Привнесение искусства в частную жизнь

Или

Рекламный модерн

Другой художественный стиль, широко распространенный на рубеже веков, исходил из прямо противоположных концепций и назывался нерусским словом “модерн” (иногда и писался по-французски).

Название «модерн» утвердилось после Парижской выставки 1900 г., собственно эта выставка и вывела “ le style moderne” на пик моды. Само название говорит о том, что это было кардинальное обновление художественных идеалов и ценностей, художественных форм. Аналогичные изменения происходили и в других странах, где стиль получил сходные по смыслу названия - art nouveau , jugendstil, secesia, т.е. новейший, современный.

Основателем стиля считается малоизвестный финский художник Аксель Галлен-Каллела, впервые оформивший в новой эстетике финский эпос «Калевала». Вообще среди лучших представителей этого стиля фактически нет художников «первого ряда». Иногда, правда, пишут, что в его становлении значительную роль сыграл Поль Гоген, иногда пытаются найти «корни» модерна у Тулуз-Лотрека. Но, это не более чем «корни».

Отсутствие «великих» – не случайность. Модерн, в отличие, например, от импрессионизма, стиль прежде всего дизайнерский. Он изначально был направлен на привнесение искусства в частную жизнь человека, эстетизацию, украшение действительности, в первую очередь – вещного окружения человека. В основе стиля – тезис о том, что форма в искусстве важнее содержания. Любое, самое прозаическое содержание (хоть кастрюля) может быть представлено в высокохудожественной форме. Источником же этой « новой формы» стали природа и женщина. Модерн - стиль женский. Ему свойственны утонченность, изысканность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов - блеклые, приглушенные; преобладание плавных, сложных линий; набор символов - причудливые цветы, морские редкости, волны. Близок модерну и сам женский образ.

Художественный язык модерна не был случайностью, прихотью вкуса. Академик Д.С.Лихачев писал о причинах появления того или иного стиля: «Возникновение, формирование стиля всегда тесно связано с определенными социальными и идейными условиями. «Производство» стиля принадлежит крупным социальным силам. Больше того, силам по-преимуществу прогрессивным… Стили возникают под влиянием крупных социальных перемен и первоначально отражают прогрессивные идеологии новых социальных условий. Но, сформировавшись, стиль может оформлять произведения с другим содержанием, переселяться в другую среду, в другую страну с иным раскладом социальных сил»[37].

«Век угля и стали» заставлял человека жить в грязных и дымных городах эпохи промышленного переворота, включал его жизнь в ритм монотонной, нетворческой работы. Глаз искал чего-то, отличного скучных поверхностей однообразно двигающихся машин. Вместе с тем значимым потребителем художественной продукции становился разбогатевший средний класс, промышленники и торговцы, люди, не обладающие столь изощренным вкусом, эстетическим чутьем, художественным образованием как прежняя аристократия. Им было трудно найти удовольствие в созерцании картин импрессионистов (разве что Ренуара или, изредка, Дега). Приходя домой из Сити, возвращаясь со своих заводов в Манчестере, Лионе или Руре, «новым» англичанам, немцам, французам хотелось быть окруженным красивыми вещами. Но в то же время и романтическое «салонное» искусство, изображавшее бесконечных «девушек у реки», не соответствовало более «духу времени», не останавливало на себе глаз.

Искусство на протяжении второй половины ХIХ века пыталась дать свое «предложение» на спрос финансово состоятельного потребителя. Концептуальными предшественниками модерна были так называемые «прерафаэлиты», мало известное в России, но чрезвычайно популярное в европейских странах художественное течение, родившееся в индустриальной Англии и отлившееся изысканностью стиля, романтизмом, склонностью к символизму. Смотреть на их картины было не только приятно, но и интересно, поскольку, в отличие от «девушки», смысл их был не столь очевиден.

Наиболее выдающиеся представители стиля «модерн», как уже говорилось, не художники, а дизайнеры. Среди всемирно известных живописцев к модерну можно безусловно отнести разве что не очень «продвинутого» в России Густава Климта из Вены. Его «Поцелуй», «Юдифь» вошли в большинство альбомов по модерну. Но, как правило, альбомы эти заполнены не живописью, а архитектурой, керамикой, мебелью, украшениями, моделями одежды, стеклом, книжными иллюстрациями и рекламной графикой. В альбомах встречаются даже эмалевые унитазы в «стиле модерн».

Самым ярким из художников, работавших тогда в рекламной графике, был Альфонс Муха, чех по национальности, начавший свою карьеру художником-самоучкой в Вене, получивший художественное образование в Мюнхене, нашедший признание в Париже, уехавший в зрелых годах за материальным благополучием в США и умерший на родине, в Праге через несколько дней после оккупации ее немецкими войсками. Имя ему сделали афиши спектаклей с участием примы парижской сцены – Сары Бернар. Но затем он стал рисовать рекламные плакаты для самых разных товаров и фирм – типографии, пива, железнодорожной компании, детского питания Нестле, колы, велосипедов и многого другого. Альфонс Муха был «отцом» жанра фирменного рекламного календаря. Работал он и в жанре малой рекламной графики, рисовал меню, рекламные открытки, пригласительные билеты. Общим для этих реклам, помимо самого стиля, в котором господствовала причудливая волнистая линия, был «имиджевый» подход к объекту рекламы. На его рекламах почти не увидишь рекламируемого товара или пользователя. Заявлена лишь позиция товара как объекта престижного, незаурядного, соответствующего времени. Любопытным было и чрезвычайно широкое использование в рекламе романтизированного женского образа, независимо от того, имел ли он хоть какое-то отношение к рекламируемому товару или услуге. Стиль Муха был столь популярен, что появилось масса подражателей. Но даже подражания столь интересны и выделяются из общего ряда коммерческой графики, что до сих пор включаются в соответствующие книги и альбомы. Более того, композиции Муха вполне удачно «цепляют глаз» и сегодня. Их можно встретить на многих сегодняшних рекламных материалах (без ссылки на автора). С помощью Мухи рекламируются сегодня русский лен, презервативы и другие полезные предметы.

В России стиль модерн стал особо популярен в начале ХХ веке и привел к кардинальному обновлению художественных идеалов и ценностей, художественных форм. Не будет ошибкой сказать, что в основных своих чертах стиль был заимствован Россией из Европы. В своей основе он демократичен, т.е. обращен к достаточно широким слоям населения, направлен на привнесение искусства в жизнь если и не совсем «простого», то «почти простого» человека, эстетизацию действительности. В его основе - отрицание принципа традиционализма, отказ от следования классическим или фольклорным канонам, установка на новизну формы, превалирование формы над содержанием.

Модерн как стиль базировался не на принципе стилизаторства, а на принципе стилизации. Художник-стилист стремится не к воспроизведению деталей, а к передаче обобщенного образа, он жертвует деталями в пользу целостности произведения, сознательно создает дистанцию между образом и прототипом. При этом спор между формой и содержанием решается в пользу формы. Результатом являются необыкновенно изящные, хочется сказать “изломанные” образы, напоминающие своей схематичностью те же лубки, только выполненные на иных эстетических принципах.

Русский модерн был весьма своеобразным явлением по сравнению с зарубежными аналогами, в частности, в выборе тем. Некоторые специалисты даже предлагают именно это течение называть “неорусском стилем”, но это, пожалуй, не совсем верно, т.к. «модерн» был построен прежде всего на разрыве с «русской» традицией. Модерн в русской живописи соотносят с именами М. Врубеля, В.Э. Борисова-Мусатова, Н.К. Рериха, Л.С. Бакста, А.Я. Головина, но назвать их яркими представителями модерна вряд ли можно. В стиле «модерн» писал свои работы даже ранний Василий Кандинский, хотя во всех книгах по истории искусства его числят как одного из основателей экспрессионизма в живописи. А вот в русской архитектуре модерн оставил яркий след. И сегодня архитектурные образцы русского модерна производят сильное впечатление. «Русский модерн» связан, в первую очередь, с именем выдающегося русского архитектора Ф.О. Шехтеля. В стиле модерн им оформлен Художественный театр в Камергерском переулке. “На стыке “ модерна и традиционализма создано Шехтелем здание Ярославского вокзала в Москве. Модерн оставил свой след во всех областях художественного творчества. Так, эстетическим принципам модерна соответствовала внешность и манера игры знаменитой русской киноактрисы Веры Холодной.

В графическом рекламном дизайне в стиле модерн работали очень многие художники – М.Бельский, Н.Вышеславцев, Н.Калмаков и др. - но их имена сегодня мало что говорят даже искусствоведам. Лучшие их работы отвечают самым строгим требованиям стиля. В первую очередь это рекламные материалы (афиши, пригласительные билеты, рекламные листовки), связанные с художественными или светскими мероприятиями. Интерес представляет афиша В.Кандинского, сделанная для выставки в Германии в 1901 г. Для нее характерно одновременное использование стилистических приемов модерна и возможностей трансформации плоскостных изображений в абстрактный узор, чем и занялся Кандинский впоследствии. Однако и в товарной коммерческой рекламе есть примеры очень удачного использования эстетики модерна, даже когда дизайнеры менее тщательно следовали принципам модерна, но также создавали вполне «стильную» рекламную продукцию. Особого упоминания заслуживает использование принципов модерна для создания упаковки и этикеток. Как уже говорилось, стиль был рассчитан в первую очередь на «облагораживание» визуальной среды вокруг человека, на привнесение красоты в повседневную жизнь. Поэтому именно образцы оберток мыла, ярлыков, фантиков в наибольшей степени говорят сегодня о том, насколько удалось решить эту задачу художникам-дизайнерам.

В то же время, гораздо большее число коммерческих дизайнеров использовало лишь отдельные элементы этого стиля с целью привлечь внимание потенциальных потребителей, эклектично соединяя, например, причудливую линию модерна с чуждой модерну яркой цветовой гаммой, некоторой вульгарностью образов и т.п..

Стиль «модерн» был популярен среди интеллигенции, состоятельных и не очень состоятельных горожан. Поэтому, как уже говорилось, эту эстетику, в первую очередь, использовали при рекламе продукции, предназначенной именно для этих слоев населения. Поэтому несколько удивительно, что «по инерции» стиль перешел и в другую историческую эпоху – революционную. Передаточным звеном были, несомненно, художники, работавшие по заказам советских органов. Так в 1918 г. на кремлевской стене торжественно была открыта стела С.Коненкова “Павшим в Борьбе”: гений Победы одной рукой поднимает красное знамя, другой протягивает пальмовую ветвь мира. По цели своей стела – произведение пропагандистского искусства, а решена явно в духе стилистических особенностей модерна – символическая насыщенность образов, цветовая гамма, причудливый абрис фигур. Модерн использовался и в политических плакатах периода гражданской войны, хотя, казалось бы, лежавшая в основе стиля философская концепция бесконечно далеко отстояла от остро напряженного противоборства двух цветов – красного и белого. Изредка модерн встречается и в отечественной рекламе второй половины ХХ века, в виде прямой цитаты или даже некоторого развития принципов стиля.

Прекрасная маркиза

Или

Наши рекомендации