Объяснительно-иллюстративная беседа

· Учитель: у орфограмм-согласных букв существует свой перечень опознавательных признаков. Сегодня мы рассмотрим некоторые из них, повторим уже известные об орфограмме – согласные буквы в корне слова. Давайте проанализируем слова, записанные на доске: хлеб, луг, косьба, грядка.

· Подумайте, какие места в данных словах вызывают орфографические затруднения. Почему? Хлеб, луг – оглушение на конце слов. В 2-х следующих словах произношение согласных, стоящих перед другими согласными буквами, тоже расходится с написанием и, следовательно, место согласного перед другим согласным является «опасным» с орфографической точки зрения.

3)Вывод:выявленные места в данных словах – это конец и стечение согласных – самые яркие приметы повторяемой орфограммы, или опознавательные признаки орфограммы – согласной буквы.

4)Упр. 64. к 4-му: захлестнула

1. Чтение и запоминание основного теоретического материала настр. 28.

2. Работа с упражнениями № 65:лодка, низко, облегчением, солнце, (на какое правило?), низким, сквозь, беседка, колоннами (на какое правило?), вдруг, счастливую, лёгким.

3. 66 – работа с таблицей(1-й тип правил)

Д. з. упр. 67.

Урок 18.

Тема:Орфограммы в корнях слов. Непроизносимые согласные в корнях слов.

Цели урока:Сформировать умение безошибочно писать непроизносимые согласные в корнях слов.

Ход урока.

Повторение орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова».

· Записать слова, выделяя в них корни, в 2 столбика:

-ст- -сн-
Властный, устный, гласный, запасной, опасный, доблестный, словесный, чудесный, хлестнуть, блеснуть.

· Найти 4-е лишнее слово (устно):

Капустный, ужасный, хрустнуть, грустный.

Известный, участник, вкусный, яростный.

2.Работа стаблицей упр. 66 (стр. 29) (2 и 3 типы правила)

3. Ознакомление с алгоритмом.

Распознавание орфограмм-согласных букв по опознавательным признакам

Определи, заканчивается ли слово на согласный, парный по глухости – звонкости.

_______________________________

Да. Нет.

Вывод: это орфограмма – согласная 2. Установи, есть ли

буква. стечение согласных букв.

_______________________________

Да. Нет.

Вывод: это орфограмма – согласная 3. Проверь, есть ли н

буква. слова перед гласным.

_______________________________

Да. Нет.

Вывод: это орфограмма – согласная 3. Вывод: в этом словенет буква. орфограмм – согласных букв.

3. Закрепление полученных сведений:

1) 68, 69, 70.

2) Запишите в 4 столбика слова, в которых

1) происходит изменение согласного в конце слова;

2) происходит изменение согласного в середине слова;

3) есть непроизносимые согласные;

4) есть удвоенные согласные:

Кадка, несчастный, рожь, молодёжь, перевозка, группа, капустный, ошибка, коллекция, овраг, лестничный, вокзал, круг, хоккей, улыбка, яростный, теннис.

5) Запишите под диктовку, графически объясните написание согласной в корне. Звёздное небо, шествовать по дороге, участвовать в соревновании, шефствовать над малышами, опасный переход, честное признание, напрасные усилия, грустная мелодия, хвастливый заяц, громоздкий узел, долго здравствовать, тростниковые заросли, страстный призыв, блеснуть на солнце, просьба отца.

6. Итог урока.Выполнение задания на индивидуальных карточках, которые учащиеся сразу сдают для проверки учителю.

Д. з.§ 14, упр. 71.

Карточка 1.

Найти и подчеркнуть место применения орфографического правила в корне слова по опознавательным признакам орфограмм – гласных и орфограмм – согласных букв;

обозначить опознавательные признаки орфограмм сверху знаком٧.

Снег, вода, земля, голубь, молотьба, морской, косьба, сторож.

Карточка 2

В корнях каких слов содержится несколько опознавательных признаков? Выделить эти слова и места применения орфографических правил.

1) Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

2) … Остров на море лежит,

Град на острове стоит.

3) Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

А. С. Пушкин

Урок 19.

Тема:Сочетания букв жи – ши, ча – ща, чу – щу; нч, чн, чк, нщ, щн, рщ.

Цели урока:1. Закрепить навыки правописания сочетания букв, воспроизводящихся на письме всегда в одном и том же виде. 2. Закрепить навыки правописания гласных после шипящих.

Ход урока.

1. «Проверь себя». Запись текста под диктовку, затем сверка с записанным заранее на доске. Мы сидели и наблюдали за тем, как из-за темнеющих очертаний деревьев поднимается раскалённый шар солнца. Вот он уже появился из-за верхушек деревьев, осветил всё вокруг. Его лучи потоком хлынули на землю и рассыпались сверкающими огнями. Каждая росинка засветилась удивительным светом. И весь лес переливался, менялся под лучами солнца.

Изучение нового материала.

1) Составление таблицы:

После шипящих ж, ш, щ

Пишутся и, у, а

Не пишутся ы, ю, я

Исключения:брошюра, жюри, парашют

2) Чтение и заучивание теоретического материала на с. 30.

3. Закрепление орфограммы:

1) Выполнение упр. 72.

2) Повторение другой орфограммы, сопоставляя написание и звучание. Не путать правила. Упр. 73

3) Запись в 2 столбика слов с гласнымии, у, апосле шипящих, которые являются:

· Всегда твёрдыми

· Всегда мягкими.

Жир, машина, чашка, щука, жить, шить, щупальце, пассажир, пища, овчарка, часовой, пружинка, необычайный, шишка, прополощу, участок, жираф, ландыши, трещать.

4) Укажите, в какой части слова находится орфограмма:жилище, чудный, навещу, журчит, карандашик, хороши, ёжик, роща, лыжи, ощупать, частный.

4. Вывод.[нач’н’ик], [жыт’].

5. Домаупр. 74. § 15

Урок 20.

Тема:Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов.

Цели урока:Закрепить навык правописания Ь после шипящих на конце слов. 2. Сформировать у учащихся навык орфографического анализа.

Ход урока.

1. Проверка дом. зад.Зачитывание по «цепочке» слов, объяснение их правописания.

2. Орфографическая зарядка.Запишите из диктуемых слов только сочетания букв, являющихся орфограммами. Ночник, шипы, свечка, лыжи, ласточка, наконечник, кощунство, больничный, жирность, вещание, сварщик, жестянщик.

Наши рекомендации