Технология реализации содержания образовательной области «Речевое развитие»

С целью речевого развития детей, овладения ими речью как средством общения педагоги:

используют в обращении к детям содержательную, эмоциональную речь, соответствующую возрастным возможностям восприятия детей с точки зрения лексики, чёткости артикуляции, выразительности;

приводят речевые образцы;

проводят речевые игры;

рассказывают народные и авторские сказки;

вводят в повседневную жизнь детей потешки, песенки, небольшие авторские стихи;

вызывают у детей интерес к книгам, их рассматриванию как вместе со взрослыми, так и самостоятельно;

вводят традицию ежедневного чтения детям произведений художественной литературы, рассматривание с детьми детских книг;

применяют приём многократного чтения или рассказывания одного и того же хорошо знакомого детям произведения, не отказывают в его многократном повторении;

привлекают детей к посильному участию в рассказывании взрослого (жесты, мимика, действия, звукоподражания, отдельные слова, короткие предложения в соответствии с контекстом);

проводят сказки-инсценировки;

проводят игры-драматизации;

проводят экскурсии (по группе, по детскому саду);

деятельно реагируют на просьбы детей, их предложения, вопросы;

используют в работе задания типа «покажи», «принеси», «сделай»;

используют хороводные, дидактические, подвижные игры с текстами

Года

Основная задача Подзадачи Что для этого необходимо сделать
  1. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя развитию коммуникативной деятельности
Ø продолжать развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова, фразы);   Ø создавать условия для инициативного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми в процессе детской игры, различных видов детской деятельности  
  1. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания
Ø обогащать словарь детей:   расширять пассивный и активный словарь на основе знакомства детей с окружающей действительностью и углубления представлений о ней; знакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, мебель, одежда, овощи, фрукты и т. п.); расширять словарь, обозначающий действия (деятельность и действия людей, движения животных); упражнять детей в использовании определений (характеристика предметов и явлений, внешний вид людей и животных, их эмоциональное состояние);   Ø формировать грамматический строй речи: упражнять в согласовании слов в роде, числе, лице, падеже; упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (у, в, под, с, из, к, за, на); упражнять в употреблении имён существительных в единственном и множествен-ном числе; закреплять умение называть животных и их детёнышей в единственном и множественном числе (волк — волчонок — волчата); начать формировать процессы словообразования; учить распространять предложения за счёт однородных членов предложения;   Ø развивать произносительную сторону речи: развивать речевой слух;   упражнять речевой аппарат (артикуляционный и дыхательный) для закрепления и появления правильного звукопроизношения; произносить, уточнять и закреплять произношение звуков родного языка (гласных и части согласных); дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре (с опорой на картинки): дом — кот, машина — барабан и др.; дифференцировать слова, близкие по звучанию (с опорой на картинки): дом — ком, удочка — уточка и др.; вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса   посредством игр-драматизаций, игровых сюжетов, чтения и воспроизведения простейших попевок, потешек, отрывков авторских произведений;   Ø способствовать формированию предпосылок связной речи детей. упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них, используя фразо-вую речь; закреплять простейшие формы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, знакомство).   Для развития монологической формы речи необходимо:   упражнять в воспроизведении простых коротких текстов (повествовательного типа) с помощью воспитателя, с использованием различных театров (настольный плоскостной, пальчиковый, бибабо); упражнять в дополнении высказываний (описательного типа) перечислительным рядом (определений, существительных, глаголов) с опорой на наглядность: «На полке стоит машина… (кукла, зайчик, книга и пр.). В лесу на полянке зайчик сидел… (прыгал, бегал, слушал и др.)»;
Ø знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова: рассказывать народные и авторские сказки, художественные произведения; читать наизусть потешки, песенки, небольшие авторские стихи; вызывать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно); организовывать театрализацию хорошо известных детям произведений  

Наши рекомендации