Становление нового типа научной деятельности и новой картины мира в культуре XVII в. Великие географические открытия и расширение кругозора «европейского человека»
История мировой культуры. Новое и новейшее время. 1 семестр
Великие географические открытия способствовали переходу от Средневековья к Новому времени, вместе сэпохой Возрождения и подъёмом европейских национальных государств. Считают, что карты далёких земель, размножаемые с помощью изобретённого Гутенбергом печатного станка, способствовали развитиюгуманистического мировоззрения и расширению кругозора, породив новую эпоху научного и интеллектуального любопытства. Продвижение европейцев в новые земли привело к созданию и подъёму колониальных империй, при контактах между Старым и Новым Светом происходил колумбов обмен: перемещались по планете растения, животные, продукты питания, целые народы (в том числе рабы), инфекционные болезни, а также шёл культурный обмен между цивилизациями, это был один из важнейших этапов глобализации в экологии, сельском хозяйстве и культуре в истории. Европейские открытия (англ.)русск. продолжились и после эпохи Великих географических открытий, в результате чего вся поверхность земного шара была нанесена на карты, а далёкие цивилизации смогли встретиться друг с другом.
Эпоха Возрождения – это период ломки средневековой культуры, появления новых элементов. Однако в единое целое, в новую культуру эти элементы объединились в течение 17-18 вв. Именно в это время молодая новоевропейская культура начинает свое движение из первоначальных локальных очагов к утверждению на территории всей Европы. В той же п.п. 17 в. основы рационалистической экспериментальной науки Нового времени закладывает во Франции Р. Декарт – фактический отец европейского рационализма, прямо положивший в основу философии глубоко индивидуалистического мыслящего познающего субъекта с принципом «я мыслю, следовательно, существую». Почвой для становления нового типа личности, свободного от средневековых отношений и пережитков, стала городская среда. Новоевропейская культура заявила о себе в первую очередь как культура городов, основными носителями ее стали буржуа, и культуру эту можно назвать культурой буржуазного индивидуализма. Для человека новоевропейской культуры одной из основных потребностей стала потребность в свободе. Свобода человека не терпит никаких ограничений, требует самого широкого поля для своего развития, а потому неизбежно ведет к утверждению в сознании нового образа мира, суженного до материального, воспринятого прежде всего как поле человеческой деятельности. Это не могло не привести к крушению идеи Бога и постепенному его устранению из мира. Атеизм т.о. стал неизбежным результатом утверждения новоевропейской культуры. Начало новоевропейской культуре положила так называемая философско- научная революция XVII в., в ходе которой и возникла новая картина мира, сменившая средневековую. Это интеллектуальное движение достаточно отчетливо делится на два этапа. Первый охватывает XVII в. до начала 60-х гг. и определяется преимущественно философскими начинаниями. При этом многие выдающиеся философы новой плеяды сочетали занятия собственно философией с естественнонаучными и математическими интересами т.е. в первой половине 17 в. философия и наука еще не отделились друг от друга, они составляли нерасчлененное целое, в котором преобладала философско- мировоззренческая составляющая. В середине 17 в. меняются формы интеллектуальных связей. Вместо «республики ученых», державшейся неформальными, эпистолярными контактами своих «граждан», мы видим научные академии с установленным регламентом, научными журналами и бюллетенями. Появляется научный стиль и специфический язык науки. Наука отделяется от философии. В то время как философия продолжает руководствоваться логикой первоначал, наука решительно отдает предпочтение феноменологической «логике следствий». Ньютон произносит свое знаменитое: «Физика, бойся метафизики!», его работа «Математические начала натуральной философии», содержала обоснование научного метода. Среди многих выдающихся ученых «века гениев» его, отличала последовательность в построении эвристических моделей и способность обходиться без тавтологий. Считается, что именно Ньютон сделал естествознание математическим. Новая картина мира закладывалась не только философами, но и учеными, начиная с Коперника и Галилея. Если философия разрабатывала метафизические и антропологические темы, то наука создала физический образ нового космоса. И ключевая фигура здесь — Ньютон. Ньютонов космос, сменивший иерархизированный, замкнутый космос средневековья, наполнен телами, у каждого из них — свои масса и сила. Объективными условиями движения и изменения этих тел были в схеме Ньютона пространство и время, которые часто называют абсолютными, поскольку они просто постулируются. Но не только пространство и время являлись основными аксиомами Ньютона. Одной из них было все то же понятие Бога. Таким образом, не только философия, но и наука XVII в., стремящаяся к целостному образу мира, усматривали в деистическом (то есть «не мешающем») Боге последнего гаранта миропорядка. Во многом этому способствовало в высшей степени свойственное 17 в. стремление к системосозиданию. Старый порядок должен быть заменен новым, столь же всеохватывающим и надежным.