Лирическая поэзия 19 в. в детском чтении. Жанры. Образность. Ритмическая организация. Слово как произведение
Многие лирические произведения А.А. Пушкина составили основу круга чтения детей, начиная с самого раннего возраста, - это сказки, стихотворения и отрывки из поэм, из романа «Евгений Онегин». Стихи, вошедшие в круг детского чтения, попали туда в первую очередь по причине их согласованности с эстетическим чувством ребенка. Так, стихотворение «Зимний вечер», «Зимнее утро» по их темам и сюжетам должны быть признаны сугубо взрослыми, да и чувства, в них выраженные, принадлежат скорее к эмоциональному миру взрослых. Те не менее именно эти стихи дети учат наизусть. Под знаком «чистой поэзии», «чистого искусства» выступали те, кто развивал романтические традиции русской литературы и ее философскую, общечеловеческую направленность. Это поэты Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и др. Тютчев беспредельно свободен в своем поэтическом яызыке и образности: он легко и гармонично сближает слова разного лексического ряда; метафора объединяет у него далекие друг от друга явления в цельные яркие картины. Главное в лирике Тютчева – страстный порыв человеческой души и сознания к освоению бесконечного мира. Ребенку, как юному и развивающемуся душой такой порыв особенно созвучен. Близки детям и стихи, где поэт обращается к образам природы: Люблю грозу вначале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом…. Умение передать «душу природы» с удивительной теплотой и вниманием приближает стихи Тютчева к детскому восприятию. Олицетворения природы иногда становится у него сказочным, как, например, в стихотворении «Зима недаром злится…». Чувство слитности с природой характерно и для такого поэта, как А.А. Фет. Лирический герой Фета полон романтических чувств, окрашивающих и пейзажную лирику. В ней передается то восхищение природой, то светлая грусть, навеянная общением с нею. Я пришел к тебе с приветом Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало…. Весеннее пробуждение природы, нашла свое выражение и в лексике стихотворения, и в его ритмике. Читателю передается владеющее поэтом ликование оттого, «что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой». Стихи Фета входят в детские хрестоматии и сборники: именно малышам свойственно чувство радостного постижения мира. А в таких произведениях, как «Кот поёт глаза прищуря….», «Мама, глянь-ка из окошка…», присутствуют и сами дети – со своими заботами, своим восприятием окружающего
23. Комическое и лирическое в прозе и поэзии Саши Черного. Стиль «Дневника фокса Микки». Выдающимся детским поэтом и писателем юмористического склада, работавшим в 10 – 30 е гг. ХХ века, следует называть Сашу Черного (Александр Михайлович Гликберг). Вошел в литературу, как язвительный сатирик. В 1905 году было опубликовано стихотворение «Чепуха». Первый сборник стихов – «Разные мотивы» вышел в 1906. Став известным писателем сатириком Саша Черный начинает писать для детей. Саша Черный предпринимает издание первого коллективного детского сборника «Голубая книжка», в котором появился его первый детский рассказ «Красный камешек». Выпускает книги стихов «Тук-тук» 1913 и «Живая азбука» 1914. Творчество Саши Черного в эмограции почти посвещано детям. Их у него не было, а детей он очень любил. Думая о Родине, он тревожился о судьбе русских мальчиков и девочек, тяреющих живую связь с Россией. Выходят в период эмиграции сборники «Кошачья санатория», «Жажда», «Детский остров», «Солдатские сказки», «Несерьезные рассказы». 1921-1928. В детских произведениях Черного нет и следа едкой иронии. Здесь только лирическая и юмористическая доминанта. «Дневник фокса Микки» 1927г. Книга невольно пародирует мемуарный жанр, вошедший в моду, но содержит и традиционный для русской и мировой литературы сюжет, когда обычный мир видится глазами необычного существа. Т.е. собаки, живущей в иной, нечеловечески взрослой «системе ценностных ориентиров». «Дневник фокса Микки» пародирует жанр воспоминания. Мотивировки фантастического, имитация полного правдоподобия событий, мыслей и слов фокса – соединяются, представляя в качестве повествователя зооморфный образ, создают оригинальный, отличный от чеховского, андреевского, купринского образ, интересный детям. Привлекательно то, что повесть написана в форме дневника собаки. Обычно в качестве литературных предшественников героя повести называют Холстомера Л.Н. Толстого или Каштанку А.П. Чехова, что не совсем верно. Животное как автор дневника изображено, пожалуй, лишь Э.Т.А. Гофманом в романе "Житейские воззрения кота Мурра", но он был написан еще в 1822 г. и никогда не входил в круг детского чтения. Два главных героя повести относятся к типу излюбленных персонажей Саши Черного – маленькая девочка и ее маленькая собачка. Автор постоянно подчеркивает сходство в их поведении, реакциях и устремлениях. Вот самое начало повести: "Моя хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч (ртом она не умеет) и грызет сахар, совсем как собачонка. Все думаю – нет ли у нее хвостика? Ходит она всегда в своих девочкиных попонках; а в ванную комнату меня не пускает, – уж я бы подсмотрел". Собака, как ей и положено, искренне преданна хозяйке. Однако эмоциональное состояние Микки изображается не только в тонах щенячьего восторга. Он может быть грустен (глава "Я один"), напуган (глава "Проклятый пароход") и т.п., но никогда – скучен. В Микки есть что-то от настоящей собаки – хотя бы физиология и поведение. Но в то же время это и образ человека особого типа. Подобная литературная форма дает возможность достигнуть интересного художественного эффекта – изобразить мир глазами "простодушного". Герой Саши Черного и есть блестяще реализованный подобный тип. Он наблюдает и описывает повседневную жизнь изнутри (как рядовой, невзрослый член семьи) и в то же самое время – со стороны (как представитель все-таки иной "расы" – домашних собак). В повести масса проницательных наблюдений за бытовой жизнью людей как чем-то чуждым, оригинальным, нуждающимся в растолковании: "Когда щенок устроит совсем-совсем маленькую лужицу на полу, – его тычут в нее носом; когда же то же самое сделает Зинин младший братишка, пеленку вешают на веревочку, а его целуют в пятку... Тыкать, так всех!". В таком жанре обычно создаются путевые заметки о жизни и обычаях далеких экзотических народов. Здесь это репортаж о том же, но поданный в другом ракурсе: из-под стола, сидя на руках хозяйки, от кухонной собачьей миски. К тому же позиция "простодушного" позволяет писателю дать ряд прекрасных зарисовок людских нравов. Вот подобная курортная зарисовка: "Сниматься они тоже любят. Я сам видал. Одни лежали на песке. Над ними стояли на коленках другие. А еще над ними стояли третьи в лодке. Называется: группа... Внизу фотограф воткнул в песок табличку с названием нашего курорта. И вот нижняя дама, которую табличка немножко заслонила, передвинула ее тихонько к другой даме, чтобы ее заслонить, а себя открыть... А та передвинула назад. А первая опять к ней. Ух, какие у них были злющие глаза!". По легенде, любимый фокстерьер Саши Черного, Микки, которому посвящена одна из самых добрых и улыбчивых его книг "Дневник фокса Микки", лег на грудь своего мертвого хозяина и умер от разрыва сердца. Как сказал в прощальном слове Набоков, осталось всего несколько книг и тихая прелестная тень.