласовывать слова в предложениях. Поощрять попытки строить пред-ложения (фразы), состоящие из двух-трёх слов; Ø развивать произносительную сторону речи: способствовать развитию речевого слуха; побуждать проговаривать вслед за воспитателем, а затем самостоятельно звуко-подражания животным (ко-ко, му-му, мяу-мяу) и предметам (поезд: у-у-у); развивать фонематический слух. Различать на слух два-три слова и находить со-ответствующие картинки (предметы); дифференцировать близкие по звучанию звукоподражания (ку-ку — ко-ко; му-му — мур-мур; ха-ха — ах-ах и др.); развивать слуховое внимание посредством игр и игровых упражнений; Ø обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средство общения: создавать условия, при которых ребёнок может добиваться своей цели путём речевого обращения к взрослому или сверстнику; вводить в жизнь группы простейшие формы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба) в соответствии с речевыми возможностями детей; формировать умение выполнять элементарные действия по односложной инструкции («Принеси мяч», «Возьми ложку», «Брось в корзину» и т.д.); Ø знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова: рассказывать народные и авторские сказки; вводить в повседневную жизнь детей потешки, песенки, небольшие авторские стихи; вызывать у детей интерес к книгам, их рассматриванию как вместе со взрослыми, так и самостоятельно; привлекать детей к посильному участию в рассказывании взрослого (жесты, мимика, действия, звукоподражания, отдельные слова в соответствии с контекстом). |