Технология реализации содержания образовательной области «Речевое развитие»
С целью речевого развития детей, овладения ими речью как средством общения педагоги:
проводят работу над артикуляцией:
выполняют с детьми артикуляционные упражнения (артикуляционные минутки);
формируют у детей представления об артикуляционном аппарате;
проводят упражнения на развитие речевого дыхания;
развивают мелкую моторику:
проводят пальчиковые игры;
обучают детей работе с бумажными салфетками;
предоставляют детям возможность раскрашивать;
используют разнообразный дидактический материал, пособия и сенсорные эталоны;
применяют для речевого развития различные организационные формы (игры, игровые упражнения, занятия и пр.);
используют в качестве средств речевого развития художественную литературу, фольклор;
продолжают традицию ежедневного чтения детям произведений художественной литературы, рассматривание с детьми детских книг;
проводят речевые игры (двигательные, загадки-движения, на развитие речевого слуха, словаря);
используют речевые образцы и побуждают детей повторять их, подражая взрослому;
создают игровые ситуации для стимулирования речевой активности детей;
проводят речевые праздники;
организуют совместное со взрослым рассказывание стихов, потешек, чистоговорок;
проводят беседы (индивидуальные и коллективные), побуждая детей отвечать на вопросы и задавать их;
используют загадки, звукоподражание;
формируют речевую среду (правильная, грамотная, культурная, богатая речь взрослых; чтение литературы; прослушивание аудиозаписей);
тактично исправляют речевые ошибки и неточности ребёнка.
Лет
Основная задача | Подзадачи | Что для этого необходимо сделать |
| Ø формировать умения отвечать на вопросы и задавать их (в повседневном общении; в ролевых диалогах); упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре на различные темы; Ø развивать возможности детей в связном выражении своих мыслей | |
| Ø обогащать словарь: продолжать работу по расширению словаря детей названиями предметов и объектов, обобщающими понятиями; поощрять внимание детей к незнакомым словам и желание узнать, что они обозначают. Начать работу над лексическим значением слов (на примере хорошо знакомых слов); учить детей подбирать и активно использовать в речи определения к предметам, объектам, явлениям (качества, свойства) и глаголы, обозначающие их действия и действия с ними; вводить в словарь детей наречия и поощрять самостоятельное использование в речи наречий (холодно, горячо, тепло, весело, красиво и т. п.); обращать внимание на слова, противоположные по смыслу (антонимы); начать знакомить детей с доступными им многозначными словами разных частей речи (ручка, ножка; гладить, ходить; новый, сильный и др.); Ø формировать грамматический строй речи: упражнять в образовании форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (чего нет?); в употреблении имён существительных во множественном числе; упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (в, на, из, с, над, под, за, из-за, из-под, около, между и др.); формировать умение образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени (тонкий, тоньше, более тонкий, самый тонкий); учить согласовывать прилагательные с существительными (красный шар, красная кофта, красное солнце, красные цветы); учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении (иди, идите; играй, играйте); упражнять в образовании существительных при помощи суффиксов (включая названия животных и их детёнышей); глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных (яблоко — яблочный); упражнять в составлении и распространении простых предложений за счёт однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых; способствовать появлению в речи предложений сложных конструкций; Ø развивать произносительную сторону речи: развивать фонематический слух; закреплять правильное произношение звуков родного языка (свистящих и шипящих, сонорных, твёрдых и мягких); отрабатывать артикуляцию звуков и речевое дыхание; упражнять в выделении заданного звука в словах (в начале слова); в умении подбирать слова на заданный звук (в начале слова); выбирать из двух предметов тот, в названии которого есть заданный звук (звук [з] — кролик, заяц); упражнять в умении использовать различные средства речевой выразительности; способствовать формированию связной речи детей Ø знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова: формировать интерес к книге и художественной литературе; приобщать к ведущим темам детской литературы, связанным с жизнью детей; ежедневно читать детям; рассматривать книги, иллюстрации; вести беседы о прочитанном (что понравилось; кто вызывает симпатию; самый интересный момент; мотивация выбора определённого произведения или книги и т. д.); корректировать перечень литературных произведений на региональном уровне | Для развития диалогической формы речи необходимо: объяснять, что языковое насыщение диалога (подбор слов, интонации и т. д.) зависит от того, с кем и по како-му поводу идёт общение; учить детей осознанно отбирать языковой мате- риал и пользоваться им в зависимости от языковой ситуации (приветствие, обращение, просьба, изви-нение, утешение, благодарность, прощание); закреплять навыки речевого этикета. Для развития монологической формы речи необхо-димо: готовить детей к обучению монологическим типам речи (повествованию и описанию); в описании упражнять в умении соотносить объект речи с соответствующим описанием; дополнять готовые описания. Упражнять в умении составлять про-стые перечисления (предметов, свойств, признаков, действий и др.); в повествовании упражнять в восстановлении простых последовательностей в знакомых сказках; упражнять в умении составлять повествовательные высказывания путём из-менения знакомых сказок. Поощрять попытки детей составлять собственные по-вествовательные высказывания (по картинкам, рисункам и т. д.); |