Технология реализации содержания образовательной области «Речевое развитие»
С целью речевого развития детей, овладения ими речью как средством общения педагоги:
используют в обращении к детям содержательную, эмоциональную речь, соответствующую возрастным возможностям восприятия детей с точки зрения лексики, чёткости артикуляции, выразительности;
приводят речевые образцы;
проводят речевые игры;
рассказывают народные и авторские сказки;
вводят в повседневную жизнь детей потешки, песенки, небольшие авторские стихи;
вызывают у детей интерес к книгам, их рассматриванию как вместе со взрослыми, так и самостоятельно;
вводят традицию ежедневного чтения детям произведений художественной литературы, рассматривание с детьми детских книг;
применяют приём многократного чтения или рассказывания одного и того же хорошо знакомого детям произведения, не отказывают в его многократном повторении;
привлекают детей к посильному участию в рассказывании взрослого (жесты, мимика, действия, звукоподражания, отдельные слова, короткие предложения в соответствии с контекстом);
проводят сказки-инсценировки;
проводят игры-драматизации;
проводят экскурсии (по группе, по детскому саду);
деятельно реагируют на просьбы детей, их предложения, вопросы;
используют в работе задания типа «покажи», «принеси», «сделай»;
используют хороводные, дидактические, подвижные игры с текстами
Года
Основная задача | Подзадачи | Что для этого необходимо сделать |
| Ø продолжать развивать диалогическую речь как способ коммуникации (жесты, мимика, слова, фразы); Ø создавать условия для инициативного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми в процессе детской игры, различных видов детской деятельности | |
| Ø обогащать словарь детей: расширять пассивный и активный словарь на основе знакомства детей с окружающей действительностью и углубления представлений о ней; знакомить со словами-обобщениями, обозначающими родовые понятия (игрушки, посуда, мебель, одежда, овощи, фрукты и т. п.); расширять словарь, обозначающий действия (деятельность и действия людей, движения животных); упражнять детей в использовании определений (характеристика предметов и явлений, внешний вид людей и животных, их эмоциональное состояние); Ø формировать грамматический строй речи: упражнять в согласовании слов в роде, числе, лице, падеже; упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (у, в, под, с, из, к, за, на); упражнять в употреблении имён существительных в единственном и множествен-ном числе; закреплять умение называть животных и их детёнышей в единственном и множественном числе (волк — волчонок — волчата); начать формировать процессы словообразования; учить распространять предложения за счёт однородных членов предложения; Ø развивать произносительную сторону речи: развивать речевой слух; упражнять речевой аппарат (артикуляционный и дыхательный) для закрепления и появления правильного звукопроизношения; произносить, уточнять и закреплять произношение звуков родного языка (гласных и части согласных); дифференцировать слова, близкие по слоговой структуре (с опорой на картинки): дом — кот, машина — барабан и др.; дифференцировать слова, близкие по звучанию (с опорой на картинки): дом — ком, удочка — уточка и др.; вырабатывать интонационную выразительность, правильный темп, силу голоса посредством игр-драматизаций, игровых сюжетов, чтения и воспроизведения простейших попевок, потешек, отрывков авторских произведений; Ø способствовать формированию предпосылок связной речи детей. | упражнять в умении задавать вопросы и отвечать на них, используя фразо-вую речь; закреплять простейшие формы речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, знакомство). Для развития монологической формы речи необходимо: упражнять в воспроизведении простых коротких текстов (повествовательного типа) с помощью воспитателя, с использованием различных театров (настольный плоскостной, пальчиковый, бибабо); упражнять в дополнении высказываний (описательного типа) перечислительным рядом (определений, существительных, глаголов) с опорой на наглядность: «На полке стоит машина… (кукла, зайчик, книга и пр.). В лесу на полянке зайчик сидел… (прыгал, бегал, слушал и др.)»; |
Ø знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова: рассказывать народные и авторские сказки, художественные произведения; читать наизусть потешки, песенки, небольшие авторские стихи; вызывать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно); организовывать театрализацию хорошо известных детям произведений |