ВОПРОС: Может ли стать священником женатый на вдове?

ОТВЕТ: Не может. 18-ое правило Святых Апостолов гласит совершенно категорически, не допуская никаких исключений: «ВЗЕМШИЙ В СУПРУЖЕСТВО ВДОВУ, ИЛИ ОТВЕРЖЕННУЮ ОТ СУПРУЖЕСТВА (то есть, разведенную с своим первым мужем), ИЛИ БЛУДНИЦУ, ИЛИ РАБЫНЮ, ИЛИ ПОЗОРИЩНУЮ "(то-есть профессиональную актрису, выступающую в театральных представлениях), НЕ МОЖЕТ БЫТИ ЕПИСКОП, НИ ПРЕСВИ-ТЕР, НИ ДИАКОН, НИЖЕ ВООБЩЕ В СПИСКЕ СВЯЩЕННАГО ЧИНА». Это правило, как толкуют наши авторитетные канонисты, проистекает из божественного права. Ветхозаветным священникам было предписано не жениться ни на вдове, ни на отверженной или опороченной, ни на блуднице, а только на девице (Левит 21, 14). Тем более это требуется от духовных лиц новозаветной Церкви (См. Матф. 19, 9; I Кор. 6, 16), которые должны стоять во всех отношениях выше мiрян и служить для них образцом и примером во всём, особенно же в жизни общественной и семейной, и дом их должен быть как бы зеркалом для остальных верных (см. I Тим. 3, 2-8; Тит. 1, 6-9). Но может ли быть таковым священник и может ли быть таковым дом его, если жена его будет из женщин дурного или сомнительного поведения, или же из тех, которые, по самому своему положению, не пользуются уважением? Как священник должен быть примером для всех, так точно примером во всём должна быть и спутница его жизни, его законная жена, которая, как и священник, должна благотворно влиять на общественную жизнь остальных верных (см. Толкования Еп. Никодима, т. I стр. 80).

Если так строго церковное правило в отношении к жене священника, которая должна быть девицей, то вполне естественно, что та же строгость применяется церковными правилами в отношении к самому священнику. 17-ое правило Св. Апостолов гласит: «КТО ПО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ДВУМЯ БРАКАМИ ОБЯЗАН БЫЛ, ИЛИ НАЛОЖНИЦУ ИМЕЛ, ТОТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЕПИСКОП, НИ ПРЕСВИТЕР, НИ ДИАКОН, НИЖЕ ВООБЩЕ В СПИСКЕ СВЯЩЕННАГО ЧИНА». Это значит, что не может быть посвящён в священнослужители тот, кто был женат два раза или состоял в незаконном сожительстве без церковного брака. Это правило также основано на божественном праве и ведёт своё начало также из Ветхого Завета (Лев. 21, 7-13), а Св. Апостол Павел ясно говорит в своих посланиях, что священнослужителями могут быть только единобрачные (I Тим. 3, 2-13; Тит. 1, 5-6). То же мы находим и в Апостольских Постановлениях (VI, 17). Побуждением к подобному предписанию служило всегда господствовавшее в Церкви высокое понятие о воздержании, которое считалось возвышеннее брака; на вторичный брак смотрели как на такую слабость, которая никогда не могла быть терпима у служителя божественного алтаря. С самого начала Церкви предписание этого правила имело большое значение, о чём свидетельствуют нам многие Отцы и Учители Церкви того времени, а затем оно было возобновлено Св. Василием Великим в его 12 правиле и Шестым Вселенским (Трульским) Собором, который в своём 3 правиле приводит его дословно.

Если не может быть священнослужителем второбрачный, то ещё более естественно запрещение принимать в клир того кто после крещеная «имел наложницу», то-есть, вместо законного церковного брака, жил с женщиной в блудной внебрачной связи (см. Толкования церковных правил Еп. Никодима, т. I, стр. 78-79).

ВОПРОС: Как печь просфоры?

ОТВЕТ: Для печения десяти просфор берут полкилограмма муки. Часть муки ошпарить полстаканом воды; хорошо её перемешать, чтобы не было комков. Два декаграмма дрожжей распустить в полстакане тепловатой воды, прибавив немного соли, и вылить в остывшее тесто. Хорошо вымесить тесто, обращая внимание на то, чтобы оно было плотное, иначе печать нехорошо отпечатывается (для этого приходится иногда прибавить немного муки). Раскатать до толщины одного сантиметра. Вырезать краями стакана 10 кружков и разложить их на противне, смазанном воском или посыпанном мукою. Потом вырезать другие 10 кружков стаканом меньших размеров; оттиснуть на них печать, придавливая её для того, чтобы печать ясно выступила (тесто должно выступить за края печати). Большие кружки обмочить водою и наложить на них кружки с печатью, прижимая их пальцем, чтобы они хорошо пристали: иначе при вырезывании Агнца просфора расслоится. Потом тонким шилом проколоть в нескольких местах. Противень с готовыми просфорами накрыть влажной кисеей и поставить в тёплое место на 15 минут; и затем уже поставить в не слишком горячую печь на 20-30 минут, накрыв его бумагою, чтобы просфоры не зарумянились.

ВОПРОС: Является ли праздник Успения Пресвятой Богородицы постным днём?

ОТВЕТ: На праздник Успения Пресвятой Богородицы бывают «розговены» после Богородичного или Успенского Поста. Но если этот праздник придётся в среду или пятницу, то «розговены» не бывают полными, то-есть не разрешается вкушение молока, яиц, мяса и вообще скоромной пищи, а только вкушение рыбы. Об этом ясно говорит Церковный Устав так: «АЩЕ ЛИ БУДЕТ ПРАЗДНИК СЕЙ В СРЕДУ ИЛИ В ПЯТОК, РАЗРЕШАЕМ ТОЧИЮ (только) НА РЫБУ И ВИНО».

ВОПРОС: Если Господские и Богородичные праздники совпадают с пятницей или средой, укажите, в которые из них упраздняется пост?

ОТВЕТ: Таких праздников два: РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО и БОГОЯВЛЕНИЕ. В дни этих двух праздников никогда не бывает поста и бывает «разрешение на вся», то-есть на все виды пищи, в какие бы дни недели они ни пришлись. Все остальные Господские и Богородичные праздники подчинены общему закону поста, то-есть: если они случатся в среду или пятницу, пост не отменяется совсем, а бывает только разрешение на вкушение рыбы, вина и елея.

Наши рекомендации