Тема 1. «Вечерний город»
ПЕЙЗАЖ
Живое чувство природы и интерес к ней свойственны многим людям. И не случайно большинство наших учащихся с удовольствием пишут пейзажи. Один за другим возникают этюды, как бы являющиеся портретами той или иной местности. Чувствуется, что именно узнаваемость, «похожесть» этих пейзажей и были для авторов главной задачей, которая сначала ставилась, а потом и решалась в процессе работы. Такие этюды вызывают часто уважительное отношение: им присуща достоверность, внимательное наблюдение натуры. И все же в этих портретах местности часто недостает главного — в них нет художника. Есть автор, который добросовестно и внимательно создавал некий подробный пересказ, иногда даже протокол какого-то куска природы.
Она всегда будет для художника кладовой впечатлений, впечатлений очень личных. Пейзажи, о которых мы только что говорили, олицетворяют общепринятое и, к сожалению, широко распространенное понимание пейзажа как красивого изображения красивой местности.
В пейзаже скрыты большие возможности. Но ни один настоящий художник, даже самый гениальный, не может рассказать о природе все. Потому что в пейзаже он говорит, прежде всего, о себе самом, а значит, он ограничен своими чувствами и мыслями, именно своими ощущениями, той мерой постижения природы, которая ему доступна.
Природа очень разная. Космическое, вечное в ней соседствует с преходящим, изменчивым. Она учит мудрости и гармонии и в то же время волнует загадками, тревожит неожиданностями. Природа наглядно олицетворяет жизнь, нескончаемость роста и развития. Это огромный мир, и художник доложен найти в нем свое место, свои темы и образы, как бы свой масштаб к природе.
Ему помогают собственные чувства. Помогает ощущение внутренней, коренной близости к живой природе, способность полно и глубоко откликаться на ее изменения. И у каждого это происходит по-своему. Один найдет в осенней натуре легкую элегическую грусть, другой — тоску оскудения, третьему осень явится ласковой и предстанет пиром изобилия, четвертый почувствует ее как мощную трагедию умирания природы и т. д. И в каждом случае художник будет стремиться реализовать свое чувство в работе -как можно полнее, всеми доступными ему средствами.
Мы уже говорили о том, что если замысел найдет свое выражение в работе достаточно убедительно — чувство, которое жило в художнике, останется жить и в произведении. Как грустно нам у некоторых полотен Левитана! Какие глубокие идеи вызывает космическая и в то же время вполне земная природа в работах Петрова-Водкина. Как мощен Пуссен и загадочен в пейзаже Борисов-Мусатов. Объективно одинаковая для всех, реальная природа предстает в искусстве в поэтическом, психологическом и философском многообразии.
Вы уже знаете, что в искусстве у каждого свой путь, тут ничье чужое не может стать своим. Поэтому и невозможны одинаково пригодные для всех советы и подсказки по поводу образного раскрытия пейзажной темы. Поэтому мы и предлагаем разные варианты толкований. Еще раз напоминаем вам о творческом, свободном отношении к нашим заданиям и желаем успеха в работе над пейзажами.
Тема 1. «Вечерний город»
Все учащееся писали и пишут пейзажи. К сожалению, гораздо реже серьезно рисуют их. Предлагаем выполнить цикл из нескольких тональных работ пером, карандашом или кистью (акварельная или масляная гризайль).
Совершите длительные прогулки по вечернему городу. Полюбуйтесь им в хорошую погоду, в дождь или после дождя, в мороз или легкую метель. Попробуйте осознать свое восприятие, свои чувства, свое поэтическое отношение к вечернему городу. Он может показаться вам обжитым и уютным или чу-
жим, неприветливым, раскрыться как стройная, спокойная гармония уравновешенных форм или как резкое, конфликтное их столкновение. Постарайтесь запомнить интересные места, поищите, откуда город виден не совсем для вас обычно, а как-то по-новому. Особое внимание обратите на свет: освещение площадей, переулков, набережной и т. д., потому что свет будет играть особую, важную роль в ваших рисунках, управляя пространством и пластикой листа.
Выполните предварительные композиционные рисунки, более или менее длительные. Помните, что и они должны быть красивыми, художественными, старайтесь, чтобы работал весь лист. Вы уже знаете, наверное, что все, к чему прикасается рука художника, несет в себе приметы настоящего искусства.
Выполняя рисунки, не бойтесь преобразить свой город. Отчасти он может быть и придуман вами, видоизменен по вашей воле, населен или безлюден. Но определяющим тут должно быть ваше чувство, ваше личное ощущение вечернего города.
Ищите композицию, рисуя город по-разному: с точки зрения пешехода, сверху, как бы с высокого этажа, с моста или крыши дома и примерно с уровня второго этажа. Выполняйте такие рисунки, пока это будет для вас увлекательным. Лучшие из них возьмите за основу длительных работ вашего цикла. Эти работы, конечно, не будут точными копиями первых рисунков. Творите их свободно. Не пугайтесь, если окончательный вариант будет в чем-то отличаться от предыдущих. Работа над циклом может продолжаться очень долго, нам известны такие случаи из практики.
Если вдруг ваши представления о вечернем городе или наблюдения натуры вызовут желание вести свой поиск в цвете и писать эскизы композиций, минуя рисунки, — делайте это.