ВОПРОС: Является ли кощунством выступление на сцене светских лиц, изображающих духовных лиц?
ОТВЕТ: Театральное изображение на сцене, хотя бы и специально для данной цели устроенной, библейских событий и священных лиц не соответствует духу Православной Церкви, даже когда это происходит с благонамеренной целью, так как такие представления омiрщвляют священные для нас воспоминания. Благоговейное чувство не должно позволить человеку брать на себя изображение на сцене Спасителя, Богоматери и святых лиц. Нельзя отнестись сочувственно и к тому, когда на сцене представляют духовных лиц и картины из церковного быта хотя бы и в положительном их освещении: жизнь церковная доступна только поверхностному вниманию светского искусства. К тому же современные литература и сцена более склонны к карикатурному представлению церковного быта. Кощунственными однако можно назвать лишь такие представления из священной для христиан области, которые преднамеренно унижают и оскорбляют предметы нашей веры, хотя в некоторых случаях эта преднамеренность и кощунственность бывают затушёваны и прикрыты.
ВОПРОС: Допустимо ли фотографирование отдельных моментов богослужения, снимания фильмов с богослужений, св. таинств, напр. крещения, освящения плодов, разных помещений, жилых домов?
ОТВЕТ: Фотографирование храма допустимо вне совершения в нём богослужения. Позволительно также фотографирование процессий и молений на открытом воздухе. Совершенно недопустимо производствофильмовых съёмок в храме вовремя божест. Литургии, а равно и фильмов совершения св. таинств. По смыслу самого слова «таинство», особенно в отношении Литургии, наблюдать совершение таинств могут лишь те, кто участвует в данном богослужении молитвенно. По канонам Церкви не должны наблюдать совершение главной части Литургии иноверцы и оглашенные, готовящиеся к крещению. Если этот закон и нарушается, нарушение не даёт права идти дальше, делая таинство предметом фильмовой картины.
ВОПРОС: Допустима ли запись богослужения и отдельных молитв на граммофонную пластинку или иного рода плёнку?
ОТВЕТ: Запись на звуковую пластинку последовательного совершения божеств. Литургии, а равно и других таинств церковных не должна иметь места по той же причине, что и производство фильмовых снимков: здесь происходит профанация «тайны церковной». При этом происходит искажение смысла Литургии и св. таинств: во время их совершения молитвы и слова священнодействия сопровождаются невидимым, тайным действием благодати Божией; при звуковом же воспроизведении с пластинки эти молитвы и слова теряют свой прямой смысл, так как при этом не совершается та тайна, ради которой они произносятся.
Что касается звукового воспроизведения других чинопоследований – вечерни, утрени и т. д. – то и оно никак не может быть рекомендуемо. Общественная молитва обособляется по самому своего существу от домашней, частной, личной. Она обычно совершается в храме. Она может быть совершаема и вне храма, по каким-либо обстоятельствам, к тому побуждающим, но она и тогда продолжает быть «общественной», будучи совершаема по определенному чину лицами, к тому призванными. Механично перенести в любую обстановку, записью звуковой запечатленное, общественное чинопоследование – значит нарушить его природу и, вообще, создать что-то искусственное, никак не умещающееся в чин церковный. Это ни частная молитва, ни молитва общественная – вообще уже не «молитва», как живое обращение человеческой души к Богу, а безличное её воспроизведение. Можно чинопоследования церковные совершать дома, в тех их частях, которые то допускают – в этом не только нет греха но, за отсутствием возможности пойти в храм Божий, то дело святое. Но делать предметом слухового восприятия некогда в храме совершённое чинопоследование – противно духу церковности. Что же сказать о тех случаях, когда воспроизводима будет церковная молитва в обстановке, далёкой от благочиния – чего никак не избежишь, поскольку предметом широкого употребления станет соответствующая запись? Вот почему надо очень предостеречь против соблазна звуковой записи чего бы то ни было, происходящего под сводами храма. Помнить надо ещё и то, что самый процесс записи богослужения нарушает целомудрие молитвы: как можно молиться, зная, что тебя «записывают»? А если это делается потихоньку, крадучись – то в этом уже свидетельство незаконности содеваемого. А какой соблазн для священнослужителя потом слушать себя, «молящегося»!
Что же касается отдельных песнопений, напетых хором вне богослужения, то принципиально она не вызывает возражений.
ВОПРОС: Приходят письма, содержащие в себе текст молитвы и требование разослать её дальше в определённом числе экземпляров – с угрозой навлечения на себя несчастья, если полный текст письма не будет дальше разослан. Что делать с такими письмами?
ОТВЕТ: Аналогичные вопросы задаются многими – получает широкое распространение подобное искушение. Чтобы не поддаться ему и не стать звеном нечестивой цепи, надо усвоить правильный взгляд на молитву. Это – обращение к Богу верующей души, отдающей себя на волю Божия Промысла. Но это никак не заклинание, силой самых слов его, устно повторяемых или на письме размножаемых, способное принести пользу. В народном обиходе рядом с истинной молитвой, благодатной, распространение получали т. наз. «заговоры», в которых состав молитвенный причудливо переплетается с бесовщиной. Нечто подобное являют собою и такие «цепи» молитв, имеющие в виду получение некой магической помощи от их распространения. Свойство истинной молитвы – отдаться Богу. Там же, где есть желание себе приобрести власть, силу, дарование, способность, которые волен был бы человек употребить по своему усмотрению – там уже на лицо корысть. И этой направленностью воли пользуется злая сила, чтобы пленить в свой плен душу человека. В тех письмах, которые такой магический характер присвояют молитве, особенно злостным является застращивание несчастьями, под влиянием которого человек и сам начинает, распространяя дальние письмо, застращивать других и тем берет на себя тяжкий грех. Все подобные письма надо выбросить или предавать огню, не обращая на них никакого внимания – и тогда, как «прилог» вражий, никак не воспринятый сознанием, письмо это не заденет своим, по видимости святым, а по сути греховным содержанием души человека, его получившего.