II. Повторение сведений о трёх временах глаголов
Кто-то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька. Ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячутся птицы и зверь?
И куда ж за грибами теперь?
(И. Токмакова)
1. Повторительная беседа по вопросам на с.210.
2. Изучение основного теоретического материала на с. 210.
3.Употребление глаголов прошедшего времени в художественном тексте (упр. 623 – 624)
4. «Возьмите на заметку!» с. 211. Орфоэпическая работа. Упр. 625.
5. Упр. 627, 630. Образование формыпрошедшего времени глаголов при помощи суффикса – л-, отсутствие суффикса в некоторых формах: везти – вёз, нести – нёс, беречь – берёг, мочь – мог, увлечь – увлёк, сохнуть - сох, замёрзнуть – замёрз, грести – грёб.Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.
6. Выписать глаголы прошедшего времени, выделить в них окончания и суффикс – л-:
Два маленьких котёнка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котёнка озяблина дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
«Ну что, - они спросила, - не ссоритесь теперь?»
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурок отряхнули холодный мокрый снег
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
7. Выписать глаголы прошедшего времени, определить время, указать, что обозначают глаголы (действие, состояние) 1) Макар замолчал и, спрятав в кисет трубку, запахнул на груди чекмень. Накрапывал дождь, ветер стал сильнее, море рокотало глухо и сердито. Один за другим к
угасающему костру подходили кони и, осмотрев нас большими, умными глазами, неподвижно останавливались, окружая нас плотным кольцом. (М. Горький)
2) Часов около девяти Гаврик уже шагал в город. Он нёс на плече садок с бычками. Можно было, конечно, переложить их в корзину, но садок имел более солидный вид. Он показывал, что рыба совершенно свежая, живая, только что из моря. (В. Катаев)
3) Степь мертвелав безлюдье. Макар долго лежал у подножия кургана. Вначале он слышал, как неподалёку фыркал, переступал конь. Звякая удилами, а потом конь сошёл в лог, где богаче была травяная поросль, и стала вдруг такая тишина, какая бывает лишь позднею сухою осенью в покинутой и отработанной степи. (М. Шолохов)
8. Подготовка к диктанту. Повторение орфограмм и пунктограмм, которые будут в диктанте.Встреча в деревне, работать геологом, в поисковой партии в Сибири, интересные породы, результаты анализов, свободные денёчки, лежали в рюкзаке, все пожитки, тапочки, полбуханки хлеба, рассматривать фотографии, слушать рассказы, объездить Диксон, корень женьшеня, ветвистый корешок жёлтого цвета, похож на худенького человечка.
9. Итог урока. Выполните проверочную работу и сдайте на проверку. Выпишите глаголы, распределяя их по временам.
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
И встал Айболит,
Побежал Айболит.
По полям, по лесам.
По лугам он бежит.
И упал Айболит.
И лежит на снегу:
«Я дальше идти не могу».
Д. з. § 81, упр. 630, 631.
146-147 уроки | Контрольный диктант и его анализ | урока |
Цели уроков: 1. Проверить орфографические и пунктуационные знания
учащихся.
2. Проверить умение выполнять разбор слова по составу и
3. морфологический разбор глагола.
Встреча в деревне
Владимир Сергеевич работал геологом в одной поисковой партии в Сибири.
Он приехал в Москву в своё геологическое управление с интересными
породами, ожидал результатов их анализов и решил свободные денёчки
провести в деревне.
В рюкзаке у него лежали все пожитки: брюки, тапочки, рубашка, садовый
нож, полбуханки хлеба. В папке лежали фотографии.
Интересно было их рассматривать и слушать рассказы геолога. Владимир
Сергеевич объездил всю страну, был на Диксоне, на Урале. Потом он показал
корень женьшеня.
Это был маленький корешок жёлтого цвета. Он умещался на ладони и был
очень похож нам худенького человечка с ручками и ножками.
И. Дик (95 слов)
Задания:
1.Разберите слова по составу:
вариант 1 – свободные, провести, тапочки;
вариант 2 – садовый, рассказы, показал.
2. Выполните морфологический разбор глаголов:
Вариант 1 – работал, объездил;
Вариант 2 – приехал, умещался
3. Выпишите словосочетания «глагол + сущ.», определите вид и время глагола.
i. Д. з. Тест № на стр.
148-149 уроки | Спряжение глагола. Лицо и число. | урока |
Цели уроков: 1. Сформировать умение определять спряжение глаголов.
2. Научить изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы.
3. Научить правильно и уместно употреблять спрягаемые формы глаголов в
речи.
Методическое обоснование: учащиеся должны знать перечень
окончаний глаголов 1 и 2 спр., а также грамматическое значение каждого
из окончаний; понимать, что проблемы в правописании возникают в
основном при передаче безударных личных окончаний; уметь
изменять по лицам разноспрягаемые глаголы; правильно и
уместно употреблять спрягаемые глаголы в речи.
Оборудование: таблицы спряжения глаголов и «Разноспрягаемые глаголы».
Ход уроков.
I. Повторение сведений о спряжении глаголов,окончаниях I и II спряжения.
1. Работа с материалом в рубрике «Вспомните» на с. 213.
2. Определение спряжения глаголов в упр. 632.
3. Понятие о разноспрягаемых глаголах в упр. 634 и «Возьмите на заметку»
4. Составление словосочетаний упр. 635.
5. Подбор синонимов к глаголу идти (упр. 637)
6. Распределить глаголы по спряжению в 2 колонки (работа у доски): видеть, написать, судить, обидеть, сеять, жалить, стелить, строить, носить, дремать, хотеть, звать, грянуть, перекричать, подражать, платить.
1 спряжение | 2 спряжение |
написать | Видеть, судить, обидеть |
7. Проверочная работа. Подумайте, чему учит этот рассказ. Выпишите разноспрягаемые глаголы, запишите к каждому из них 2-3 однокоренных глагола (с другими приставками) в формах 2-го и 3-го лица ед. и мн. ч. Выпишите 3 глагола 1 спр. и 3 гл. 2 спр.
Саша-дразнилка
Саша очень любит дразнить свою сестрёнку. Ляля обижалась и
плакала.
- О чём ты плачешь, Лялечка? – спрашивал папа.
- Меня Саша дразнит.
- А ты не дразнись.
Один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.
Ребята сидели за столом и завтракали.
- Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу за ноги к люстре
подвешу.
- Ну что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!
Саша даже поперхнулся от удивления.
- У тебя насморк, - сказал он, подумав. – Тебя завтра в кино не
возьмут.
- А я завтра и (не) хочу идти в кино. Я пойду послезавтра.
Саша посмотрел кругом и крикнул:
- У меня апельсин больше, чем у тебя!
- Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся.
Тут Саша не выдержал и заплакал.
- О чём ты плачешь, Сашенька? – спросила мама.
- Меня Лялька обижает! – ответил Саша, всхлипывая. – Я её дразню, а она не дразнится.
По Н. Артуховой
8. Прочитать текст, выписать глаголы, обозначить их спряжение.Изредка поздней осенью выдаются такие дни – сонные, хмурые, когда тёплый туман как залёг с утра над рекой, так и лежит, не редея, до самого вечера. Облака очень низко висят над серой водой, и потому с того берега всё слышно так, ясно, как в запертой комнате, – то женщины колотят вальками, стирают бельё, то лениво тяпает топором бакенщик, то
каркает ворона на старой раките. Перевозчик Никифор кипятит в солдатском котелке чай на костре, отворачивается от дыма. Плотник Семён сидит на лавочке около шалаша, курит, сплёвывает и смотрит на реку. Лодка только что ушла на тот берег, и видно, как на ней дружно гребут две девушки.
(К. Паустовский)
9. Прочитать стихотворение, записать его. Подчеркнуть глаголы, указатьспряжение, лицо и число. Сделать морфологический разбор одного глагола (самостоятельно)
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном.
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё сердце просит
Света и тепла!
(А. Плещеев)
II. Итог урока.Приведите примеры глаголов 1 спряжения и докажите их принадлежность к данной группе. Какие глаголы о носятся к разноспрягаемым?
III. Д. з. § 82, упр. 636.
150-151 уроки | Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов | урока |
Цели уроков: 1. Закрепить правописание личных окончаний глаголов.
2. Объяснить учащимся, что по неопределённой форме определяется спряжение глаголов только с безударными окончаниями.
Ход урока