ВОПРОС: Позволительно ли на стороне покупать свечки и не освящёнными ставить их в церкви в подсвечники у святых икон, тайком от церковного старосты, как это делают некоторые?

ОТВЕТ: Непозволительно. Свеча, которая ставится в церкви, есть не только выражение веры и любви молящегося, но и жертва его на церковь. Приносящий свечу со стороны тем самым отказывается от этой благословенной Богом жертвы, установленной Церковью – как бы окрадывает Церковь.

ВОПРОС: На полиелейной утрени, после пропетого священнослужителями величания, в некоторых храмах хор поёт сначала псалом избранный, а потом один раз величание. А в некоторых – хор поёт сначала величание, а потом – псалом избранный и опять величание. Как будет правильно по уставу?

ОТВЕТ: Обычаем принято, что в первый раз величание поётся среди церкви священнослужителями, затем хор поёт стихи избранного псалма и после каждого стиха величание. В заключение опять священнослужители поют величание сами.

ВОПРОС: При совершении литии под большие праздники, когда служит один священник, должен ли он во время пения тропаря кадить иконостас и народ или же только стол с хлебами?

ОТВЕТ: В уставе мы находим ясный ответ на этот вопрос: «Тогда диакон, взем благословение от священника, кадит окрест стола. Таже предстоятеля токмо, на месте его, и иерея. И паки хлебы спреди токмо» (Глава 2: Чин великой вечерни). О каждении иконостаса и народа вообще ничего не говорится, а потому и нет никакого основания для такого каждения.

ВОПРОС: Когда на великой вечерни должны открываться царские врата – при пении «Ныне отпущаеши» или же после «Отче наш»?

ОТВЕТ: В случае, если великая вечерня совершается отдельно от утрени, устав указывает: «Диакон отверзает царские врата и возглашает: Премудрость», после чего отпуст произносится при отверзтых царских вратах («Послед. вечерни, полунощницы, утрени» Киев. изд. и 7-я глава Типикона). В случае же, если великая вечерня совершается во всенощном бдении в соединении с утреней, царские врата, по уставу, вовсе не отверзаются: они остаются закрытыми во всё время литии и благословения хлебов, ибо выход на литию совершается северными дверьми (2-я глава Типикона).

В приходскую практику крепко вошёл обычай на воскресной вечерни отверзать врата при пении «Богородице, Дево, радуйся», но отверзать их на «Ныне отпущаеши» совершенно нет никаких оснований. Да и самое «Ныне отпущаеши» петь вовсе не полагается. В уставе ясно сказано, что «Ныне отпущаеши»читается «настоятелем» или «предстоятелем» (См. 2-ю и 7-ю гл. Типикона).

ВОПРОС: Если священник служит всенощное бдение без диакона, должен ли он, после чтения Евангелия, стоять перед народом с поднятым Евангелием до конца пения «Воскресение Христово видевше» или же сразу осенять народ и нести Евангелие на середину храма?

ОТВЕТ: Стоять перед народом с поднятым Евангелием до конца пения «Воскресение Христово видевше» устав вообще не указывает. Это делается кое-где по благочестивому обычаю, а не по требованию устава.

106a. ВОПРОС: В отделе «Вопросы и ответы» всё время проводится мысль, что воскресные и праздничные Богослужения должны не содержать элементов покаяния или сокрушения о грехах. В таком случае, как можно примирить с этим чтение псалма 50-го: «Помилуй мя, Боже» на воскресном бдении во время полиелея? Не является ли это уместным только на будничной Утрени?

ОТВЕТ: Элементы покаяния или сокрушения о грехах, в той или иной мере, всегда содержатся во всех наших молитвенных обращениях к Богу, но в праздничных Богослужениях первое место отводится выражению нашей духовной радости по поводу празднуемых радостных событий, а потому неуместно в них то, что придаёт им характер обыденный, будничный или покаянно-великопостный, затмевая радость праздника. Что касается псалма 50-го: «Помилуй мя, Боже», то он составляет собою непременную составную часть утрени, как и шестопсалмие, в котором тоже много покаянных мыслей и чувств, а потому он и не опускается, по уставу, хотя приходская практика, в видах сокращения службы, его и упразднила.

ВОПРОС: Хотя существует общее правило, что земные поклоны в воскресные и праздничные дни отменяются, но многие считают необходимым совершать на литургии земные поклоны в следующие моменты: а) при освящении Св. Даров, в конце пения «Тебе поем»; б) при вынесении Св. Даров для причастия (в особенности для тех, кто приступает к ним); и в) при последнем явлении Св. Даров в конце литургии. Допустимы ли эти земные поклоны?

ОТВЕТ: Недопустимы. Нельзя ставить своё собственное мудрование выше разума Церкви, выше авторитета Святых Отцев. Первый Вселенский Собор, своим 20-м правилом, и Шестой Вселенский Собор, своим 90-м правилом, ясно и определённо запрещают «преклонять колена» в «день Господень» (воскресенье) и «во дни Пятидесятницы» (от Пасхи до праздника Пятидесятницы в течение всего этого периода времени ежедневно), а такой высокий авторитет для нас, как великий вселенский учитель и святитель Василий Великий, Архиепископ Кесарии Каппадомйской, в своём 91-м каноническом правиле ясно и вразумительно объясняет причину этого, относя это к «таинствам церковным», а принятое всею Церковью каноническое правило священномученика Петра, Архиепископа Александрийского, прямо свидетельствует, что в воскресный день «и колена преклоняти мы не прияли».

Наши рекомендации