ОТВЕТ: Странный вопрос. Нет ли тут какого-нибудь недоразумения? Конечно, просфоры можно подавать на проскомидию, как за упокой, так и за здравие
ВОПРОС: Читается или поётся «С нами Бог» на Великом Повечерии в Великом посту?
ОТВЕТ: Поётся так, как это указано в Типиконе и в Часослове: «со сладкопением, не скоро» и «велегласно». Нет обычая петь «с нами Бог» только на Великом Повечерии, которое совершается Великим Постом в пятницу вечером (накануне субботы) и которое поэтому лишено великопостных особенностей.
ВОПРОС: В какие дни положено читать молитву: «Господи и Владыко живота моего»? Когда с 12-ью малыми поклонами?
ОТВЕТ: Молитва преп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» читается Великим постом во все будничные дни, кроме субботы и воскресения. Не читается она на Великом Повечерии в пятницу вечером, на утрени субботы, не читается, конечно, и на воскресном всенощном бдении, а затем снова начинает читаться вечером в воскресение в конце вечерни. В Типиконе и в Триоди Постной «на ряду» везде ясно указано, когда она читается только однажды с 3-мя земными поклонами, а когда дважды и с 12-ью малыми поклонами. Читается она однажды и без 12-ти малых поклонов, когда пост несколько смягчается, ввиду какого-нибудь праздника или «труда ради бденного». при каждом малом поклоне указано произносить: «Боже, очисти мя грешнаго»; в последний же раз обычно добавляется: «... и помилуй мя».
117. ВОПРОС: Праздничная вечерня с великим водоосвящением совершается около 2-х часов дня в Сочельник Богоявления, если таковой приходится в субботу или в воскресение. Можно ли заменить это великое водоосвящение малым непосредственно после Божественной Литургии?
ОТВЕТ: Служить эту вечерню, вместо 2-х часов дня, непосредственно после литургии нет никакого греха (служится же в день Пятидесятницы вечерня с чтением трёх коленопреклонных молитв всегда, по обычаю, после литургии непосредственно), а вот заменять в такой день Великое Освящение Воды малым водоосвящением совершенно недопустимо. В этом и состоит особенность Навечерия Богоявления, что положено в этот день по Уставу именно Великое Освящение Воды, а не малое.
ВОПРОС: В каких случаях положено совершать чин освящения воды?
ОТВЕТ: Малое освящение воды положено совершать в день праздника ПРЕПОЛОВЕНИЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ, в день праздника ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩАГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ – 1 августа. Совершается оно, сверх того, в церквах, пред литургией, в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвою и кроплением святою водою совершается оно, наконец, по желанию верующих, и на дому во всякое время, в соединении с молебным пением.
ВОПРОС: Почему в одних церквах при выносе св. Плащаницы в Великую Пятницу лик Христа Спасителя покрывается воздухом, а в других – этого не делается. Как правильно?
ОТВЕТ: Обычай покрывать лик Христа-Спасителя воздухом заимствован от обычая закрывать воздухом лицо Архиерея или Священника, лежащего во гробе. Но это, как не раз разъяснялось нашими церковными властями еще в России, неправильно (См., напр., разъяснение «Церк. Вд.» 1897 г., 14). Христос-Спаситель, изображённый лежащим во гробе на св. Плащанице, это совсем не одно и то же, что усопший Архиерей или Священник. Архиерею или Священнику лицо закрывается воздухом в знак того, что они совершали при жизни священнодействие Св. Христовых Таин, обычно покрываемых воздухом, а также и для того, чтобы скрыть от пасомых печать смерти, лежащую на лице их пастыря, что не всегда бывает полезно и назидательно видеть, особенно если смерть обезобразила черты его лица, к которому привыкли пасомые. Изображение же Христа-Спасителя, лежащего во гробе, есть св. икона, которую нет никаких оснований закрывать от верующих.
Вот как говорит об этом «Настольная книга для священноцерковнослужителей» С. В. Булгакова: «В большей части церквей плащаница не покрывается (за исключением разве небольшой полосы передней части стола, во избежание трения одеждой прикладывающихся и порчи плащаницы); в некоторых же церквах плащаница покрывается и нередко настолько, что совсем закрывается воздухом: следовательно, совершенно невидимо. Нельзя не пожелать, чтобы этот обычай –закрывать пеленой и лице Спасителя воздухом – был оставлен, и впечатление от изображения положенного во гроб Спасителя живо и ясно отпечатлевалось в сердцах верующих» (см. подробно об этом в «Церк. Ведомосях» за 1897 год).
ВОПРОС: Откуда взялись пасхи и куличи и с какой эпохи христиане начали ими пользоваться? Имеет ли символическое значение употребление их?
ОТВЕТ: На это мы находим ясный ответ в богослужебной книге, именуемой Триодь Цветная. Там говорится: «Сицевый принос (то-есть приносимые для освящения «пасхи» и «куличи») несть Пасха, ниже Агнец, якоже неции глаголют, и приемлют, и ему со всяким благоговением якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение. Не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо да начинающим по посте мясо и сыр ясти, от иерея предложенными молитвами в снедь благословено будет: ПАСХА БО САМ ХРИСТОС ЕСТЬ И АГНЕЦ ВЗЕМЛЯЙ ГРЕХИ МIРА, НА ОЛТАРИ В БЕЗКРОВНОЙ ЖЕРТВЕ, В ПРЕЧИСТЫХ ТАЙНАХ, ЧЕСТНАГО ТЕЛА И ЖИВОТВОРЯЩИЯ КРОВЕ СВОЕЯ, от иерея Богу и Отцу приносимый, и Тому достойно причащающийся ИСТИННУЮ ЯДЯТ ПАСХУ».
Иными словами: «пасхи» и «куличи» никакого символического или таинственного значения не имеют, а приносятся к священнику лишь для того, чтобы получить благословение на вкушение скоромной пищи после окончания поста. Кстати сказать: такого рода пасхальные яства, какие мы называем «пасхами» и «куличами», является чисто-русским обычаем: на Православном Востоке их в таком именно виде, как принято у нас, не изготовляют.