Музыкальное творчество в беларуси 19 в.: н.орда, м.ельский, д. и в. стефановичи, ф.миладовский
В культуре Беларуси первой половины XlX века значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Мартинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор». Музыку к ней написал С. Манюшко и К. Кжижановский, а либретто - В. Дунин-Мартинкевич. Первая половина XlX века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки.
В XIX столетии стал пробуждаться интерес общества к белорусскому народному музыкальному творчеству. Это выразилось в собирании, публикации и изучении, а также композиторской обработке и концертной пропаганде белорусской народной музыки. Использование белорусских народно-песенных тем и интонаций встречается в творчестве Ф. Шопена, С. Монюшки, М. Римского-Корсакова, А. Абрамовича и др.
Большую роль в музыкальной жизни белорусских земель сыграл польский композитор, уроженец Беларуси Станислав Монюшка. Музыкальное образование он получил в Минске под руководством Д. Стефановича. В 40-е годы XIX века композитор создал ряд комических опер по написанным В. Дуниным-Марцинкевичем либретто «Рекрутский набор», «Состязание музыкантов», «Идиллия». Венцом творчества С. Монюшки стала опера «Крестьянка» («Галька»), поставленная в Минске в 1852 году. От момента постановки оперы и до начала XX века в Беларуси не появилось больше ни одного серьезного произведения такого жанра, авторами музыки и либретто которого являлись бы белорусы.
В XIX в. музыкальная жизнь в Беларуси развивалась главным образом в Минске, Бресте, Витебске, Могилеве, Гродно и других больших городах. Кроме того, как и ранее, она скрашивала быт некоторых панских усадеб.
В организации концертных вечеров и музыкальном просвещении населения важную роль сыграли минские музыканты братья Доминик и Викентий Стефановичи, с 1803 г. на протяжении нескольких десятилетий дирижировавшие городским оркестром. Музыку таких оркестров можно было послушать в городском саду, она звучала и на площадях, в частных домах, парках, на музыкально-танцевальных вечерах в дворянском кругу и гимназиях. В Гродно, Витебске, Слуцке проходили концерты духовых оркестров. Концертировали как местные музыканты, так и известные европейские гастролеры: один из лучших скрипачей того времени испанец П. Эскудера, бельгийский скрипач Ш. Мёзер, юная скрипачка Т. Юзефович (ее называли шутливо «Паганини в юбке»), знаменитый ксилофонист М. Гузиков, скрипач-виртуоз М. Ельский, композитор и исполнитель Ф. Милодовский, первоклассный гитарист М. Соколовский.
Большой интерес представляют основанные на белорусском фольклоре произведения композитора и пианиста Антона Абрамовича. Он обогатил народными мотивами свою музыкальную поэму «Белорусская свадьба» в 8 частях ,пьесы «Весна», «Девичье лето», «Осень». А. Абрамович написал музыку к стихотворениям Я. Борщевского «Дзеванька» и «Гарэльца»; он – автор пьесы «Белорусская мелодия», множества маршей, вальсов, полонезов, фантазий для фортепиано, мазурок.
Наполео́н О́рда(1807)— белорусский литератор и композитор, музыкант, художник, педагог. В музыкальном искусстве Наполеон Орда известен как основатель белорусской школы пианизма. Он брал уроки композиции и игры на фортепиано у Шопена и Листа. Его произведения звучали со сцен Франции, Германии, Польши, России. В 1840-х годах Наполеон Орда был директором Итальянской оперы в Париже. Талантливый педагог, он является автором целого ряда работ по теории музыки.
Живя во французской столице, Наполеон Орда познакомился со многими выдающимися деятелями европейской культуры, среди которых были литераторы Адам Мицкевич и Иван Сергеевич Тургенев, Оноре де Бальзак и Стендаль, композиторы Фредерик Шопен, Ференц Лист, Джакомо Россини, Джузеппе Верди, Гектор Берлиоз. Атмосфера Парижа с его бурной культурной жизнью оказала влияние на развитие многогранных способностей молодого человека. Здесь он окончательно определил для себя приоритеты в творчестве - занятия музыкой и живописью. Свое музыкальное мастерство Орда совершенствовал у Фредерика Шопена и достиг в этом направлении основательных успехов. Как композитор он создал более 20 полонезов, мазурок, вальсов, ноктюрнов, полек, серенад, а также романсов и песен. Его произведения выделяются мелодичностью, драматизмом, виртуозным стилем и лиричностью.
Михаил Ельский (1831-1904) – выдающийся мастер скрипичного искусства, композитор – 2 скрипичных концерта, фантазия на темы польских народных мелодий, фантазия «Весна», концертные мазурки «Воспоминание о Варшаве», «Воспоминания о Вильно», «Танец духов», полонезы и др. Виртуоз–скрипач Михал Ельский родился в Дудичах и остался там жить. Успешно концертировал не только у себя на родине, но и в Германии, Польше. Написал свыше 100 музыкальных произведений. Собирал и использовал народные мелодии.». Произведения М.Ельского часто исполняются в наше время.