В. Рассказ-цикл рассказов-повесть-роман для детей. Особенности циклизации и сюжетостроения. Анализ одного из произведений
Рассказ — малый повествовательный жанр, небольшое прозаическое произведение. Отличительные чертыжанра рассказа: лаконизм повествования, постановка автором одной проблемы, рассказ об одном ярко характеризующем героя событии, небольшое количество действующих лиц, ограничение художественного пространства произведения и показ автором узкого отрезка времени, наличие емких деталей, выразительной концовки, иногда — присутствие рассказчика.
Значение слова Рассказ по Ожегову: Малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера Словесное изложение каких-нибудь событий Повесть напр. В противоположность Р. излагает не один лишь случай, а развертывает целый ряд событий, составляющих единую линию судьбы того или иного персонажа или развития более или менее длительного процесса. Если в Р. мы имеем интенсивное построение сюжета, при к-ром нити жизненной судьбы действующих лиц стягиваются в один узел данного события , то в повести мы видим экстенсивное его развертывание, при к-ром повествовательное напряжение равномерно распределяется в целом ряде моментов (событий). Повесть представляет более широкую по охвату материала и обычно (но не всегда) по размерам форму, чем Р. Ср. в качестве образцов Р. «Метель» Пушкина и повесть «Записки маркера» Л. Толстого, повести Чехова «Степь», «Мужики» и др. с его, же рассказами и т. д. Между Р. и повестью, Р. и анекдотом легко найти промежуточные формы. Термин же«Р.»применяется лишь к литературным произведениям, хотя среди устных сказок легко найти типические образцы реалистической новеллы. Р. в стихах (Некрасов — «Филантроп», Майков— « Машенька» и т.п.). судьбу героев («Выстрел» Пушкина), в других, наоборот, —в его бытовой ординарности (рассказы Чехова), в третьих широкой социальной обобщенности (рассказы Горького). Поэтическая структура Р.: всегда законченный, целостный сюжет Р. в одних стилях движется силой индивидуально-психологических импульсов более или менее исключительных («Выстрел») или обыденных (рассказы Чехова), в других—социальными противоречиями (рассказы Горького). Изменяется функция фона, обстановки, действия и т. д. Многообразие разновидностей Р. бытовой, сатирический, авантюрный, психологический, фантастический и детективный. В отличие от очерка рассказ имеет сюжет и конфликт и является менее документальным, т. е. содержит художественный вымысел Новелла отличается от рассказа динамичностью построения и, как правило, неожиданной развязкой сюжета. В зависимости от содержания различаются рассказы двух видов: новеллистического и очеркового типа. В основе рассказа новеллистического типа лежит некий случай, раскрывающий становление характера главного героя. Такие рассказы фиксируют либо момент, изменивший мировосприятие героя, либо несколько событий, приведших к этому моменту: «Повести Белкина» А. С.Пушкина, «Невеста» и «Ионыч» А. П. Чехова, «босяцкие» рассказы М. Горького. Рассказ очеркового типа фиксирует некое состояние мира или общества, его задача–показать не ключевой момент, а обычную, нормальную жизнь какой-либо группы людей или одного человека, выбрав для этого наиболее типичный момент: «Записки охотника» И. С. Тургенева, «Антоновские яблоки» И. А. Бунина, Такие рассказы часто входят в состав более крупного произведения, разворачивающего нравоописательную картину, часто с сатирическим пафосом; напр., у Дж.Свифта, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Только с 50-х годов начинается более отчетливое разграничение.
Цикл рассказов.Начиная с «Записок охотника» И. Тургенева и «Севастопольских рассказов» Л. Толстого, в русской литературе утвердилась новая форма малой повествовательной прозы: цикл рассказов. Не надо путать цикл рассказов со сборниками рассказов. При некоторых схожих признаках, это все-таки понятия не тождественные.В цикле все рассказы скреплены друг с другом внешними и внутренними факторами, дополняют друг друга и воспринимаются как единое целое .Если выстроить все циклообразующие факторы по ранжиру от малозначимых к более релевантным, то получится примерно такая картина: жанр, тема, место и время, форма и стиль повествования, единство повествователя, единство персонажей. в качестве примеров удачных циклов приведу известнейшие книги А. Конан Дойля: «Приключения Шерлока Холмса» (1892), «Записки о Шерлоке Холмсе» (1894), «Возвращение Шерлока Холмса» (1905). Как мы видим, здесь циклы рассказов превращаются уже в циклы книг. Причем, во всех книгах все шесть циклообразующих факторов присутствуют, внутри каждой из книг и в то же время связывают их в своеобразный роман в новеллах. Циклы (сборники) востребованы читателем: такие книги можно читать с любого рассказа, не теряя общей нити повествования. Роман же нужно осваивать каждый день, в противном случае придется перечитывать предыдущий текст, чтобы вспомнить, «на чем мы остановились».Книга-цикл может заинтересовать кинематографистов: это практически готовый сценарий для сериалов. Самый яркий тому пример – «Улицы разбитых фонарей», базирующиеся на цикле повестей Андрея Кивинова. Как бы то ни было, и сборник рассказов, и цикл – важнейшая ступень творческого роста писателя. Создавая цикл, автор может попробовать вводить в повествование элементы романной структуры, что пригодится ему при переходе к крупным эпическим повествованиям. Наконец, автор может попробовать свои силы в жанре «романа в новеллах» (от «Героя нашего времени» до «Двенадцати стульев»).Итак, переход от написания разрозненных рассказов к осмысленному созданию циклов – продуктивная и необходимая фаза творческого развития писателя.
ПОВЕСТЬ.— Первоначальное значение слова «П.»в нашей древней письменности весьма близко к его этимологии: П. —то, что повествуется, представляет законченное повествование. Поэтому применение его весьма свободно и широко. Так, П. часто назывались произведения житийные, новеллистические, агиографические или летописные (напр. «Повесть о житии и отчасти чудесисповедание блаженного Михаила...», «Повести о мудрых женах» П. является той наиболее общей жанровой формой, в которой перекрещиваются почти все повествовательные (более узкие) жанры: житийные, апокрифические, хроникальные, воинско-эпические и т. п. Центральную линию развития повестийных жанров дают повести светские, которые несли в себе в условиях своего времени тенденцию развития беллетристики как таковой. Обслужить все потребности, всестороны социальной практики класса одни церковные (преобладавшие) жанры не могли: ). В прочем и в отношении внутренней структуры древние П. Не были совершенно однородны, и если указанные выше структурные признаки следует считать для них характерными, то все же в иных своих образцах древняя П. приближается к типу зачаточных форм романа В соответствии с характером сюжетики этих П., весьма разнообразной, но поддающейся все жеподразделению на ряд типов, выработались, и определенные композиционные схемы различных видов П.Наиболее типичными видами являются здесь П. историческая (точнее псевдоисторическая — в видуискаженности фактов и наличия фантастики), авантюрно героическая с любовными и фантастическимимотивами (непосредственно граничащая с авантюрно любовным романом, особенно — рыцарским) инравоучительная (порою соприкасающаяся с церковными жанрами житием и т. п., порою — с бытовойновеллой жанр эпического рода литературы. С формальной точки зрения находится между романом (большая форма) и рассказом (малая форма). Друг от друга эти формы отличаются объёмом текста, количеством героев иподнятых проблем, сложностью конфликта и т. д. В повести основная нагрузка ложится не на динамические,а на статические компоненты: важно не столько движение сюжета (что характерно, напр., для романа),сколько разного рода описания: героев, места действия, психологического состояния человека. В повестиэпизоды часто следуют один за другим по принципу хроники, внутренней связи между. Также повесть – один из жанров древнерусской литературы. Следует отличать современную повесть, сложившуюся как жанр в 19 в., и древнерусскую повесть, название которой указывало в первую очередь наеё эпичность. Повесть должна была о чём-то поведать («Повесть временных лет», «Повесть об АкиреПремудром»), в отличие от более лирического слова.
В литературе 19-20 вв. повесть тяготеет к романной форме, но сохраняет некоторые жанровые итематические особенности. Так, напр., свободная связь между эпизодами приводит к тому, что повесть частостроится как биография или автобиография: «Детство», «Отрочество», «Юность» Л. Н. Толстого, ними нет или она ослаблена. Так строятся многие рус. повести – Центр художественного мира повести не сюжет, а развёртывание многообразия мира, расширение картиныво времени и пространстве в повесть вводитсярассказчик, смена впечатлений которого и создаёт возможность для показа различных аспектов жизни. Голосавтора или рассказчика может выполнять свою роль в повести независимо от того, насколько реально онвыражен. В рус. литературе термин «повесть» часто используется для обозначения цикла произведений, объединённых общей тематикой: напр., «Повести Белкина» А. С. Пушкина, «Петербургские повести» Н. В.Гоголя. В этом случае значение слова «повесть» актуализирует свои древнерусские коннотации: повесть както, что поведано кем-либо, один из древнейших устных жанров.
В современной литературе повесть – распространённый жанр, но границы между повестью и романом всёбольше стираются, сводясь к различию только по объёму.
Устанавливать нормы композиции для повести, поэтому, гораздо труднее, да и принципиально не имеет смысла. Повесть — наиболее свободный и наименее ответственный эпический жанр, и потому она получила такоераспространение в новое время. Роман требует глубокого знания жизни, жизненного опыта и широкойтворческой интуиции, новелла требует особого мастерства техники, это — артистическая форма творчества. Но это не значит, что повесть не подлежит эстетическому обследованию. Ее композиция и стиль могут представлять немало характерных, индивидуальных и типических черт. Она есть также предметведения поэтики. Но только изучать повесть, как художественный жанр, нам всегда приходится, исходя из технорм, какие могут быть установлены для романа и для новеллы. В сочетании и преобразовании этихпротивоположных (полярных) норм и состоит специфичность повести, как особого жанра. Мастером, повестив русской литературе должен считаться Тургенев со своими шедеврами: «Фаустом», «Первой любовью», «Вешними водами».
РОМАН
детализированное повествование, которое, как правило, создает впечатление рассказа о реальных людях исобытиях, на самом деле таковыми не являющихся. Какого бы объема он ни был, роман всегда предлагаетчитателю развернутое в цельном художественном пространстве действие, а не какой-то один эпизод илияркий момент. В отличие от эпической поэзии роман уделяет основное место мелким повседневным деталям
Чтобы целиком воспринять роман, требуется войти в детали сюжета, а затем двигаться отдеталей к общему смыслу всего структурного целого. Как в процессе складывания головоломки из отдельныхчастей, читатель должен вплести людей и места их расположения в общую картину.
Сюжет. Весь материал романа оформлен с помощью сюжета. все события в сюжете связаны друг с другом, а не являются простой последовательностью эпизодов
Существуют самые разнообразные виды сюжета. Эпизодический сюжет,
Сложные сюжеты встречаются в самых разнообразных видах литературы, главным образом в романах тайн,хотя нередки они и в психологических романах, и в романах нравописательных. Объединяет их большоеколичество событий - Персонажи. Вымышленные фигуры, продвигающиеся вместе с сюжетом, обладают весьма проблематичнымсуществованием по сравнению с реальными людьми. писатели иногда делали своих персонажей в чем-то схожими с реальными историческимифигурами или членами легко узнаваемых социальных групп. сюжет, развиваясь в определенныхзаданных рамках, ограничивает знание читателя о персонажах Ориентируясь на читателей, желающих, чтобы выдуманныеперсонажи были как можно ближе к "реальным людям", в некоторых современных романах воспроизводятсяпортреты знаменитостей или преступников Такой подход следует отличать отпопытки наделить реального персонажа психологией и внутренней жизнью, как это делает Толстой сНаполеоном в Войне и мире.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РОМАНА
Социальный роман Нравоописательный роман Культурно-исторический роман Психологический роман Роман идей Приключенческий роман, роман с интригой, роман поисков
Э И.В. Фоменко в своей работе «Поэтика лирического цикла» даёт определение цикла как жанра: «Цикл в узком, терминологическом значении, (в противоположность «широкому значению - как синоним понятий «ряд», группа», «круг» произведений) - жанровое образование, созданный автором ансамбль стихотворений, главный признак которого - особые отношения между стихотворением и контекстом, позволяющие воплотить в системе определенным образом организованных стихотворений целостную и как угодно сложную систему авторских взглядов.В терминологии М. Дарвина это первичный и вторичный циклы. Первичный - это такой цикл, который создается поэтом с самого начала как художественное целое, отдельные тексты пишутся специально для цикла; вторичный - такой цикл, который возникает на основе объединения различных стихотворений, написанных поэтом чаще всего в разное время и по разному поводу; на наш взгляд, подобное разделение вполне применимо и к циклам в прозе - как и определения, данные нижеприведенными авторами.
Цикл обладает следующими свойствами: 1) наличие нескольких произведений, связанных друг с другом внутренними смысловыми связями. 2) «вторичная целостность структуры». 3) монтажная композиция, при которой существует ассоциативная связь между текстами; 4) концептуальность, зависящая от порядка расположения произведений в цикле, характеризующаяся выраженным отношением автора к окружающемумиру;5) некий сюжет (развитие центрального мотива); 6) общность ряда системные элементовцикла(жанровых, стилистических, ритмических, образно-метафорических, лексико-фразеологических, интонационных и звуковых)
Принципиальным отличием цикла от других явлений циклизации является то, что он функционирует как текст, в то время как все иные варианты циклизации являются группами текстов. Сами по себе произведения для детей составляют уже некий цикл. Проходящий путь от младенчества до подросткового периода герой, проблемы взросления личности связывают все произведения в единое художественное целое..