ВОПРОС: Можно ли возвращать дары жертвователям по их требованию или по решению храмовой администрации?
ОТВЕТ: То, что пожертвовано в храм, пожертвовано в дар Богу, а потому не может не рассматриваться, как нечто весьма предосудительное, всякое требование возвратить это обратно.
ВОПРОС: Какой установлен порядок возжигания светильников (люстр) во время Богослужения на всенощном бдении и Божественной литургии? В какие моменты Богослужения люстры возжигаются и в какие тушатся?
ОТВЕТ: О возжигании светильников говорят целых две главы в Типиконе (Церковном Уставе; – 24-ая и 25-ая. Типикон, конечно, не предвидит электрического освещения, а говорит только «о вжигании свещ». Тем не менее имеются ясные указания на то, в какие моменты Богослужения должно быть менее света а в какие должно быть яркое освещение. Яркое освещение уместно только в начале всенощного бдения при пении предначинательнаго псалма 103-го, когда вспоминаются творческие слова Божии: «Да будет свет», во время вечернего входа, знаменующего пришествие в мiр Христа-Спасителя, Который был Светом мiру, и во .время пения тропаря праздника – одним словом в те моменты, когда царские ворота отверзаются, или наиболее торжественные моменты, кои естественно отмечать и ярким освещением. На утрени положено яркое освещение во время полиелея, величания Евангелия (по уставу «до скончания 3-ей песни канона»), а затем от 8-ой песни, когда поются песнопения, величающие Божию Матерь или прославляющая двунадесятый праздник особыми припевами к 9-ой песни. Это яркое освещение остаётся, по уставу, до конца Великого Славословия. На литургии полное освещение полагается по уставу, от начала чтения Евангелия до заамвонной молитвы.
Важно знать, что во время чтения шестопсалмия должно быть самое минимальное количество светильников (храм должен быть погружен во мрак) и совсем неуместно поэтому никакое яркое освещение, тем более электрическое.
ВОПРОС: Почему при пении «Честнейшую Херувим» на утрени перед 9-ой песнью канона некоторые кладут поклоны, а другие, даже священнослужители, стоят как вкопанные. Что говорит об этом Устав?
ОТВЕТ: Во 2-ой главе Типикона («Чин великой вечерни, сиесть бдения всенощнаго, и утрени воскресной») ясно сказано: «Покадив св. трапезу, возглашает диакон: Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим. И мы стихословим 9-ю ПЕСНЬ, поюще велегласно: Величит душа Моя Господа: и Честнейшую Херувим. Творим же и поклонымалые». Здесь подчёркнуто: «малые», потому что это воскресная утреня, на которой, как и вообще в воскресные дни, по церковным правилам, земные поклоны отменяются.
В главе же 9-ой, где излагается последование повседневной (будничной) утрени, сказано: «И мы стихологисуем 9-ую песнь, поюще велегласно: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем. Припеваем же к сему: Честнейшую херувим:с поклоны».
Отсюда ясно видно, что при всяком пении «Честнейшую» творится поклон, а кто этого поклона не творит, тот не оказывает должного почитания Пречистой Матери Божией, в честь которой поётся это песнопение.
ВОПРОС: Может ли прихожанин, состоящий в браке с инославной, которая не желает никак переходить в православие, – состоять в Церковном Совете?
ОТВЕТ: По существу дела, конечно, не может. Православная Церковь, как это ясно видно из церковных канонов (72 правило VI Вселен. Собора, 10 и 31 правила Лаодикийского Собора) запрещает браки с непринадлежащими к православному вероисповеданию. В Церковный Совет, согласно постановлению Всероссийского Церковного Собора 1917/1918 года, должны избираться лучшие люди прихода – «наиболее благочестивые и усердные из прихожан» (см. Введение к Приходскому Уставу), а таковыми не могут почитаться те, которые не блюдут свято каноны Церкви.
Члены Приходского Совета являются «ближайшими помощниками своего пастыря и проводниками его начинаний в приходе» (см. тот же Устав). На них лежит долг помогать своему пастырю и в его миссионерской работе. Миссионерская работа должна начинаться с своей собственной семьи: плох тот «миссионер», который не в состоянии сделать православными всех членов своей семьи. То, что говорит св. Апостол Павел о пастыре: «Ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3, 5) – в значительной степени относится и ко всякому труженику на церковной ниве, ко всякому претендующему быть помощником своего приходского пастыря.
ВОПРОС: Допустимо ли сокращать Шестопсалмие на половину?
ОТВЕТ: Конечно, ни в коем случае не допустимо, ибо тогда шестопсалмие уже перестанет быть шесто-псалмие, а становится «трёх-псалмием».
ВОПРОС: Может ли духовное лицо совершать Богослужения, состоя в масонской ложе?
ОТВЕТ: Ни в коем случае не можег. Священнослужитель вообще не может, по канонам, состоять ни в каких светских организациях, а тем боле в иноисповедных и особенно в тайных, каковым является масонство, официально признанное рядом поместных православных церквей, в том числе и нашей Русской Зарубежной Церковью, организацией враждебной христианству.
ВОПРОС: Допустимо ли священнику, когда он снимает с себя фелонь, класть её на св. престол?
ОТВЕТ: В конце «Чина благословения или освящения новых священнических одежд» говорится по их освящении: «И аще абие литургисати имать, не творя отпуста, сам иерей вносит их во святой олтарь, облачается в ня и служит: аще же служите не имать, сотворив обычный дневный опуст, вносит я в олтарь, и на святой трапезе (то-есть: на престоле) полагает». Отсюда видно, что нет греха освященные священнические одежды положить на престол, поскольку церковными правилами предписывается не класть вообще на престол ничего постороннего, кроме того, что всегда должно находиться на престоле (Антиминс, Евангелие, Крест и проч.), то, конечно, делать на престоле склад священнических облачений, пользуясь им, как обыкновенным столом, недопустимо.
ВОПРОС: Будучи на заупокойной литургии в Покровском Соборе я заметил следующую вещь, по моему мнению, являющуюся отступлением от церковных правил. После слов служившего протоиерея «Двери, двери, премудростию вонмем» упомянутый священнослужитель не только открыл завесу на царских вратах, но и открыл царские врата, и всё дальнейшее Богослужение провёл при открытых царских вратах. Является ли это нарушением правил? Мне кажется, что царские врата открыты в это время лишь при архиерейской службе. Или это предоставляется усмотрению священнослужителей?
ОТВЕТ: Совершенно верно Вы думаете, что царские врата в это время, то-есть во время так называемого «евхаристического канона», остаются открытымитолько при архиерейской службе. Открывать царские врата после возгласа: «Двери, двери, премудростью вонмем» стали лишь в сравнительно недавнее время священники-модернисты, задавшиеся целью «обновить Церковь» и положившие в России начало так называемой «Живой» и затем «Обновленческой» «церкви». К сожаление, этот дух модернистского обновленчества, не только в этом отношении, но и во многих других, давно уже стал весьма широко распространяться в православных храмах Северной Америки.
ВОПРОС: Где должны быть помещены иконы в жилых домах? У нас в России помещались иконы во всех комнатах, обыкновенно, в лучшем углу комнаты, по большей части вправо от входа. Так были расположены иконы и в крестьянских избах – в «красном углу», где стоял стол для еды. В Америке мне пришлось быть в квартире у одного священника. Я был удивлён, что у него иконы висели на стенках (по-католически, а не по-православному). На мой вопрос, почему он иконы повесил на стенах, он ответил, что дом построен так, что ни один угол его комнаты не выходит на восток, а иконы должны висеть в сторону востока.
ОТВЕТ: Из 91-го канонического правила Св. Василия Великого (заимствованного из 27-ой главы Книги о Святом Духе к блаженному Амфилохию), входящего в состав Книги Правил, то-есть общеобязательных для всех православных христиан церковных канонов, мы узнаём, что христиане издревле при совершении молитвы обращались лицом к востоку. «К востоку обращатися в молитве, какое Писание нас научило?» спрашивает св. Василий, а далее поясняет: «Посему товсе зрим к востоку во время молитв, но немногие знаем, яко чрез сие ищем древнего рая, который насадил Бог во Едеме на востоке (Быт. 2, 8).
Отсюда ясно что, по правилам св. Православной Церкви, при молитве надлежит обращаться к востоку, вследствие чего и храмы строятся алтарём к востоку. Вместе с тем справедливо и то, что, по весьма старому благочестивому русскому обычаю, иконы в домах ставятся в «красном углу», то-есть в наиболее красивом, благолепном и благопристойном для помещения в нём икон углу. Иконы ставятся в углу потому, что Господь Иисус Христос, называвший Себя «Краеугольным Камнем» основанной Им Церкви, естественно должен являться «Краеугольным Камнем» и каждого христианского дома – «малой церкви», что символически и изображается помещением св. икон в самом лучшем и красивом углу жилища. Само собой разумеется, что из всех углов надо выбрать тот, который наиболее удобен и благоприличен для помещения в нём икон. Кроме того, древним обычаем у нас было принято при входе в жилище, прежде всего обратиться лицом к св. иконам и положить перед ними три поклона, осеняя себя при этом крестным знамением, а затем уже приветствовать хозяев. Естественно поэтому помещать иконы в том углу, который прежде всего, так сказать, «бросается в глаза» вошедшему в комнату. Такой самый видный, наиболее, удобный и благоприличный угол комнаты и избирается обыкновенно для помещения в нём св. икон и именуется «красным углом», иногда даже независимо от того, обращён ли он к востоку или нет. Конечно, надо стараться выбрать тот угол, который обращён к востоку, но, вместе с тем надо помнить, что в истинном христианстве не должно быть такой, чрезмерно-слепой привязанности к «букве законной» – в том, по крайней мере, что касается чисто-обрядовои стороны: молиться и покланяться Богу можно всюду – во всех направлениях, «на всяком месте владычествия Его» (Пс. 102, 22), а не только на восток.
ВОПРОС: Как должен молящийся в храме отвечать на каждение Архиерея, иерея и Диакона: только ли поклоном, наложением на себя крестного знамения или же поклоном с наложением крестного знамения?
ОТВЕТ: Каждением чествуются св. иконы, все вообще святыни, находящиеся в храме, а также предстоящие при Богослужении верные. По словам св. Германа, «каждение знаменует те ароматы, которые принесены были к погребению Господа, а также смирну и ливан, принесенные волхвами. Но сверх того каждение означает и чистый обет добрых дел, из коих истекает благоухание, как говорит Апостол: «яко Христово благоухание есмы Богови» (2 Кор. 2,15).
Каждение перед иконами и др. святынями служит, таким образом, выражением благоговения и почтения к ним, а каждение, обращенное к верующим, есть выражение желания, чтобы они исполнились Духа Святого и благоухали пред Господом добрыми делами, подобно кадильному фимиаму.
Совершающий каждение одновременно кланяется тем, кому он кадит; равным образом и верующие отвечают ему таким же поклоном, не полагая при этом на себя крестного знамения.