II. Повторение сведений о трёх временах глаголов

Кто-то ночью утащил лес.

Был он вечером, а утром исчез!

Не осталось ни пенька. Ни куста,

Только белая кругом пустота.

Где же прячутся птицы и зверь?

И куда ж за грибами теперь?

(И. Токмакова)

1. Повторительная беседа по вопросам на с.210.

2. Изучение основного теоретического материала на с. 210.

3.Употребление глаголов прошедшего времени в художественном тексте (упр. 623 – 624)

4. «Возьмите на заметку!» с. 211. Орфоэпическая работа. Упр. 625.

5. Упр. 627, 630. Образование формыпрошедшего времени глаголов при помощи суффикса – л-, отсутствие суффикса в некоторых формах: везти – вёз, нести – нёс, беречь – берёг, мочь – мог, увлечь – увлёк, сохнуть - сох, замёрзнуть – замёрз, грести – грёб.Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

6. Выписать глаголы прошедшего времени, выделить в них окончания и суффикс – л-:

Два маленьких котёнка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе.

Два маленьких котёнка озяблина дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

«Ну что, - они спросила, - не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурок отряхнули холодный мокрый снег

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

7. Выписать глаголы прошедшего времени, определить время, указать, что обозначают глаголы (действие, состояние) 1) Макар замолчал и, спрятав в кисет трубку, запахнул на груди чекмень. Накрапывал дождь, ветер стал сильнее, море рокотало глухо и сердито. Один за другим к

угасающему костру подходили кони и, осмотрев нас большими, умными глазами, неподвижно останавливались, окружая нас плотным кольцом. (М. Горький)

2) Часов около девяти Гаврик уже шагал в город. Он нёс на плече садок с бычками. Можно было, конечно, переложить их в корзину, но садок имел более солидный вид. Он показывал, что рыба совершенно свежая, живая, только что из моря. (В. Катаев)

3) Степь мертвелав безлюдье. Макар долго лежал у подножия кургана. Вначале он слышал, как неподалёку фыркал, переступал конь. Звякая удилами, а потом конь сошёл в лог, где богаче была травяная поросль, и стала вдруг такая тишина, какая бывает лишь позднею сухою осенью в покинутой и отработанной степи. (М. Шолохов)

8. Подготовка к диктанту. Повторение орфограмм и пунктограмм, которые будут в диктанте.Встреча в деревне, работать геологом, в поисковой партии в Сибири, интересные породы, результаты анализов, свободные денёчки, лежали в рюкзаке, все пожитки, тапочки, полбуханки хлеба, рассматривать фотографии, слушать рассказы, объездить Диксон, корень женьшеня, ветвистый корешок жёлтого цвета, похож на худенького человечка.

9. Итог урока. Выполните проверочную работу и сдайте на проверку. Выпишите глаголы, распределяя их по временам.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Ладно, ладно, побегу,

Вашим детям помогу.

И встал Айболит,

Побежал Айболит.

По полям, по лесам.

По лугам он бежит.

И упал Айболит.

И лежит на снегу:

«Я дальше идти не могу».

Д. з. § 81, упр. 630, 631.

146-147 уроки Контрольный диктант и его анализ урока

Цели уроков: 1. Проверить орфографические и пунктуационные знания

учащихся.

2. Проверить умение выполнять разбор слова по составу и

3. морфологический разбор глагола.

Встреча в деревне

Владимир Сергеевич работал геологом в одной поисковой партии в Сибири.

Он приехал в Москву в своё геологическое управление с интересными

породами, ожидал результатов их анализов и решил свободные денёчки

провести в деревне.

В рюкзаке у него лежали все пожитки: брюки, тапочки, рубашка, садовый

нож, полбуханки хлеба. В папке лежали фотографии.

Интересно было их рассматривать и слушать рассказы геолога. Владимир

Сергеевич объездил всю страну, был на Диксоне, на Урале. Потом он показал

корень женьшеня.

Это был маленький корешок жёлтого цвета. Он умещался на ладони и был

очень похож нам худенького человечка с ручками и ножками.

И. Дик (95 слов)

Задания:

1.Разберите слова по составу:

вариант 1 – свободные, провести, тапочки;

вариант 2 – садовый, рассказы, показал.

2. Выполните морфологический разбор глаголов:

Вариант 1 – работал, объездил;

Вариант 2 – приехал, умещался

3. Выпишите словосочетания «глагол + сущ.», определите вид и время глагола.

i. Д. з. Тест № на стр.

148-149 уроки Спряжение глагола. Лицо и число. урока

Цели уроков: 1. Сформировать умение определять спряжение глаголов.

2. Научить изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы.

3. Научить правильно и уместно употреблять спрягаемые формы глаголов в

речи.

Методическое обоснование: учащиеся должны знать перечень

окончаний глаголов 1 и 2 спр., а также грамматическое значение каждого

из окончаний; понимать, что проблемы в правописании возникают в

основном при передаче безударных личных окончаний; уметь

изменять по лицам разноспрягаемые глаголы; правильно и

уместно употреблять спрягаемые глаголы в речи.

Оборудование: таблицы спряжения глаголов и «Разноспрягаемые глаголы».

Ход уроков.

I. Повторение сведений о спряжении глаголов,окончаниях I и II спряжения.

1. Работа с материалом в рубрике «Вспомните» на с. 213.

2. Определение спряжения глаголов в упр. 632.

3. Понятие о разноспрягаемых глаголах в упр. 634 и «Возьмите на заметку»

4. Составление словосочетаний упр. 635.

5. Подбор синонимов к глаголу идти (упр. 637)

6. Распределить глаголы по спряжению в 2 колонки (работа у доски): видеть, написать, судить, обидеть, сеять, жалить, стелить, строить, носить, дремать, хотеть, звать, грянуть, перекричать, подражать, платить.

1 спряжение 2 спряжение
написать Видеть, судить, обидеть

7. Проверочная работа. Подумайте, чему учит этот рассказ. Выпишите разноспрягаемые глаголы, запишите к каждому из них 2-3 однокоренных глагола (с другими приставками) в формах 2-го и 3-го лица ед. и мн. ч. Выпишите 3 глагола 1 спр. и 3 гл. 2 спр.

Саша-дразнилка

Саша очень любит дразнить свою сестрёнку. Ляля обижалась и

плакала.

- О чём ты плачешь, Лялечка? – спрашивал папа.

- Меня Саша дразнит.

- А ты не дразнись.

Один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.

Ребята сидели за столом и завтракали.

- Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу за ноги к люстре

подвешу.

- Ну что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!

Саша даже поперхнулся от удивления.

- У тебя насморк, - сказал он, подумав. – Тебя завтра в кино не

возьмут.

- А я завтра и (не) хочу идти в кино. Я пойду послезавтра.

Саша посмотрел кругом и крикнул:

- У меня апельсин больше, чем у тебя!

- Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся.

Тут Саша не выдержал и заплакал.

- О чём ты плачешь, Сашенька? – спросила мама.

- Меня Лялька обижает! – ответил Саша, всхлипывая. – Я её дразню, а она не дразнится.

По Н. Артуховой

8. Прочитать текст, выписать глаголы, обозначить их спряжение.Изредка поздней осенью выдаются такие дни – сонные, хмурые, когда тёплый туман как залёг с утра над рекой, так и лежит, не редея, до самого вечера. Облака очень низко висят над серой водой, и потому с того берега всё слышно так, ясно, как в запертой комнате, – то женщины колотят вальками, стирают бельё, то лениво тяпает топором бакенщик, то

каркает ворона на старой раките. Перевозчик Никифор кипятит в солдатском котелке чай на костре, отворачивается от дыма. Плотник Семён сидит на лавочке около шалаша, курит, сплёвывает и смотрит на реку. Лодка только что ушла на тот берег, и видно, как на ней дружно гребут две девушки.

(К. Паустовский)

9. Прочитать стихотворение, записать его. Подчеркнуть глаголы, указатьспряжение, лицо и число. Сделать морфологический разбор одного глагола (самостоятельно)

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном.

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё сердце просит

Света и тепла!

(А. Плещеев)

II. Итог урока.Приведите примеры глаголов 1 спряжения и докажите их принадлежность к данной группе. Какие глаголы о носятся к разноспрягаемым?

III. Д. з. § 82, упр. 636.

150-151 уроки Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов урока

Цели уроков: 1. Закрепить правописание личных окончаний глаголов.

2. Объяснить учащимся, что по неопределённой форме определяется спряжение глаголов только с безударными окончаниями.

Ход урока

Наши рекомендации