Культура – совокупность ответов на основные и производные потребности
Любая культура в ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого равновесия, где каждая часть целого выполняет свою функцию.
Если уничтожить какой-либо элемент культуры (например, запретить вредный, с нашей точки зрения, обряд), то вся этнокультурная система, а значит, и народ, живущий в ней, может быть подвержена деградации и гибели.
Б. Малиновский резко осуждал грубое вмешательство колониальных чиновников в жизнь коренного населения, что свидетельствовало о невежестве и непонимании ценностей других культур.
Он подчеркивал, что «традиция, с биологической точки зрения, есть форма коллективной адаптации общности к ее среде. Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, неизбежный процесс умирания».
В качестве примера нарушения функционального равновесия Малиновский приводил запрет на обычай «охоты за головами», совершаемый юношами в день инициации на одном из островов Тихого океана.
Вскоре после того, как англичане запретили этот обычай как антигуманный, в обществе аборигенов началась дезорганизация.
Старейшины утратили авторитет, старым и больным не оказывалась помощь.
Рисовые поля и хранилища остались без присмотра, так как люди покинули обжитые места.
Приглашенные на остров антропологи выяснили, что «инициации» и «охота за головами» были пусковыми событиями, обеспечивающими обязательность сельскохозяйственных работ и тем самым поддерживающими сплоченность между семьями.
Кроме этого, на всех членов общности лежала обязанность сохранять запасы риса.
При запрете обычая не приводилась в движение вся система культурно-хозяйственных связей.
Без рисосеяния за счет урожая фруктов и рыбной ловли можно было прожить несколько лет.
Но в этой местности постоянно случались неурожаи и были периоды отсутствия рыбы.
Запас риса гарантировал выживание племени, поэтому регулярные полевые работы (необязательные с точки зрения сиюминутных потребностей) должны были как-то поддерживаться.
Таким поддерживающим символом и была «охота за головами».
Одновременно с запретом этого обычая была нарушена церемония посвящения во взрослые, что, в свою очередь, внесло дезорганизацию в иерархическую структуру общности, нарушило систему подчинения младших старшим.
2.2. Французская школа «Анналов»
Одним из основателей французской школы «Анналов» является Люсьен Февр (1878-1956).
Название школы возникло по названию журнала «Анналы социальной и экономической истории», основанного в 1929 г. Люсьеном Февром и Марком Блоком (1886-1944).
Французская школа «Анналов» ведущим принципом объявляет «тотальную», или «глобальную», историю.
Это история живших в конкретном времени и пространстве людей, причем рассматриваемая с максимально большого количества точек наблюдения.
Ее целью является восстановление всех доступных историку аспектов деятельности людей, понимания их поступков и мотиваций деятельности.
«Тотальная» история устраняет искусственное деление истории на:
– политическую,
– экономическую,
– социальную,
– дипломатическую,
– военную –
и стремиться дать объемную картину исторической жизни на различных ее этапах.
Задача историка, по мнению представителей школы «Анналов», состоит не в оценке событий, а в понимании и объяснении поступков людей.
А для этого необходимо изучение среды, в которой жили люди, а именно: природных условий средств коммуникаций и обмена, состояния техники, а также плотности населения, продолжительности жизни и др.
2.3. Концепция волнообразного развития культуры П.А. Сорокина
Американский социолог русского происхождения Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) считал, что в истории человечества нет замкнутых цивилизаций, происходит волнообразное развитие культур.
Человечество как социокультурная суперсистема
В своем четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика» (1937-1941) Сорокин рассмотрел человечество как смену социокультурных суперсистем.
Исторический процесс представлялся ему как «циклическая флуктуация», т.е. идущая законченными циклами смена переходящих друг в друга типов культуры.
В культуре следует различать два аспекта:
– внутренний – смысл, ценность, духовное содержание культурных феноменов,
– внешний – материальное воплощение смыслов и ценностей в вещах и явлениях.
По его мнению, все предметы культуры являются знаками и символами, этим они отличаются от природных объектов.
Если люди высоко ставят материальные ценности, то они сообща трудятся для того, чтобы их получить.
Если интересы людей ориентированы на духовные ценности, то религиозные верования скрепляют общество.
Значения и ценности определяют место тех или иных вещей, явлений природы, человеческих действий, психологических состояний в системе культуры.
Поэтому культура не может быть уподоблена ни механизму, ни организму.
П. Сорокин полагал, что культура – симфония, гармония которой складывается с помощью символов и ценностей.