I. Синтаксическая «пятиминутка»
1. Выделите грамматические основы в предложениях.Из распахнутых ворот солнце красное идёт. (С. Маршак.) Мой сад с каждым днём увядает. (А. Майков.) У щенка на чёрной спинке тают белые снежинки. (С.Михалков.) Ты ходишь в школу, в третий класс. (С. Михалков) Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С. Есенин)
II. Повторение главных и второстепенных членов предложения. Слово учителя. Все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными. Второстепенные обычно распространяют главные члены предложения, но могут относиться и к другим второстепенным членам. В предложении с одним главным членом второстепенные относятся к нему.
- Предупреждение ошибочного представления о второстепенных членах как о незначительных, необязательных;
- сопоставление предложений с одинаковым составом главных членов и различными второстепенными членами (Я люблю лето; Я люблю зиму) – смысл изменяют второстепенные члены; стр. 147 «Сравните!»
- Теоретическийматериал настр. 147.
- выделение в предложениях второстепенных членов, которые поясняют главные члены и другие второстепенные члены, составление схем упр. 435 – 437.
- Записать предложения, выделить грамматическую основу. Охарактеризовать предложения по наличию второстепенных членов. Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой. Он снова молчит, точно задремал; думает о чём-то, смотрит в окно, скосив глаза, маленький и острый весь. Иногда он долго и молча разглядывал меня, округлив глаза, как будто впервые заметив. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, чёрной молнии подобный. Разве умерло моё уважение к Егору, моя любовь к нему, товарищу, память о работе мысли его? (М. Горький)
III.Самостоятельная творческая работа. Напишите небольшой рассказ «Зимние забавы», используя, в случае необходимости, опорные слова. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу. Выделите в предложениях второстепенные члены. Время года, найти, развлечение, по душе, играть, снежки, бегать, коньки, лыжи, эстафета, кататься, санки, горка, соревнования, снеговик, фигурки, снег, конкурс.
IV. Итог урока.Вспомните, что вам известно о членах предложения, расскажите. Свой рассказ иллюстрируйте примерами.
- Прочитайте предложения. Сопоставьте их. В роли каких членов предложения выступают выделенные слова? Недавно в нашем доме поселился чёрный кот. – В наш дом привели чёрного кота. Вдоль дороги тянулась полоса леса. – Я шёл вдоль дороги, где тянулась полоса леса. Раскидистый дуб возвышался на опушке леса. – На опушке леса я увидел раскидистый дуб.
V. Д. з.Упр. 438, § 56.
Тема: Дополнение. 1 час.
Цели урока:Дать понятие о дополнении как второстепенном члене предложения. 2. научить находить дополнение в предложениях. 3. Закрепить понятие о второстепенных членах предложения.
Ход урока
I. Проверка дом. задания. Вопросы учителя.
- Какие члены предложения называются главными?
- Что обозначает подлежащее? Что обозначает сказуемое?
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее и сказуемое?
- Как называются остальные члены предложения?
- Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
- Как называется предложение, которое состоит только из главных членов?
- Найти словосочетания «сущ. (гл. сл.) + прил.»
1) едем направо;
2) в синюю высь;
3) тоскуешь по дому;
4) помощь друга;
5) слушаю песню.
8. Найти словосочетания «сущ. (гл. сл.) + сущ.»:
1) беседуем за столом;
2) густых ёлок;
3) резкого ветра;
4) на вершине ели;
5) учиться с желанием.
9. Найдите словосочетания «глаг.(гл. сл.)+ сущ.»:
1) подарить книгу;
2) на дальней прогулке;
3) вода заполнила;
4) поговорить по душам;
5) росли стебли.
Проверка 438 упр.
II. Работа по теме урока.
- Работа в рубрике «Понаблюдайте!» на стр. 148.
- Чтение теоретического материала.
- Слово учителя. Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей. Дополнение может быть выражено теми же частями речи, что и подлежащее, так как и подлежащее и дополнение обозначают предметы.
- Запись предложений под диктовку, выделить грамматические основы, найти дополнения, указать, чем они выражены. Осень дышит чарой скошенных лугов. (В, Брюсов) Смотри, как роща зеленеет, палящим солнцем облита, а в ней какою негой веет от ветки и куста. (Ф. Тютчев)
- Выполнение упр. 439.
- Упр. 440. Какими частями речи выражены дополнения.
- Упр. 443. Составление предложений по схемам.
- Заполнение таблицы, упр. 444.
- Найти дополнения. За твою широту, за твою красоту я люблю тебя. Родина светлая. (С. Островой.) Самолёт тяжеловесный рассекает свод небесный. (В. Берестов) Носит белка месяц целый про запас грибы в дупло. (Е, Головин) Всё лицо и руки залепил мне снег. (И. Суриков) Мороз в окно глядит и дышит, и на стекле узоры пишет. (С Дрожжин) Грамматика на даёт таланта, но даёт таланту большую силу. (В. Белинский)
- Вставка опущенных в предложении дополнений. Запись на доске:
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
__________ и _____________.
(чем?) (чем?)
Мимо столярной
Идёшь мастерской –
_____________ пахнет
(чем?)
И свежей _________ .
(чем?)
Пахнет маляр
_______ и ________.
(чем?) (чем?)
Пахнет стекольщик
Оконной ____.
(чем?)
Слова для справки:тесто сдоба, доска, скипидар, стружка, краска, замазка.
III. Итог урока. Найти лишнее понятие в цепочке. (Устно с классом). Существительное, союз, глагол.
Прилагательное, дополнение, междометие.
Определение, сказуемое, частица.
Какими новыми сведениями пополнили знания о дополнении?
IV. Д. з. Упр. 442, 445. § 57.
104-105 уроки | Определение | часа |
Цели уроков: 1. дать понятие определения. 2. Сформировать умение находить определение в предложении.
Ход уроков
I. Проверка домашнего задания, беседа о дополнениипо вопросам упр. 445. Составьте предложения, используя данные в скобках слова с нужными предлогами в качестве дополнений. Катя тревожилась (брат), переживала (он). Друзья особенно беспокоились (капитан), тревожились (он). Сами игроки были уверены (успех), не сомневались (он).