Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Образовательные задачи

Шестой год жизни:

— знакомить с отдельными, понятными процессами производства и потреб­ления продуктов питания, одежды, бытовых предметов, образцов приклад­ного искусства;

— приобщать к прошлому и настоящему своей и мировой культур (в и> историческом и географическом аспектах);

— дать представление о национальных праздниках;

— знакомить с символикой родного города и государства (флаг, герб, гимн».

— воспитывать чувство любви к своей Родине, уважительное и доброжела­тельное отношение к другим национальностям;

— способствовать овладению элементарной этикой межнациональных от­ношений;

— формировать представления о мире и дружбе между людьми;

— учить следить за собственным поведением, оценивать его с точки зрения спо­соба достижения цели, результата, этики (хороший или плохой поступок);

— развивать элементарные представления о целостности природы и взаи­мозависимости ее компонентов, взаимосвязях живых организмов со сре­дой обитания (особенности внешнего вида, поведения животных, связь растений со средой обитания), взаимосвязи человека и природы;

— развивать обобщенные представления о сезонных изменениях в природе по существенным признакам;

— знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами;

— формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края;

— продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры, навыки ресурсосбережения;

— учить бережно относиться к живой и неживой природе;

— приучать экономно расходовать воду, бумагу, пластилин, глину, продукты.

Седьмой год жизни:

— продолжать знакомить с отдельными процессами производства и потреб­ления продуктов питания, одежды, бытовых предметов, гигиены, предме­тами промышленного и ремесленного производства;

— продолжать изучать символику родного города и государства (флаг, герб, гимн), других городов, стран, способствовать осознанию принадлежности к своему народу и человечеству в целом;

— рассказывать о прошлом и настоящем нашей Родины, где расположена наша страна, с кем граничит, какова российская природа, какие климати­ческие зоны есть на земном шаре, как живут люди в других странах, чем знамениты другие страны;

— знакомить с достопримечательностями своего города, села, России в це­лом, народными промыслами, национальной кухней народов России;

— приучать радоваться успехам российских спортсменов, удачным выступлени­ям российских певцов и музыкантов на международных конкурсах, но под­держивать и выдающиеся достижения спортсменов и артистов других стран;

— учить следить за своим поведением, оценивать его по способу достиже­ния цели, результата, этичности (хороший или плохой поступок с точки зрения состояния окружающей среды, расхода материалов, влияния на других людей);

— показывать, из какого материала сделаны окружающие предметы, откуда эти материалы появились, кто и где их добыл, как обработал, сколько сил и времени на это затратил, как будет использовать в дальнейшем, как усовершенствовать расход материалов, как чинить, восстанавливать, вто­рично использовать сырье;

— знакомить с разными способами добычи и применения энергии в самых общих чертах;

— учить бережно относиться к живой и неживой природе, заранее предви­деть положительные и отрицательные последствия своего вмешательства в естественные природные и хозяйственные циклы, формировать ресур­сосберегающее отношение к ней;

— формировать первые навыки рационального природопользования;

— продолжать развивать представления о целостности природы и взаимо­связях ее компонентов — о взаимодействии живых организмов между собой и с различными средами (воздушной, наземно-воздушной, водной, почвенной) в ближайшем окружении и в других природных зонах (жи­вотные и растения тундры, тайги, степи, пустыни и т.д.), о том, что в раз­ных регионах Земли обитают как разные, так и сходные живые организ­мы, о приспособленности животных и растений к разным условиям мес­тообитания, взаимоотношениях человека и природы;

— формировать элементарные представления о круговороте воды в природе:

— прививать бережное отношение к природе, понимать ее ценность, разви­вать экологическую культуру; навыки ресурсосбережения;

— помогать видеть красоту и разнообразие природы (богатство ее форм, красок, запахов), получать удовольствие от общения с ней.

Содержание психолого-педагогической работы

На шестом году жизни воспитатель побуждает детей рассказывать о своей семье, занятиях и профессиях членов семьи, своем доме (квартире), учит ориен­тироваться в прошедшем и ближайшем будущем времени, рассказывать о тоу что уже было, что еще будет, что делали в выходные, вчера, что будут делать завтра. Знакомит детей с тем, что должно находиться в разных помещениях детского сада, что можно встретить на вокзале, в аэропорту, порту, поликлинике, больнице, театре, цирке, формирует представления о труде пожарных, спасате­лей, врачей, артистов, сотрудников детского сада, о некоторых видах работ.

Воспитатель дает ребенку представления о том, что у него, его семьи и месте проживания есть своя история («Раньше семья жила в другом районе Москвы или в другом городе», «Когда бабушка была маленькой, у нее не было ни ком­пьютера, ни холодильника, а экран телевизора был таким маленьким, что теле­визор смотрели через специальную линзу», «Очень давно на месте площади было болото, поэтому сейчас площадь называется Болотной» и т.д.).

Знакомит детей с тем, что образ жизни людей меняется в зависимости от природных условий, в которых они живут: устройство дома, одежда, распорядо» дня («На севере, где холодно и не растут деревья, дома могут строить из снега». «На юге нашей страны, где нет густых лесов, дома раньше строили из соломы, прутьев и глины», «В пустыне жарко и мало воды, поэтому там до сих пор ездят на верблюдах, которые могут долго обходиться без воды», «На севере, где не могут жить другие домашние животные, ездят на оленях и собаках» и т.д.).

Формирует элементарные представления об историческом прошлом Роде­ны, представляет в разных формах несколько важных событий из ее истории, которые могут запомниться детям, обсуждает с ними значимые общественные события (празднование определенной исторической даты, спортивные сорев­нования, день города и т.д.). Воспитатель организует деятельность так, чтобы дети чувствовали свою причастность к происходящему (рисовали, соревнова­лись, сочиняли истории, устраивали парад или карнавал — в зависимости о содержания события).

В этом возрасте дети продолжают знакомиться с отечественной государ­ственной символикой (флагом, гербом, гимном), жизнью народов, живущих • России, их традициями и обычаями.

Важно формировать у детей навыки экологически грамотного поведения, тережного отношения к окружающему: учить их экономно пользоваться ве­нами (брать столько бумаги, пластилина, чтобы хватило на работу, уходя, гасить :зет, не расходовать зря воду и т.д.).

Воспитатель на примерах ближайшего окружения дает представления о вза­имосвязях в природе, влиянии человека на природу, создает условия для иссле­дования природы с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, осяза­ние).

Организует наблюдения за ростом и развитием растений, повадками живот­ных в уголке природы, на территории детского сада. Развивает обобщенные представления о последовательности изменений в природе весной, летом, осе­нью, зимой по существенным признакам. («Осенью насекомые прячутся в зем­ле, под корой деревьев и спят», «Многие птицы улетают в теплые края», «Зимой такие животные, как еж и медведь, впадают в спячку», «Зимующие птицы — вороны, снегири, синицы, воробьи — прилетают к домам людей»).

Воспитатель формирует представления о солнце как источнике тепла и све­та, которые нужны для жизни живых организмов, о необходимости воды и воздуха для каждого животного, роста и развития растений, рассказывает о раз­ных видах животных, диких и домашних, животных разных континентов, осо­бенностях их поведения и образе жизни. Например, с целью защиты одни насе­комые маскируются, другие вырабатывают отпугивающие запахи, третьи при­творяются мертвыми.

Во время прогулок, экскурсий воспитатель обращает внимание на красоту природы, происходящие в ней изменения, предлагает детям погладить кору дере­ва, понюхать цветы, послушать пение птиц и т.д. Он подчеркивает, как красиво оформлен двор, какой чистый газон, как подстрижены трава, кусты, деревья, как человек стремится украсить место, где живет, как красива дикая природа.

На седьмом году жизни воспитатель выясняет, знает ли ребенок свой возраст и день рождения, адрес, телефон и т.д. Предлагает детям описать свой воскрес­ный день, рассказать о впечатлениях от экскурсии, похода в музей или театр, в гости.

Вместе с детьми вспоминает месяцы, их соответствие временам года, основ­ные события, происходящие в природе и в общественной жизни в определен­ное время года, знакомит со способом определения времени по часам.

Организует знакомство детей с историей семьи, детского сада, города — по фотографиям, документам, рассказам, формирует представления о том, что образ жизни людей меняется с течением времени («В разные времена люди жили по-разному, сейчас люди живут не так, как жили раньше, в дальнейшем будут жить иначе, чем сейчас»). Знакомит со строительством городов, как были устроены лома людей, как их обогревали, откуда брали воду, какую носили одежду, что ели, где брали продукты и как готовили пищу, чем занимались взрослые и дети, на чем они путешествовали и как все это изменилось. Дети узнают о былинных богатырях, их одежде и оружии, как они защищали свою землю и т.д.

Формирует представления о том, как пользоваться книгами, учит искать и находить в детских энциклопедиях, словарях и справочниках нужную инфор­мацию, пользоваться различными принадлежностями для письма, рисования, приготовления подарка своими руками, разбираться в их типах и немного в истории происхождения.

Воспитатель показывает детям глобус, где на нем находятся Россия, Москва, Санкт-Петербург и родной город или деревня, дает сведения о некоторых со­бытиях из истории России.

Знакомит детей в самых общих чертах с государственным устройством Рос­сии, армией, флотом, авиацией, работой политиков и общественных деятелей, формирует представления об основных современных профессиях.

Рассказывает о том, что Земля — шар, она вращается вокруг Солнца, а Луна — вокруг Земли, что есть другие планеты, об освоении космоса и использовании спутников для хозяйственной деятельности человека, поддерживает интерес к путешествиям и приключениям.

Учит детей разделять реальный и выдуманный мир, действительность и сказку, но одновременно поддерживает фантазию, поощряет придумывание самостоя­тельных объяснений существующих явлений.

Воспитатель обращает внимание на то, что дети, посещающие группу, мо­гут быть представителями разных национальностей и культур, говорить на разных языках.

Знакомство с традициями и обычаями других культур можно организовать и провести как национальный праздник, изготовить некоторые элементы на­циональных костюмов, познакомить детей или даже сделать вместе с ними некоторые блюда национальной кухни, привлекая для этого родителей или сотрудников — представителей разных национальностей.

Воспитатель формирует начала гражданственности на основе уважения к деятельности взрослых и детей на общее благо, гордости за достижения других граждан России, учит осознавать торжественность национальных праздников и радоваться успехам других.

О чем бы ни рассказывал воспитатель, необходимо постоянно подчерки­вать, какие обычаи, особенности образа жизни отличают родную культур} ребенка от других культур. В дошкольном образовательном учреждении дол­жен быть Российский флаг, изображение Герба и аудиозапись Государствен­ного гимна. Дети могут знакомиться с ними в дни общегосударственных праздников (12 июня — День России, 23 февраля — День защитника Отече­ства, 4 ноября — День народного единства). Это способствует осознанию своей причастности к судьбе Родины, воспитанию детей гражданами Рос­сии.

Дети более углубленно знакомятся с объектами неживой и живой природы камнями (камни твердые, разнообразны по форме, величине, цвету, использу­ются человеком для строительства домов, дорог, памятников, в качестве укра­шений), песком (сыпучий, рыхлый, пропускает воду, используется для детских игр, в строительстве), глиной (глина плотная, пластичная, вязкая, бывает разного цвета, используется в строительстве, в том числе и в виде кирпичей, плитки кафеля, для изготовления предметов быта, игрушек), почвой и ее ролью в жизга» растений (в почве есть песок, камешки, глина, обитают дождевые черви, кроты, чем богаче почва, тем лучше для роста растения и т.д.), солнцем, растениями, животными, грибами, со свойствами воды, разнообразием водоемов, причинам; и последствиями их загрязнения и необходимостью охраны, с ролью воды I нашей жизни и жизни животных и растений, со свойствами воздуха, его значе­нием в жизни живых организмов и человека, ветром (ветер невидим, но ощу­тим по движению других предметов — качаются деревья, летят листья, он способствует

опылению растений, распространению семян, движению парусных г»зов. помогает человеку переносить жару, сильный ветер приносит штормы, бури. ураганы, что иногда приводит к разрушению жилья человека, морским кораблекрушениям), с зависимостью состояния природных объектов от дея­тельности человека.

Воспитатель дает общие представления о природе как о среде обитания человека, фактах отрицательного и положительного воздействия человека на природу, природоохранных территориях (заповедниках, природных и национальных парках и т.д.), Красной книге.

Главнейшее педагогическое условие поддержки детского интереса к при­родным объектам и явлениям — естественно-научная осведомленность воспи-вгелей, развитие их собственного экологического сознания и готовность к хлержательному увлеченному общению с детьми в процессе их знакомства с тгнродными объектами и явлениями. Не менее важна поддержка детской ини-иативы, стремления ребенка самостоятельно найти ответы на свои вопросы. Важно помнить о том, что экологическое образование — не только получение ребенком биологических, экологических знаний, а в первую очередь формиро­вание новой системы ценностей, эмоционального, бережного отношения к при-хае. мотивации к соблюдению определенных норм и правил, навыков ресур­сосбережения.

Другое важнейшее условие — создание развивающей среды для общения с тиродой в помещении детского сада и на участке. Участок следует оборудо-ать так, чтобы дети могли знакомиться с различными природными сообще-ггвами (лесом, лугом, степью) и прежде всего с животными и растениями сво-й природной зоны. Для этой цели создается экологическая тропинка, состоя­щая из отдельных деревьев, кустарников, клумб, газонов, огорода, природных -юбществ и т.д. Воспитатель организует познавательные походы, путешествия, юдкормку птиц в зимний период, изготовление и размещение скворечников на участке.

Важное условие для успешного приобщения детей к природе — наличие на частке детского сада птиц, насекомых, земноводных, а также тех диких животных, которые могут жить в городской парковой среде. Домашние животные на территории детского сада могут при условии их правильного подбора и содер­жания стать источником детской радости, плодотворных наблюдений, добрых чувств и заботы.

Вместе с родителями дети участвуют в различных природоохранных акциях, дологических праздниках (изготовление и развешивание кормушек, сквореч­ников, посадка деревьев и других растений, создание природоохранных знаков, празднование Дня птиц, Дня Земли и т.д.).

В группе также находится небольшая библиотечка художественных и науч­но-популярных книг, периодических изданий о профессиях, странах мира, об ястории Земли и России, о жизни народов России, ее природе, видеотека соот­ветствующих фильмов, аудиозаписи звуков природы и объектов, сделанных руками человека.

Воспитатель создает условия для игровой деятельности: организует дидак­тические, подвижные игры природоведческого, экологического содержания, создает с детьми планы и макеты природных зон, городов, поселков, зданий, ломещений, в том числе с использованием бросового материала.

Наши рекомендации