Технология реализации содержания образовательной области «Речевое развитие»
С целью речевого развития детей, овладения ими речью как средством общения и культуры педагоги:
проводят работу над артикуляцией:
проводят игровые упражнения на закрепление представлений об артикуляционном аппарате;
обучают детей выполнению артикуляционных упражнений (артикуляционная гимнастика);
обучают детей выполнению упражнений на развитие речевого дыхания;
используют пальчиковый театр;
развивают мелкую моторику:
развивают тактильные ощущения;
проводят пальчиковые игры (без предметов, с атрибутами, с предметами);
обучают детей работать со штампами;
используют ниткопись, штриховку карандашом, бисерографию и бисероплетение;
проводят игровые упражнения на развитие слухового внимания, фонематического слуха, словаря, грамматического строя речи;
проводят беседы на различные темы, побуждая детей отвечать на вопросы, высказываться по теме беседы;
организуют подвижные игры с использованием звукоподражания;
создают игровые ситуации, активизирующие развитие диалогической речи (ситуация знакомства, приглашение, обращение-просьба, прощание);
практикуют совместное рассказывание взрослого и детей; используют инсценировки;
создают «Копилки слов» («Слова осени (зимы, весны, лета)», «Мягкие» слова» и т. д.);
вводят речевые традиции («Я дарю тебе словечко», «День рождения звука»);
продолжают традицию ежедневного чтения детям произведений художественной литературы, рассматривание с детьми детских книг;
используют приём изменения знакомых текстов («Сказка на новый лад», «Придумай другое окончание рассказа»);
используют пересказ стихотворных текстов;
организуют выставки («Моя любимая игрушка», «Снеговики»);
используют загадки-описания, учат детей их составлять («Угадай, что я задумал»);
культивируют развивающую речевую среду (правильная, грамотная, культурная, богатая речь взрослых; чтение литературы;
прослушивание аудиозаписи); тактично исправляют речевые ошибки и неточности ребёнка. Расширяют и активизируют словарный запас во всех видах детской деятельности.
И 6-8 лет
Основная задача | Подзадачи | Что для этого необходимо сделать | Региональный компонент |
| Ø развивать способности к использованию диалога в общении со взрослыми и сверстниками путём формирования активной коммуникативной позиции с использованием элементарных правил ведения диалога в повседневной жизни, традициях (группы и детского сада); Ø развивать способность к выражению своих мыслей путём построения связных монологических высказываний (повествовательного и описательного типа) | ||
| Ø обогащать словарь: расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях; продолжать формировать видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, овощи, игрушки, транспорт, растения, животные и др.) и отвлечённые обобщённые понятия (добро, зло, красота, смелость и т. д.) с их последующей дифференциацией (обувь — летняя, зимняя, демисезонная; транспорт — назем-ный, воздушный, водный, подземный); развивать смысловую сторону речи. | Для этого необходимо знакомить детей: со значением слов (например, через их определение: ельник — еловый лес; стол — предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на ножках и др.); с антонимами (выраженными разными частями речи: добро — зло, день — ночь, старый — молодой, подниматься — спускаться; весело — грустно, далеко — близко, холодно — жарко и др.); с синонимами (выраженными всеми частями речи: смелость — отвага, храбрость; вежливая — любезная, предупредительная; веселиться — радоваться, смеяться); с многозначностью слов (существительных и глаголов: гребень (для расчёсывания волос, верх волны, на голове петуха); кисть (руки, художника, рябины, украшение для штор); ножка (гриба, стула, жеребёнка, малыша); хвост (лисы, самолёта, поезда, редиски); гореть (дрова горят в камине, ребёнок горит от жара, щёки горят на морозе); бить (в ладоши, по мячу, в барабан, дождь бьёт в стекло); идти (ребёнок идёт по дороге, лёд идёт по реке, дождь идёт из тучи, дым идёт из трубы); играть (ребёнок играет в кубики, дети играют в мяч, девочка играет на скрипке, улыбка играет на лице). Кроме того, необходимо учить детей осмысливать образные выражения и фразеологические обороты (мороз щиплет нос, весна на носу, водить за нос, как белка в колесе, всё в руках горит и т. п.); | Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с национальной культурой, природой. |
Ø формировать грамматический строй речи: осваивать морфологическую систему русского языка (изменение по родам, числам, лицам, временам): употребление имён существительных во множественном числе (один — много); образование формы родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей — ульев, пень — пней, лоб — лбов, карась — карасей и др.); согласование существительных с числительными, прилагательными и глаголами; упражнять в правильном употреблении категории рода (женского, мужского, среднего); практически освоить некоторые способы словообразования; учить составлению (употреблению правильного порядка слов) и распростране-нию предложений за счёт однородных членов (подлежащих, определений, ска-зуемых); составлению сложных конструкций предложений (сложносочинённых и сложноподчинённых); закреплять правильное употребление предлогов, выражающих различные про-странственные отношения (в, на, за, из, с, под, над, между, перед, из-за, из-под и др.); Ø развивать произносительную сторону речи: развивать речевой слух: фонематический и фонетический; уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка, используя анализ артикуляции (по пяти позициям: положение губ, зубов, языка, вибрация голосовых связок и прохождение воздушной струи) в игровых упражнениях, речевых играх и т. д.; совершенствовать фонематическое восприятие через упражнения и дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих [с — ш], [з — ж], [ц — с]; звонких и глухих [ж — ш], [з — с], [б — п], [д — т], [г — к], [в — ф]; соноров [р — л]; твёрдых и мягких [с — с’], [з — з’] , [п — п’], [б — б’], [т — т’], [д — д’], [к — к’], [г — г’], [в — в’], [ф — ф’], [р — р’], [л — л’]; упражнять в умении дифференцировать звуки (гласные — согласные, мягкие — твёрдые); работать со словами-паронимами, объяснять их лексическое значение; предлагать задания на подбор слов с заданным звуком в разных позициях (в на-чале, середине и конце слова); определять последовательность звуков в словах; упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах); упражнять в умении производить анализ и синтез предложения по словам; короткого высказывания по предложениям; развивать умение передавать разнообразные интонации через изменение высоты голоса, силы его звучания, ритма и темпа речи в процессе разучивания стихотворений, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и упражнениях и т. д.; развивать контроль за собственной речью и критическое отношение к речи окружающих; развивать и совершенствовать связную речь. | вырабатывать активную диалогическую позицию в общении со сверстниками (активная коммуникативная позиция); приобщать к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным); | ||
Ø закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях (группы и детского сада); | развивать навыки ведения диалога со сверстниками и взрослыми; работать над речевым оформлением реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ); отрабатывать умение вежливо и тактично вести диалог со взрослыми и другими детьми; закреплять и совершенствовать навыки речевого этикета. Для развития монологической формы речи необходимо: обучать основам построения связных монологических высказываний (повествовательного и описательного типа). При построении высказываний описательного типа развивать умения выделять и называть объект речи при описании; соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счёт дополнительных характеристик; видеть и задавать элементарную логику описания отдельных объектов (определение двух групп характеристик объекта (внешних: качества, свойства, признаки; внутренних: целевое назначение и функция); выбор последовательности подачи групп характеристик в простых описаниях). При построении высказываний повествовательного типа развивать умения восстанавливать последовательность событий в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия); давать определение и словесное обозначение главной темы повествования (через цель высказывания, заголовок); выделять структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка; воспроизводить структурные компоненты знакомых произведений и собственных монологов-повествований; учить составлению комбинированных связных высказываний (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов); составлению плана (смысловой последовательности) собственных высказываний и выдерживанию его в процессе рассказывания; | ||
Ø осуществлять подготовку к полноценному освоению письменных форм речи (чтению и письму) | Для подготовки к обучению чтению (реализуется в рамках развития устной речи) необходимо: упражнять в умении проводить звуковой анализ слов: узнавать, различать и выделять в словах отдельные звуки; определять их позицию (начало, середина, конец); определять последовательность звуков в слове; развивать умение дифференцировать звуки на согласные и гласные, согласные на твёрдые и мягкие; близкие по звучанию и произношению; формировать представление о слоге и ударении; упражнять в умении проводить слогозвуковой анализ слов; формировать первоначальное представление о предложении и слове: составлении нераспространённых и распространённых предложений; правильном и отчётливом их произношении; умении слышать отдельные предложения в потоке речи; разделении предложений на слова, последовательном выделении их из предложений; определении количества слов. Для подготовки к обучению письму необходимо: готовить руку к обучению письму: формировать правильный захват орудия письма (щепоть); упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки; развивать мелкую моторику рук; начать подготовку к технике письма: развивать пространственную ориентировку; знакомить и учить ориентироваться в разлиновке «линейка»; развивать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости; формировать элементарные графические умения; упражнять в анализе и синтезе (в аналитико-синтетической деятельности) условных изображений предметов, заданных с помощью линий или геометрических фигур; | ||
Ø знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова: поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе; обсуждать с детьми смысл прочитанного, воспринимать богатство литературного языка; учить анализировать тексты на доступном уровне; знакомить с жанровым разнообразием художественной литературы; формировать потребность ежедневного обращения к художественной литературе; воспитывать интерес к книге: систематически знакомить детей с авторами литературных произведений, обращать их внимание на оформление книги (иллюстрации и их авторов); формировать навыки бережного обращения с книгой; создавать материальную базу: библиотеки (общую и групповую), книжные уголки, выставки; фонотеку, коллекцию портретов писателей, поэтов, художников-иллюстраторов и т. д. | -удмуртский фольклор: пословицы, поговорки, загадки, заклички, дразнилки, чистоговорки -мифы, легенды, удмуртские народные сказки -выставки тематические, посвящённые творчеству того или иного писателя, поэта |