II. Работа над репродукцией
v Рассматривание картины, её фрагментов,
v учащиеся делятся общим впечатлением
v раскрытие смысла названия (из таких высоких и крепких деревьев делали мачты парусных кораблей),
v определение основной мысли, которую надо раскрыть в сочинении (художник восхищается красотой природы),
v выявление средств художественной выразительности.
v Обратить внимание на цветовую гамму
III. Словесное иллюстрирование репродукции,высказывания описательного типа на основе текста-образца и собственных впечатлений.
Самая любимая тема, над которой работал в продолжение всей жизни – изображение леса. Эту богатую стихию он не уставал изучать, находя в ней всё новые и новые штрихи.
IV. Составление плана сочинения.
1. Солнечная опушка соснового бора. (Перед нами густая опушка соснового бора. Всё изображённое здесь наполнено глубоким чувством жизненной правды. Свежестью, непосредственностью живой природы дышит картина Шишкина. Лес в ближнем и дальнем планах разнообразен.)
2. Величавые стройные сосны. (Возвышаются высокие, стройные, как колонны величавого храма, сосны. Гордо раскинули эти великаны свои тёмно-зелёные ветви. Художник избрал горизонтальное полотно, чтобы подчеркнуть высоту деревьев: их верхушки не вместились на полотне.
Не меньше увлекается Шишкин и отдельными деталями, с помощью которых ведёт своё повествование о природе. Он воспроизвёл особенности сосны: рисунок коры, структуру веток. Дороги ему и роща, и мох, нарисованный с поражающим правдоподобием, и камень, лежащий в ручье.)
3. Прозрачный ручеёк. (Вытекает из-за деревьев. Летний день исходит зноем, а здесь, у воды и в лесу, можно присесть, отдохнуть.)
4. Ласковое летнее солнце. (Солнечный свет) (Картина полна солнца. Его лучи осветили чащу бора, озарили тёмно-зелёные кроны величественных и гордых деревьев. Кажется, до самого дна прогрели воду в ручье. Пронизана светом каждая песчинка на дне. Искусно владея светом, И. И. использует всё богатство палитры с тончайшими оттенками зелёных тонов. Поэтому автор достиг верного изображения каждого дерева на переднем плане.)
5. Восхищение и понимание художником красоты природы. (Знакомство с работой Шишкина даёт познать силу искусства, воплощающего природу, воспитать в себе любовь к ней и отдать дань большому мастерству этого замечательного русского художника. С картиной связано наше представление о родной земле, О России, о Родине. Кажется, чувствуешь запах сухого соснового лесного воздуха)
4) Подбор рабочих материалов.Упр. 233. Создание черновика
v Работа над выразительными средствами текста-описания.
a) Эпитеты: высокие, стройные, сосны; сухой сосновый лесной воздух; тончайшие оттенки зелёных тонов; тёмно-зелёные кроны величественных и гордых деревьев; тёмно-зелёные ветви
b) Сравнения: как колонны величавого храма, сосны
c) Олицетворения: раскинули эти великаны свои тёмно-зелёные ветви
II. Подбор эпиграфа,
5) Проверка написания слов по словарям,
I. Отбор языковых средств, характерных для текста-описания. (На переднем плане картины… вдали…; ручеёк вытекает из-за деревьев; чаща бора;
II. Редактирование черновиков.
Учитель помогает и контролирует.
VII. Написание сочинения.Учащиеся самостоятельно работают над написанием сочинения в тетради по развитию речи.
На закате своих дней Шишкин снова предстает перед современниками как поэт русского леса, а заключенное в картине тонкое сопоставление могучей многовековой зелени сосен, то освещенных солнцем, то скрывающихся в тени и уходящих вершинами далеко за раму картины, с молодой порослью тонких сосенок, идущих на смену старым великанам, как бы подчеркивает это вечное движение жизни, вечную смену старого новым и молодым.
Богатство и разнообразие жизни русской природы, бодрое и радостное жизнеутверждающее чувство, которое охватывает зрителя «Корабельной рощи», говорят (и всегда будут ему говорить!) о неиссякаемых силах родной земли, о ее лесном богатстве, о ее величавой, нестареющей, вечно обновляющейся красоте.
Корабельная роща была впервые показана на XXVI выставке Товарищества передвижников и вызвала всеобщее восхищение. Друг Шишкина, художник К. А. Савицкий, тут же написал восторженное письмо своему нестареющему собрату: «Картина заиграла, нота сильная, чудесная — поздравляю, не я один, все восхищены, браво... Сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло!..».
|
Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Осуществление такого монументального замысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, но на этом его путь в искусстве оборвался.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен.
Густые кроны бросают на них тень. Вдали - пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.