С этой точки зрения и надо смотреть на танцы. Если танцы таковы, что представляют собою опасность для нравственности, Церковь не может их не осуждать

Имея это ввиду, 51-ое правило Шестого Вселенского Собора «совершенно возбраняет быти смехотворцам... и плясания на позорищи (то-есть в театре), а 62-ое правило того же Шестого Собора запрещает «всенародные женские плясания, великий вред и пагубу наносити могущие», под страхом «отлучения от общения церковного».

Многие великие Отцы Церкви, каков, напр., св. Иоанн Златоуст, решительно выступали против зрелищ и общественных увеселений, причинявших вред нравственности. Для каждого истинного христианина такого рода женские пляски уже потому должны быть неприятны, что они невольно напоминают ему о пляске дочери Иродиады, жертвой коей сделался «величайший из рождённых женами» – Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Об этом и говорит как раз в своём толковании на Евангелие от Матфея св. Златоуст, где повествуется об усекновении главы св. Иоанна.

«Чему дивиться», говорит он: «если так случилось с Иродом, когда и ныне при высоте любомудрия (то-есть: при широком распространении в мiре христианской веры и благочестия), много таких изнеженных юношей, которые за пляску отдают свои души? Предавшись в плен удовольствиям, они, подобно безсловесным животным, ведутся, куда влечёт их волк... Подлинно, где пляска, там и диавол. Не для того Бог дал нам ноги, чтобы безчинствовать, но для того, чтобы ходить чинно; не для того, чтобы прыгать..., но для того, чтобы ликовать с ангелами. Так и пляшут бесы, так оболыцают служители бесов, И ныне ведь бывают подобные пиршества, и если не умерщвляется Иоанн, то умерщвляются члены Христовы... Пляшущие ныне не главу просят на блюде, но душу пирующих с ними... Не говори мне, что ты, когда, разгорячась – вином и упившись, смотришь на пляску и слушаешь безстыдные речи женщины, ничего к ней не чувствуешь и не влечёшься к разврату, одолеваемый сладострастием. Напротив, ты терпишь ужасный вред, потому что члены Христовы делаешь членами блудницы. Если и нет перед тобой Иродиадиной дочери, то диавол, плясавший тогда в ней, и ныне управляет пляшущими, н ныне, похищая души пирующих, увлекает их в плен» (Творения т. 7 стр. 499-503).

Подобно св. Златоусту и наши Российские архипастыри, а в числе их особенно св. Тихон Задонский, решительно выступали против всяких таких увеселений и развлечений, носивших безнравственный характер.

А разве могут не претить здоровому нравственному чувству современные модные танцы, иногда просто поражающие своим безстыдством?

Пусть истинная христианская вера и здоровая нравственность упали теперь до самой крайней степени. Пусть разврат даже, в очах современного нравственно-распущенного общества, не является более чем-то предосудительным. Учение Церкви, основанной пришедшим на землю Спасителем мiра, остаётся всегда неизменным. Церковь истинная не может приспособляться к духу времени и потакать человеческим страстям. И если голосу Церкви не хотят внимать современные христиане, то тем хуже для них самих. Не Церковь должна следовать за жизнью, а жизнь должна следовать за Церковью. Ибо не жизни принадлежит право суда над Церковью и её учением и установлениями, а Церкви предоставлено право суда над жизнью Самим её Божественным Основателем Господом нашим Иисусом Христом, Который сказал: «Аще кто Церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь» (Матф. 18, 17) и служителям Церкви вверил страшную власть – вязать и решить грехи людей (Мате. 18, 18).

ВОПРОС: Почему Православная Церковь поступает так строго, запрещая браки с инославными? Ведь это каноническое правило может калечить жизнь молодых людей.

ОТВЕТ: Дело тут не в строгости, а в благоразумии и в заботе о душах вступающих в брак. Ведь что такое истинный брак – не в «современном», конечно, а в христианском понимании? Это – такое полное единение двух личностей мужчины и женщины, при котором двое становятся как бы одним человеком: «И будета два в плоть едину» – Бытия 2, 24 и Ефес. 5, 31. Самое главное в жизни человека верующего (а таким и должен быть член Церкви) это вера, которую он исповедует. Какое же может быть полное единение между людьми, исповедующими разную веру – между людьми, у которых коренное расхождение в самом главном, в том, что является основой жизни, не только здешней, временной, но и будущей, вечной? – Это уже не один человек, не «плоть едина»!

И самый опыт жизни показывает, что действительно браки православных с инославными весьма редко бывают, даже с житейской точки зрения, удачными, или, как принято выражаться, по-мiрски, «счастливыми». Вот почему наша Церковь не может не относиться к таким бракам отрицательно, хотя практически в последнее время эти так называемые «смешанные» браки стали допускаться, по особому каждый раз разрешению на то Епархиального Архиерея. Сама жизнь, однако, на каждом шагу свидетельствует, что не это каноническое правило, а стремление обойти его действительно «калечит жизнь молодых людей», часто раскаивающихся в том, что они повиновались голосу слепой страсти, а не благоразумия и здравого смысла.

ВОПРОС: Можно ли приобщать Св. Христовых Таин женщину, живущую с мужем инославным уже много лет, не венчанную по-православному?

ОТВЕТ: Нельзя, пока не повенчается с ним в православном храме по чину св. Православной Церкви. Лица, принадлежащие к св. Православной Церкви и невенчанные по православному чину, рассматриваются, как незаконно-сожительствующие, а потому не могут быть удостаиваемы причащения св. Христовых Таин, пока не принесут покаяния и не получат благословения на свою брачную жизнь от Св. Православной Церкви.

ВОПРОС: Можно ли подавать на проскомидию заздравные просфоры? Церковный староста в одной церкви отказался принять такую просфору, говоря, что на проскомидию можно подавать просфоры только за упокой.

Наши рекомендации