III. Работа по теме урока
Слово учителя.В заимствовании русским языком иноязычных слов в разные эпохи отразилась история нашего народа. Экономические, политические, культурные контакты с другими странами, военные столкновения накладывали свой отпечаток на развитие языка.
Самые первые заимствования из неславянских языков проникали в русский язык ещё в VIII – ХII вв. Из скандинавских языков (шведского, норвежского) к нам пришли слова, связанные с морским промыслом: шхеры, якорь, крюк, багор, имена собственные: Рюрик, Олег, Ольга, Игорь, Аскольд. А также некоторые слова, связанные с жизнью северных народов: сани, тундра, пурга, нарты, пельмени и др.
К числу древних заимствований относ. сл. из герм: броня, меч, панцирь, котёл, холм, бук, князь, бор, свинья, верблюд.
Близкое соседство тюркских народностей (половцев, печенегов, хазар)), военные столкновения с ними, а затем и монголо-татарское нашествие оставили в русском языке тюркские слова: колчан, аркан, вьюк, шалаш, бешмет, кушак, каблук, кисет, кумач, сундук, кистень, кандалы, кабала, казна, караул и др. (быт, одежда, утварь)
Самым значительным влиянием на язык Древней Руси было влияние греческого языка. Торговля Киевской Руси с Византией, принятие христианства в VI в., крещение восточных славян в IХ в., распространение богослужебных книг: (бытовые предметы, овощи, фрукты) вишня, огурец. Кукла, лента, лохань, фонарь, скамья, баня; слова, связанные с наукой: грамматика, математика, история, философия, тетрадь, алфавит, диалект. Заимствования из обл. религии: ангел, алтарь, амвон, анафема, архимандрит, антихрист, архиепископ, демон, елей, Евангелие, икона, ладан, келья, схима, лампада, монах, монастырь, пономарь, протоиерей, панихида.
Из нем.: бутерброд, галстук, графин, шляпа, контора, пакет, прейскурант, процент, бухгалтер, вексель, акция, агент, лагерь, штаб, командир, юнкер, ефрейтор, лафет, патронташ, верстак, фуганок, никель, кварц, селитра, картофель, лук.
Значительный след в русской лексике оставил фр. язык:(первые сл. в Петровскую эпоху): (бытового назначения) костюм, капот, корсаж, корсет, жакет, жилет, пальто, манто, блуза, фрак, браслет, вуаль, жабо, мебель, комод, кабинет, буфет, салон, туалет, трюмо, люстра, абажур, портьера, сервиз, лакей, бульон, котлета, крем, рагу.
1.) Чтение и пересказ 271, 272 упр. В результате работы с текстами учащиеся приходят к выводу: непрерывное обогащение русского языка новой лексикой двумя путями: русским (собственным) словообразованием и заимствованием.
3) Выполнение практических заданий:
v Подбор синонимов, определение иноязычных и исконно русских слов (упр. 274)
v Знакомство с особенностями старославянизмов (упр. 275 – 276)
v Выделение слов с полногласием (упр. 277)
v Работа в парах с рубрикой ЗСП - 5, 7, 10.
4) Заменить иноязычные слова русскими: Футбольная команда потерпела фиаско. После долгих дебатов стороны договорились. Я решил презентовать своему другу дорогие часы. Во время интервала между уроками в класс вошёл директор школы.
IV. Итог урока.Сделайте основные выводы по изученному на уроке.
V. Д. з.§ 35, упр. 273, ЗСП -5, 7, 10, 278.
Тема: Как образуются слова в русском языке.
Цели урока:1. Дать понятие о способах образования слов в русском языке.
2. Сформировать умение разбирать слово по составу, дать представление о словообразовательной модели.
Оборудование: стандартная таблица по словообразованию.
Ход урока.
I.Вставьте пропущенные буквы. Выразительно прочитайте тексты. Определите, в каком из них употребляются однокоренные слова, а в каком – формы слова. Докажите, используя условные обозначения, правильность своего ответа.
Эту ска..ку ты прочтёш… Два щ..нка щ..ка к щ..ке
Тихо, тихо, тихо… Щ..плют щ..тку в уголке.
Жиди-были серый ёж Да у щ..тки половой
И его еж..ха. Палка есть над г..ловой
Серый ёж был очень тих Палка щёлк щ..нков с плеча,
И еж..ха тоже. Два щ..нка ушли в..рча.
И р..бёнок был у них – С. Михалков
Очень тихий ёж..к.
Всей сем..ёй идут гулять
Ноч..ю вдоль д..рожек
Ёж-отец, еж..ха-мать
И р..бёнок еж..к.
С. Маршак
II. Чтение и пересказ лингвистического текста. упр. 279. Обсуждение текста по вопросам упр –я.
III. Закрепление.
Упр. 280
2) Суффиксальный способ словообразования.Упр. 281, 282, 283.
3) Выделите общие суффиксыв данных словах. Что они обозначают? Запишите свои слова с этими суффиксами. Сделайте вывод.
На доске:
Дождик, носик, кубик, (зубик, пальчик)
2. Учитель, строитель, испытатель (водитель, родитель)
3. Козлёнок, лисёнок, львёнок (тигрёнок, котёнок)
4. Горнист, танкист, теннисист (гитарист, пианист).
4) Приставочный способ образования:
v Упр. 284
v Образуйте однокоренные с помощью приставки с-. Выделите в них приставку и корень: держать, мыть, гореть, делать, жечь, бежать.
v От данных слов образуйте с помощью приставки без-: шумный, грамотный, платный, ценный, жизненный, дорожный, чувственный, сознательный.
Порядок разбора слова по составу (с. 94).
v Упр. 285
6) Д. з. Упр. 286, § 36.
Тема: Как образуются слова в русском языке.
Цели урока: дать понятие о способах словообразования слов в русском языке; сформировать умение разбирать слово по составу.
Ход урока.
I. Проверка дом. задания.Фронтальный опрос.
v Вам известно, что словообразование – раздел науки о языке. А что он изучает? Строение слов и способы их образования.
v А при помощи каких морфем образуются новые слова? (Суффиксов и приставок)
v А для чего нужны окончания? (показать форму слова)
II. Постановка цели урока.Чуть больше о способах словообразования мы сегодня узнаем на уроке.