Тема 2. «Буйный рост трав»
Натура для художника всегда живая, подвижная. Не только тогда, когда ветер шевелит ветку или бегут облака, но и в состоянии покоя. Движется по натуре взгляд художника, активно движутся и взаимодействуют в пространстве формы — что-то ощутимо надвигается на вас, идет в сторону или в глубину. Подвижно и само пространство, воздух, обтекающий формы. Художники часто чувствуют его довольно плотным, трогают в листе и рисуют вместе с формой, живо чувствуя пространственные связи. Наше восприятие форм, ритмический их строй связаны с освещением, живой игрой света. В травах и растениях эта игра особенно ощутима.
Попробуйте почувствовать и передать упругий рост растений с довольно близкого расстояния, пусть они заполнят весь лист целиком. Это могут быть луговые цветы и травы или очень интересные для рисунка болотные растения, заросли папоротников -в лесу, иван-чая на вырубках и т. д. Прекрасной натурой для таких работ может быть и огород с цветущим укропом, великолепными листьями свеклы, стрелами чеснока и лука. Можно порисовать с близкого расстояния и клумбу.
Выполните длительные рисунки непосредственно с натуры, меняя формат листа. Подумайте о том, чтобы само размещение форм по-разному раскрывало ритмическую структуру роста. Не бойтесь выявить этот ритм полнее и акцентировать его, привнося в свой рисунок что-то или отказываясь от каких-то стеблей, цветов или листьев, если это мешает выразить тему.
Вы сразу почувствуете, что каждое растение идет от земли к солнцу по-своему. Иногда удивительно легко и смело, а нередко с трудом, натужно, но мощно и упорно.
Если вы выполните два-три таких рисунка, а желание не остынет, продолжайте работу, ведите все новые рисунки, пока тема и ваш замысел не отпустят душу, пока будут тревожить ее, требовать новых вариантов. В этом случае в потоке сходных работ могут возникнуть и большие, настоящие удачи.
Существует интересный зимний вариант аналогичного рисования. Это тоже раскрытие темы движения и жизни растении в пространстве. Правда, в этом случае вы будете иметь дело не с пейзажем, а с натюрмортом.
Попробуйте в летнее и осеннее время засушить травы, цветы, ветки. Подвесьте их «венчиками», макушками вниз в каком-нибудь нежарком помещении. Многие растения долго сохраняют цвет. Очень хороши засушенные покровки, душица, розы, пижма, крупный репейник, дикий чеснок и мордовник. Интересны для рисования и осенние ветки, уже безлиственные, но с ягодами — рябина, терн, боярышник. Конечно, натура ваша не будет похожа на летнюю. Она изменит свой характер, свой образный смысл, другим окажется и пространство, взаимодействуя с хрупкими, ломкими, сухими травами.
Попробуйте устраивать сразу несколько букетов, лучше в стеклянной посуде на светлом фоне, можно и на полу, подстелив белую бумагу. Если рисуете вечером — та или иная подсветка поможет вам включить в пластическую игру и тени, что может оказаться весьма заманчивым.
Тема 3. «Небо веселое и страшное»
Вы не раз любовались небом, глубинной бесконечностью его пространства, напитанного светом, нескончаемым разнообразием облаков и туч, закатов и рассветов. Небо как бы концентрирует всебе духовность пейзажа, активно окрашивает его тем или иным настроением.
Предлагается задумать и выполнить без натуры две длительные работы в тоне или цвете, предваряя их рисунками или цветовыми эскизами. В каждом случае небо займет основную часть листа или холста. Земля же займет меньшее место, но поможет передать общее настроение пейзажа.
В первом случае поищите радостный образ неба. Вспомните, каким бывает оно после недавнего летнего дождя, когда природа кажется обновленной, чистой, веселой. Все напоено светом, теплом. Облака, а может быть, и радуга сияют в небе. Можно поискать мажорное, жизнеутверждающее решение и в праздничном небе с россыпью салюта, в быстром бете весенних рваных облаков.
Во втором случае ваше небо должно быть недобрым. Вспомните угрюмые, холодные закаты поздней осени, представьте себе небо войны или сильную грозу, бурю, когда в тучах живут вихри, таятся молнии. Тут небо становится ареной борьбы и вражды природных сил.
В ваших рисунках или живописных работах очень важна композиция цветовых или тональных пятен, их контрасты. Иначе даже удачно найденные по месту в листе или на холсте массы облаков не будут «работать» на раскрытие темы.
Тема 4. «Вода и берег»
Очень интересно присмотреться к береговой жизни природы. Она особенная. Тем, что здесь встречаются три очень разные среды — вода, земля и воздух. Их взаимосвязи различны, богаты нюансами. Небо и берега, опрокинутые в воду, становятся совсем иными, загадочными, ощутимо меняется их цвет. Перевернутый мир отражений заманчив для художника. Обобщенный, плотный, мерцающий, таящий непонятную глубину, он как бы затягивает в себя небо и землю. Вода поит воздух, делает его вибрирующим, сочным. Тут свой микроклимат — влажный, с особой свежестью запахов воды, земли и растений. Тут есть ощущение порога, края земли. Цвет в воде подвижен, переменчив. Он связан с игрой солнечного света, ходом облаков.
Можно часами смотреть на воду реки или озера, умирающего, заросшего пруда. Не меньше завораживает человека и
морская ширь. Тихая вода рождает ощущение покоя, вечности. Быстротекущий ручей или горная речка удивляет жизненной силой, задором, иногда и мощью энергии.
Подумайте о композициях с водой и берегом. Поищите их в рисунке или живописи, как захочется. В первом варианте композиции главным станет берег, а вода, отражение займут значительна меньшую часть. Найдите направление берега, не бойтесь изменить его линию, как вам нужно. В этом варианте ваш пейзаж, если хотите, может быть и населен фигурой или двумя-тремя фигурами людей, чем-то связанных с береговой жизнью и раскрывающих ее своим привычным присутствием. Это может быть рыбак, бакенщик, пастух, купающий коня, лодочник и т. д.
Во втором варианте композиции основное место займет вода. Берега же будет мало и жизнь воды выявится полнее. Тут особенно важным станет отражение берега. И в этом случае реальная натура может пробудить вашу фантазию, и вдруг очень захочется что-то добавить — лодку, мостки для полоскания белья, фигуру и т. д. В таких случаях нужно доверять себе и делать это.