Галантный век. Феномен галантной культуры. Культ наслаждения

ГАЛАНТНЫЙ ВЕК

17 и 18 столетия называют галантным веком. Хронологически данный период совпадает с господством абсолютизма. И это неслучайно. Абсолютизм создает особые формы придворного ритуала, церемониальность, почитание этикета, галантность (от гала - торжественный, пышный). Они получают распространение в различных сферах жизни, в том числе в отношениях между мужчиной и женщиной - де-монстративно почтительное отношения к даме с неким эротическим подтекстом. Это становится модой, символом хорошего тона, и данный стиль культивируется в различных кругах дворянства и буржуазии: "Галантность следует рассматривать как "характер эпохи""

Это время называют "классическим веком женщины" - она задает тон, господствует во всех областях культуры, вокруг нее складывается настоящий культ. "Она - идея, поставленная на вершине общества, к которой обращены все взоры и устремлены все сердца. Она - идол, перед которым люди склоняют колена, икона, на которую молятся... Проза и стихи, кисть, резец и лира создают из нее, ей же на радость, божество, и женщина становится в конце концов для 18 в. не только богиней счастья, наслаждения и любви, но и истинно поэтическим, истинно священным существом..." - так красочно описали культ галантности братья Гонкуры95. "Век женщины", однако, - феномен культурной, но не правовой сферы. Господство женщины не означает ее эмансипации. Она царит, символизируя наслаждение, эротику, праздное времяпрепровождение.

Отличительные черты

1. Расцвет абсолютизма.

2. Фаворитизм, могущество официальных фавориток (и фаворитов).

3. Обособленность королевского (императорского) двора от остального населения.

4. Культ наслаждений как основной жизненный принцип.

5. Развитие изящных искусств, индустрии моды и развлечений.

6. Галантность как основа взаимоотношений мужчины и женщины. Это понятие включало в себя такие резко противоположные тенденции, как провозглашение женщины «богиней» и «властительницей дум», и, с другой стороны, — использование её же в качестве бесправного объекта, «орудия» для получения удовольствий.

7. Общеевропейская галломания, признание за Францией, а точнее — заВерсальским двором, абсолютного приоритета в области искусств, моды, а также — образования и воспитания личности.

Культ наслаждения

Галантный век провозгласил своим девизом: "наслаждение", и общество самозабвенно ему последовало. Многочисленные примеры подобного поведения можно найти в литературе", в мемуарах того времени. Проявления эротики эстетизируются, возникает так называемая "эстетика будуара". Флирт - наиболее популярное развлечение. Нравы становятся все более свободными, а добродетель, верность, целомудрие кажутся скучными и вызывают насмешку100. Порок идеализируется в духе культа "наслаждения". Из любви устраняются все грубое, опасное, сильные и глубокие переживания, в том числе ревность. Ритуал любовной игры особо утонченный, рафинированный: не целеустремленный натиск, а множество мелких нападе-ний, изящное пикирование, кокетливые выпады. Среди атрибутов - мушки, веера, платки, маски. Веер, например, превращается в постоянного спутника женщины, в важнейший предмет светского обихода. Он позволяет ей либо скрывать свои чувства и настроение, либо специально акцентировать их. Веер служит "галантным доспехом", без него она чувствует себя беззащитной. Особый язык его движений может сообщить о намерениях и планах, о назначаемом свидании и т.д. Маска незаменима для рискованных приключений, посещения сомнительных заведений.

В салонах того времени флиртуют публично, открыто. Флирт органично включается в бытовую канву. Законы галантности требуют от дам умения находить невинные выражения при обсуждении самых непристойных тем, и общество забавляется этими беседами. Одно из традиционных проявлений флирта - поцелуй. Искусство поцелуев стало весьма популярно в то время, и обсуждению сего важного предмета посвящались специальные трактаты. "Колено - последняя инстанция дружбы, на поцелуй выше подвязки может претендовать один лишь любовник"101. Такие галантности были привычны, в том числе в качестве дружеского жеста. Право на такого рода интимности предоставлялось чуть ли не при первом знакомстве. Пикантные ситуации сознательно провоцируются, один из популярных предлогов - укус блохи. (Блоху долго ищут и дружно ловят к удовольствию обеих сторон.)

Другой характерный момент галантного обихода - ритуал леве, утреннего туалета дамы. Она вынуждена была посвящать своему туалету долгие часы, и именно они стали официальным временем для визитов. Как правило, чем знатнее была дама, тем больше людей участвовало в церемонии. В эти часы совмещали приятное с полезным - не только флиртовали, но и занимались делами: отдавали распоряжения, выслушивали предложения модисток, торговцев, знакомились с образцами предлагаемых товаров. Муж при этом присутствовал редко, обычно женщину окружали друзья, по количеству которых можно было судить о популярности хозяйки дома, ее положении в обществе. Когда друзья переставали посещать леве, это свидетельствовало о каком-либо неблагополучии в светской жизни дамы или же о ее преклонном возрасте. Галантные обычаи позволяли принимать визитеров в постели или в ванне (если хотели соблюсти все приличия, то хозяйка должна была при этом накрыться простыней), или даже спящей (!), что нисколько не оскорбляло нравственности того времени, правда, свидетельствовало об особых отношениях с посетителем.

Вседозволенность, характерная для аристократических кругов, делается предметом подражания для буржуазии. Особенно распущенные нравы бытуют в крупных европейских городах, а также там, где находятся резиденции монархов. Тон задают сами государи. Знатные вельможи содержат целые гаремы, видя в них один из символов своей абсолютной власти. Иногда обитательницами гаремов могли быть женщины из простонародья. Наиболее известный пример такого рода - "парк оленей" Людовика XV, где содержались (и специально готовились) девочки и молодые девушки, предназначенные для королевских утех. Его предшественник, Людовик XIV, рассматривал в качестве своего потенциального гарема не только женскую половину королевского двора, но и женщин, представлявшихся ко двору. Этот подход не был чем-то исключительным. Власть над мужьями на всех уровнях абсолютистской иерархии превращалась во власть над их женами. Мольер отразил данную ситуацию в выражении, ставшим популярным: "Поделиться с Юпитером - не значит опозориться".

Одно из характернейших явлений времени - институт королевских фавориток (метресс). Королевская фаворитка занимала вполне определенное, в некотором роде официальное положение. Она имела свою резиденцию, штат прислуги и охрану, получала содержание. Метресса находилась в центре придворной жизни, ни в чем не уступая жене, а зачастую и превосходя ее. Она появлялась, как равная, рядом с официальной семьей. Например, Людовик XIV молился вместе со своей законной и незаконной семьями: рядом с королем и королевой стоит и мадам Монтеспан со своими детьми. Во время праздников и путешествий фавориток чествуют города и губернаторы, сословия посылают депутации, а иноземные государи оказывают им особые знаки внимания. Это типично для различных стран и разных властителей: Августа Саксонского (Аврора Кенигсмарк, графиня Козель), Карла II Английского (Нелли Гвин, леди Кастльмен), Фридриха II Прусского, Карла Александра Вюртембергского и многих других. Институт метресс - институт большой политики. Фаворитки всегда находятся рядом с верховным властителем, влияют на принятие решений, в их покоях работают министры. Они представляют те или иные группировки, протежируют (лоббируют) проведение определенной политики. Место метрессы добывается в жесткой конкурентной борьбе между дамами, за которыми стоят определенные политические круги (иногда последние специально подставляют монарху свои креатуры).

Наши рекомендации