В дни попразднества и отдания праздников, если они случатся в день воскресный, произносится отпуст воскресный, а не праздничный
Когда утреня соединяется с первым часом в одну службу, тогда великий отпуст произносится после первого часа (так как утреня совсем не имеет после себя отпуста).
Во всю пасхальную седмицу пасхальный отпуст: «Христос воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех Живот даровай»... с крестом в руках и последующим затем осенением крестом и троекратным приветствием: «Христос Воскресе» произносится только на вечерни, утрени и литургии. На часах же, повечерии и полунощнице говорится только обыкновенный малый воскресный отпуст, начинающийся словами «Воскресый из мертвых»... без креста и без этого приветствия. В день отдания Пасхи пасхальный отпуст с крестом произносится только в конце литургии, причём священник в последний раз троекратно приветствует верующих словами: «Христос Воскресе».
Совершенно недопустимо по собственному усмотрению поминать на отпустах имена святых, не имеющих отношения к данному дню, храму и празднованию, хотя бы служащий священнослужитель и имел основания лично особо чтить их.
Не полагается на отпусте добавлять к имени святого слова: «егоже и память совершаем». Эти слова произносятся лишь на литийной ектении: «Спаси, Боже, люди Твоя»... и на молитве: «Владыко Многомилостиве»...
ВОПРОС: Имеется ли церковное правило, указывающее, что мiряне могут становиться с зажжёнными свечами во время чтения Евангелия на литургии?
ОТВЕТ: Во время чтения Евангелия все молящиеся стоят с возжёнными свечами в Великий Четверток на так наз. «Последовании страстей Христовых» (12 Евангелий), на Царских Часах в Великий Пяток, и на Вечерни в тот же день, когда выносится св. Плащаница. Чтение Евангелия вообще сопровождается возжжением светильников, которые обыкновенно держат в руках прислужники. Эти светильники знаменуют собою тот свет, который принесло в мiр учение Христово, изложенное в Евангелии.
ВОПРОС: Разрешается ли следить за Богослужением по собственному молитвеннику?
ОТВЕТ: Вопрос вызывает недоумение. Что же может быть предосудительного в том, чтобы следить за Богослужением по собственному молитвеннику? Главная задача верующих, приходящих в храм, это сознательно участвовать своею молитвою в происходящем Богослужении, и не только «единым сердцем», но и «едиными усты», что достигается там, где существует всенародное пение. Это всенародное пение надо всеми мерами стараться восстановить в наших православных храмах, а петь без молитвенника в руках не все могут, кто не знает молитвенных слов наизусть.
Лучше следить за Богослужением по молитвеннику, чем придти в храм и стоять безучастно, не понимая, что происходит, с нетерпением ожидая конца Богослужения, как это делают – увы! – многие из современных православных христиан, требующих от своего священника всё большего и большего сокращения Богослужения, которого они не знают и содержания которого не понимают, а потому и не ценят.
ВОПРОС: Правильно ли к молитве «Многая лета» присовокуплять слова: «Спаси, Христе Боже» (трижды)? Откуда этот обычай?
ОТВЕТ: Этот обычай заимствован из монастырей. В монастырях настоятелю – Архимандриту или Игумену – с «еже во Христе братиею» положено по уставу возглашать и петь не «Многая лета», а «Спаси, Христе Боже» (см. последование часов в навечерие Рождества Христова и Богоявления).
ВОПРОС: Почему в одних православных храмах строятся клиросы, в других возвышенные хоры? Есть ли церковные указания по этому поводу?
ОТВЕТ: Во всех православных храмах непременно должны быть клиросы, которые представляют собою расширения солеи, ограждаемые решёткой, как места для чтецов и певцев. Это – «внешний алтарь для низших клириков». В древности так наз. «хоры» устраивались для стояния на них женщин, но никак не для певчих. Древняя православная традиция, ведущая своё начало от времен священномуч. Игнатия Богоносца, которому в видении были представленыдвалика св. Ангелов, поочередно воспевавших хвалу Богу, требует пенияна два лика(так наз. «антифонное пение»), что и достигается устройствомдвухклиросов, как мест для церковных певцев. На всём православном Востоке до сих пор хранится эта древняя традиция антифонного пения, которую необходимо стараться восстановить и нам, поскольку она небесного происхождения и, как показывает опыт, чрезвычайно оживляет Богослужение, поднимая дух молящихся.
ВОПРОС: Имеется ли определённый текст многолетствования на отпусте «Святейшие Патриархи» ..., утверждённый синодом Зарубежной Церкви?
ОТВЕТ: Едва ли наш синод когда-либо занимался вопросом об утверждении такого текста, поскольку он ясен сам собою из наших Богослужебных книг и должен следовать тому порядку поминовения церковных и гражданских властей, который установлен на ектениях, без каких-либо излишних добавлений, кончаясь естественно словами: «Братию святаго храма сего и вся православныя христиане» ...
ВОПРОС: Разрешается ли, чтобы в православных храмах находились католические иконы и распятия?
ОТВЕТ: Сам по себе вопрос этот показывает, что глаз церковного человека замечает различие между иконой православного письма и неправославного (несмотря на то, что и в среде православных иконописцев есть разница школ). Конечно, в православных храмах должны быть иконы православного стиля.
Заботиться о сохранении православной традиции в изображении распятая и в иконописи необходимо потому, что зрительные впечатления влияют на нашу мысль, на понимание и сохранение нами духа нашей веры.
ВОПРОС: Если православная вера является истинной, могут ли христиане других вероисповеданий спастись? Может ли спастись человек, в силу своего происхождения не крестившийся как христианин, но ведший совершенно праведную жизнь на земле?
ОТВЕТ: «Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, а от Бога милующаго», говорит апостол (Рим. 9, 16). В Церкви нам указана дорога спасения и даны средства, при помощи которых человек нравственно очищается и имеет прямые обетования спасения. В этом смысле св. Киприан Карфагенский говорит, что вне Церкви «нет спасения». В Церкви дано то, о чём пишет христианам – только христианам – апостол Пётр: «Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мiре растления похотью, – то вы, прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если в вас это есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Петр 1, 3-8). Что же сказать о внешних, не принадлежащих к Церкви? Другой апостол дает нам понять: «ибо что мне судить о внешних? ... Внешних же судит Бог» (I Кор. 5, 12-13). Это значит, что судьбу их мы не вправе предрешать. Бог «кого хочет, милует» (Рим. 9, 18). Одно только нужно заметить, что «вести совершенно праведную жизнь», как выражался спрашивающий, значит жить по заповедям блаженств, а это вне благодатной помощи, сокрытой в Церкви Христовой Православной, человеку «внешнему», не по силам.