II. Работа по теме урока
1) Беседа с классом. Нам известно, что слова делятся на слоги.
· Скажите, может ли слог состоять из одного звука? Таких слов много: у – зел, о – на, я – ма.
· А слово может состоять из одного слога? Лес, ты, дом.
· Какой звук обязательно входит в состав слога? Гласный, поэтому в слове столько слогов, сколько гласных звуков
· Согласные звуки или начинают слог, или заканчивают его (ус, он), или окружают гласный звук с обеих сторон (шум, сом) – закрытые слоги.
· Если слово состоит из 2-х и более слогов, то один из них звучит более чётко. На него падает силовое ударение. В слове поезд с большей силой звучит 1-й слог, а в слове курсант – последний.
· Итак,произнесение одного из слогов слова с большей силой и длительностью называется ударением. Слог, который произносится с бо́льшей силой и длительностью, называется ударным. Остальные слоги – безударные.
· Запомнимещёнекоторую информацию,которую мы должны знать об ударении. В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильным: тво́ро́г, и́на́че, одновре́ме́нно.
· В словах обычно бываетодно ударение.
· В сложных словах,кроме основного, может быть побочное, более слабое ударение, например: се́нокоси́лка, ме́лкомасшта́бный.
· Давайте вспомним, на какие группы делятся слоги? На открытые,которые заканчиваются слоговым звуком: ма – ма, па – па.Изакрытые слоги,которые заканчиваются неслоговым звуком лам – па, бор – тик.
· Чтение теоретического материала на стр. 67.
III. Тренировочные упражнения.
1.Разделить слова на слоги (работа у доски) Те-ле-фон, со-ба-ка, боль-шой, те-ле-га, те-ле-ви-де-ни-е.
2.Расставить правильно ударения в выделенных словах, сделать вывод (самостоятельно в тетрадях, затем проверка в классе) На берегу реки стоит красивый за́мок. Закрыть на все замки́. Все стрелки́ попали в яблочко. Стре́лкинаших часов остановились в полночь. Птица пари́т в небе. На улице сегодня па́рит.
Работа по учебнику.
1) Упр. 197.Отработка орфоэпическихнорм (устно с классом)
2) Упр. 198 – 200, 202 (самостоятельно, а потом проверка в классе).
3) Логическое ударение.Чтение и пересказлингвистического текста(стр. 68)
4) Упр. 204. Записать предложения, выделить слова, на которые падает логическое ударение (работа у доски).
4. Составить свои предложения и показать на их примере, как с помощью логического ударения меняется смысл предложения.
IV. Итог урока. Прочитать отрывок из стихотворения Ф. Тютчева вместе с классом, соблюдая логические ударения.
Зима не даром злится,
Пришла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
V. Д. з. § 29(учить),упр.201 (п.), 205 (у).
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Урок 51.
Тема:Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.
Цели урока: 1.Дать понятие об орфоэпии как о разделе науки о языке, правилах произношения гласных звуков, элементах транскрипции.
2. Развивать речевой слух учащихся.
3.Познакомить с орфоэпическим словарём.
Ход урока.
I.Попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока: что нужно повторить, закрепить, вспомнить?
II. Беседа о слоге и ударении.
1) Какие вы знаете особенности ударения в русском языке?
2) Как вы можете подтвердить сведения о меняющемся характере ударения в русском языке?
3) Проанализируйте формулу: от значения слова – к выбору ударения (за́мок – замо́к).
4) Как правильно произнести малознакомое слово, например. фамилию?
III. Выборочный диктант.
Пол был гол как со́кол. В рамы вместо стёкол Млечный Путь кусками вставлен был. Е. Евтушенко | Плотницкий инстру́мент Сдержан и разумен. Е. Евтушенко |
Бежит, подбрасывая груз, За автобу́сом автобу́с. С. Маршак | И за эти земные ко́рысти, Удивлённо меня кляня, Я уверен, что бог бы вскорости Вновь на землю столкнул бы меня. К. Симонов |
Он её и не видел в платьях; Больше всё в сапогах кирзовы́х, С санитарной сумкой, в пилотке На дорогах войны грозовых, Где орудья бьют во всю глотку. К. Симонов | До сих пор я тебя добротою не Ба́ловал, не умел ни жалеть, ни прощать, Слишком горькие шутки в разлуке Откалывал, Злом на зло привыкал отвечать. К. Симонов |
IV. Работа с лингвистическим текстом.
1) Упр.207.
2)Знакомство сорфоэпическим словарём.
V. Работа по учебнику.
Упр. 208
2)Чтениематериала дополнительного на стр. 69 – 70.
3) Упр. 209(п).
4) Упр. 210 (у)
5) «Возьмите на заметку!»- чтение и анализ дополнительного теоретического материала.
6)Упр. 211 (коллективно)
7)Упр. 212, 213 (у)
8)«Возьмите на заметку», Упр. 214
VI. Итог урока.Прочитайте слова вполголоса согласно орфоэпическим нормам
1) Сантиметр, демонстрация, теннис, бассейн
2) Счастливый, приветствовать, грустный, ненастный
3) Что, чтоб, чтобы, чтец.
VII.Д. з. Упр. 215, § 30.
Урок 52. Тема: Произношение согласных.
Цели урока:1. Дать понятие о правилах произношения согласных звуков в русском языке, элементах транскрипции.
2. Развивать речевой слух учащихся.
Методическое обоснование:при изучении новой темы учащиеся должны помнить и запомнить 2 правила:
- о произношении согласных перед Е в иноязычных словах;
- о произношении согласных на месте буквенного сочетания ЧН.
Ход урока