Практические упражнения
При выполнении статических раппортных композиций целесообразно использовать в основном черно-белое графическое решение. Черный цвет при желании можно заменить темно-коричневым.
Если целью первых упражнений является в конечном итоге тренировка глаза на определение пропорциональных отношений мотивов и интервалов, а также площадей рисунка и фона, превращения композиции в единый узор, то в заключение ставится задача развить творческое воображение, фантазию и оригинальность предложений, выдумку и изобретательность, чувство пластики.
Композиции целесообразно сначала выполнять размерами до 8x5 см. В последующем эти размеры могут быть несколько увеличены — до 15x10 см.
Упражнение 1.
Построить статическую раппортную композицию. Ритмический строй — простой сетчатый. Форма раппорта — квадрат размерами до 1 см. В раппорте только один мотив (круг, треугольник или ромб). Решение —линеарное и пятновое.
Предусмотреть следующие варианты:
площадь рисунка (мотивов) зрительно равна площади фона;
площадь рисунка зрительно явно больше или явно меньше площади фона, причем контраст площадей четко выражен.
При решении данного упражнения (впрочем, и последующих тоже) целесообразно использовать, особенно сначала, аппликативный способ, при котором геометрические мотивы вырезают из темной бумаги и затем путем их сближения или раздвигания находят наиболее убедительный, оптимальный вариант.
После этого положение мотивов фиксируется.
Упражнение 2.
Найти пропорциональное соотношение площадей в композиции, если: а) площадь рисунка равна площади фона; б) площадь рисунка больше площади фона; в) площадь рисунка меньше площади фона. В каждой раппорт-ной клетке следует размещать по два простейших геометрических мотива одинаковых формы и размеров так, чтобы второй — нижний — мотив был сдвинут относительно верхнего на половину интервала между двумя соседними по горизонтали мотивами (простой шахматный ритмический строй). Трактовка мотивов — пятновая и линеарная. Сравнить, как в зависимости от трактовки мотивов будет меняться расстояние между ними, обеспечивающее убедительность композиции.
Упражнение 3.
Построить статические раппортные композиции с использованием какого-либо одного мотива: квадрата, круга либо равностороннего треугольника. Мотив может иметь замкнутую или незамкнутую форму. Варианты следующие:
простой, сетчатый ритмический строй, в раппорте располагаются один или два мотива;
пучкообразный сетчатый ритмический строй с симметричной и асимметричной концентрацией нескольких мотивов в раппортной клетке (до восьми мелких одинаковых мотивов в раппорте);
простой и зигзагообразный полосообразный ритмический строй. При зигзагообразном ритмическом строе выбрать такую форму мотивов, которая обеспечивает соответствующую структуру;
простой, шахматный и сложный клетчатый ритмический строй. Чтобы обеспечить построение сложного асимметричного клетчатого ритмического строя, следует в одном раппорте размещать несколько разных мотивов. Раппортная сетка в данном случае четко обозначается прямыми или слегка вибрирующими линиями.
При построении того или иного ритмического строя взятая за первооснову форма мотива, в связи с необходимостью получить определенный ритмический строй, может претерпевать некоторые незначительные изменения: так, иногда квадрат превращается в прямоугольник, равносторонний треугольник — в равнобедренный и
т. д.
Упражнение 4.
Построить три статические композиции, предусмотрев в них определенный ритмический строй. Затем выразить мотивы в одной композиции через линии, в другой композиции — через пятно, а в третьей — через линии и пятновые акценты.
Целесообразно такие же построения выполнить с другими ритмическими строями; при этом особое внимание следует обратить на цельность восприятия орнаментального узора.
Во всех случаях необходимо использовать простые, лаконичной формы геометрические мотивы.
Упражнение 5.
Построить статические раппортные композиции: из прямолинейных геометрических мотивов (замкнутых и незамкнутых);
из криволинейных геометрических мотивов (замкнутых и незамкнутых) с использованием комбинации прямолинейных и криволинейных мотивов, обеспечив соподчинение этих мотивов друг другу. Графические средства — разные.
Упражнение 6.
Построить статические раппортные композиции со сложными мотивами с использованием в качестве элементов круга, овала, симметричного треугольника, квадрата, прямоугольника и т. д. В этом упражнении не обуславлива-ются ни ритмический строй, ни число элементов в мотиве, ни их размеры, ни, наконец, графическая трактовка. Предлагается свободная творческая интерпретация соответствующего мотива в композиции.
Упражнение 7. -
Собрать материал по зарисовкам с натуры растительных и природных мотивов (в том числе симметричной формы — поперечных срезов овощей, фруктов и асимметричной формы — тогда выполняется зарисовка правой или левой части мотива). Природную форму следует располагать в простейшем фасовом положении, без поворотов и ракурсов. Особое внимание при зарисовке с натуры нужно обратить на характер пластической формы силуэта, на особенности орнаментальной структуры формы и ритмических членений. Объемную пространственную форму мотивов решать плоскостно.
Используемые графические средства — тушь, перо, палочка и т. п. Размеры зарисовок 10 X 10 см. На листе нужно располагать по 3—4 зарисовки, следя • за тем, какую композицию они образуют.
Упражнение 8.
Разработать одиночные орнаментальные мотивы на основе выполненных с натуры рисунков. Для этого зарисовку мотива с натуры нужно подвергнуть дальнейшему обобщению и упрощению, в ней должны сохраниться лишь наиболее интересные и выразительные пластические и ритмические структурные характеристики мотива. Зарисовку следует также трансформировать с целью придания ей зрительной симметрии.
При разработке композиционного орнаментального мотива его форма может быть трактована более вытянутой или, наоборот, приплюснутой в соответствии с авторским замыслом Степень стилизации мотивов может быть различной.
Упражнение 9
Определить соотношение орнаментальных мотивов и композиции в целом
с размерами декорируемой плоскости стены. Для этого построить во фронтальной перспективе заданную стену, найти на ней пропорции портьерной ткани, обозначив на ткани ритмический порядок расположения мотивов, их число и пр. Ритмический строй может быть простым (из одного или нескольких мотивов), сетчатым, полосообразным и т. д.
Упражнения лучше выполнять в черно-белом решении, в масштабе 1:20.
Упражнение 10.
На основе найденных композиционных схем расположения мотивов на плоскости выполнить несколько раппортных статических рисунков, в которых уточнить пропорции мотивов и интервалов, форму мотивов, их внутреннюю орнаментальную разработку.
Вместо пятнового изображения мотива или отдельных его деталей можно использовать фактурные разработки.
При выполнении эскиза композиции важно установить масштаб рисунка
по отношению к натуральному размеру.
Глава 2
Динамические раппортные композиции
Динамические рисунки, которые широко используются при оформлении самых различных тканей, в сравнении со статическими значительно более разнообразны по композиционному решению.
Любой динамический рисунок следует рассматривать с точки зрения двух структур: макроструктуры (здесь имеются в виду три типа макроструктуры, которые организует ритмическое раппортное повторение мотивов) и микроструктуры (ритмическая организация мотивов в самом раппорте). Если макроструктура композиций несет в себе все признаки регулярного статического движения (раппорт повторяется через одинаковые интервалы), то микроструктура строится на динамических движениях мотивов внутри раппорта
благодаря противопоставлению размеров и поворотов последних, контрасту расстояний между ними.
Следовательно, главным признаком динамической организации мотивов в рисунке является принцип неодинаковости, контраста и противопоставления различных характеристик мотивов в пределах одного раппорта. И здесь, понятно, самое важное — согласовать между собой разнообразные движения элементов, найти главные, подчинить им другие, т. е. привести композицию к общему пластическому единству.
Рассмотрим построение динамического рисунка, в котором мотивы в раппортной сетке организованы по принципу смещенного зеркального отражения. В этом случае в одном раппорте расположены только два мотива, противопоставляемые один другому (простейший вид динамического движения). Такие рисунки с легким волнообразным движением мотивов весьма широко распространены на современных плательных и одежных тканях; следует подчеркнуть, что они активно использовались и в прошлом, особенно у европейских народов.
Для решения указанной выше задачи прежде всего необходимо выполнение трех условий:
мотивы (простые или более сложные) должны иметь одностороннюю направленность, например должны быть вытянутой формы;
в раппорте следует располагать лишь два мотива, при этом со смещением нижнего по отношению к верхнему строго на половину интервала между двумя верхними (второй тип макроструктуры). Важно (и тем более, когдамотив имеет сложную конфигурацию), чтобы зрительный центр тяжести смещенного мотива в нижнем ряду соответствовал середине интервала между двумя мотивами в верхнем ряду;
наклон мотивов должен равняться 45° (в данном случае речь идет, естественно, о зрительном наклоне мотива, особенно если он имеет неправильную форму).
Начинать построение следует с разметки раппортной сетки,
где нижний ряд мотивов смещен по отношению к верхнему на половину соответствующего размера раппорта. Далее надо заполнить сетку мотивами.
В заключение остается найти оптимальные размеры мотивов и интервалов между ними, чтобы вся композиция воспринималась цельным узором.
На рис. 13 представлены три композиции, организованные по принципу смещенного зеркального отражения. Этот принцип можно с успехом использовать не только в случае простых геометрических мотивов в мелкоузорных композициях, но и при наличии сложных орнаментальных мотивов (например, растительных или животных).
Вообще различают семь основных видов ритмических движений мотивов в раппорте, обеспечивающих динамическое состояние композиции. По характеру и активности проявления все эти семь видов движения можно объединить в три группы: простые, средней сложности и сложные.
Уже отмечалось, что факторы, характеризуемые постоянными величинами, вносят в композицию признак статики, в то время как факторы, утверждающие неравенство этих величин, стимулируют динамичность композиций. Применительно к рассматриваемым в настоящей главе динамическим композициям такими факторами являются размеры и повороты мотивов и расстояния между ними. Данные факторы, характеризующие ритмическую организацию мотивов в плоскости раппорта, а точнее структуру раппорта, можно для удобства условно показать как вершины равностороннего треугольника (соответственно Р, П и Рс), причем если точкой будем обозначать фактор постоянный, неизменный, то кружком — изменяемый, переменный, стимулирующий динамическое движение (рис. 14).
В простых динамических композициях ритмические движения мотивов элементарны, они возникают при одном переменном и двух постоянных факторах, характеризующих соразмерность и положение мотивов.
Первый вид ритмических движений мотивов в раппорте. К этому виду относится, в частности, рассмотренная выше динамическая композиция, построенная по принципу смещенного зеркального отражения мотивов. Другой вариант: мотивы располагаются в раппорте в разных поворотах — переменный фактор, а размеры мотивов и расстояния между ними одинаковы — постоянные факторы. Во всех вариантах лучше брать мотивы простых очертаний, обязательной же здесь является ясно выраженная односторонняя направленность.
Не рекомендуется размещать мотивы с одинаковыми поворотами рядом и тем более в одну линию.
На рис. 15 приведены композиции, где все мотивы располагаются в разных поворотах на зрительно одинаковых расстояниях. Такие композиции в художественной практике часто называются равномерной россыпью. Это прежде всего относится к первым двум рисункам. Третий рисунок демонстрирует возможность ритмической организации мотивов сложной формы в разных поворотах при значительных размерах раппорта. Мотив птицы в линеарной трактовке достаточно сложен и вместе с тем динамичен. Некоторые второстепенные детали мотива могут незначительно смещаться, чтобы была обеспечена равномерность распределения мотивов по всему полю раппортной сетки.
Второй вид ритмических движений мотивов в раппорте. Мотивы имеют разные размеры (неременный фактор), но характеризуются одинаковым поворотом или вообще не имеют ясно выраженного направленного поворота и располагаются на одинаковых расстояниях один от другого (постоянные факторы). Хотя композиции при таком виде ритмических движений и относятся к динамическим, следует заметить, что разномасштабность мотивов в раппорте говорит скорее об их разнообразии, чем об активном динамическом движении. При значительном числе мотивов в раппорте их следует брать двух, а еще лучше трех размеров, зрительно заметно отличаемых один от другого.
На рис. 16 в первой композиции мотивы краями примыкают один к другому. Некоторые из них свободны от рисунка и выполняют функции композиционных «пауз», которые целесообразно рассредоточивать по плоскости раппорта, закономерно чередуя с орнаментированными мотивами. В другой композиции одинаково орнаментированные мотивы разделены небольшими интервалами, которые в других случаях можно и увеличивать. При построении таких рисунков не следует усложнять форму мотивов, делать их активно асимметричными.
Третий вид ритмических движений мотивов в раппорте. Одинаковые по размеру мотивы в одинаковых поворотах (это постоянные факторы) располагаются на различном расстоянии один от другого (переменный фактор). Ритмическая организация мотивов в данном случае характеризуется сгущением их на одних участках и разрядкой на других («неравномерная россыпь»). Подобная неравномерная группировка мотивов в плоскости раппорта способна создать достаточно четкую динамическую напряженность. Можно даже утверждать, что разные расстояния между мотивами являются наиболее действенным фактором для придания композиции динамического состояния. Естественно, динамическая напряженность композиции при этом будет зависеть от силы контраста между сгущением и разрядкой мотивов в раппорте.
На рис. 17 представлены две композиции. Первая из них отличается большей динамической напряженностью, поскольку мотивы активнее группируются, освобождая площадь фона. Во второй композиции мотивы имеют более сложную форму. Их сгущение и разрядка носят более спокойный, мягкий характер.
Заметим, что в практике художественного оформления тканей довольно часто используют еще один дополнительный прием, который сам по себе если и не вносит в компознцию динамичность, то во всяком случае способствует более разнообразному ее решению. Заключается прием в том, что внутренняя орнаментация мотивов организуется не по принципу одинаковости, а по принципу разнообразия (используются разные рисунки или разное колористическое оформление мотивов) или видоизменяется форма мотивов (например, одни из них квадратной формы, а другие но углам несколько закруглены).
Данный прием может быть широко применен во всех композициях, которые строятся на рассмотренных выше трех видах ритмических движений. Неизменной при этом остается задача максимально использовать и выявить динамический эффект, который обусловлен контрастом или размеров мотивов, или их поворотов, или разных расстояний между ними.
В динамических композициях средней сложности динамическое состояние стимулируется не одним, а двумя факторами из трех.
Четвертый вид ритмических движений мотивов в раппорте. Переменные факторы — разные размеры мотивов и разные их повороты; постоянный фактор — расстояния между мотивами. Трудность построения динамической композиции такого рода заключается в том, что, с одной стороны, необходимо создать впечатление об одинаковости интервалов между мотивами, а это лучше обеспечивает простые формы, а с другой стороны, нужно активно показать разные повороты, разные размеры мотивов, что требует определенной направленности последних.
В силу этого обстоятельства данный вид ритмических движений имеет сравнительно ограниченную сферу применения в художественном оформлении текстильных изделий.
Динамичность композиций, показанных на рис. 18, достигается разными размерами мотивов и разными их поворотами. В первой композиции мотивы (силуэты балалаек) лишены внутренней орнаментации, но имеют вытянутую форму и тем самым четкую ориентацию, что затрудняет сохранять зрительно одинаковыми интервалы между ними. Во второй композиции мотивы не имеют подобной остроконечной формы. Это, естественно, сглаживает впечатление неодинаковости расстояний между мотивами, а активная орнаментация последних придает композиции разнообразие и нарядность.
Пятый вид ритмических движений мотивов в раппорте. Мотивы имеют разные размеры и расположены на ржаных расстояниях один от другого (переменные факторы). Повороты же, ориентация всех мотивов неизменны (постоянный фактор). Заметим попутно, что мотивы могут иметь форму, которая не выражает определенного поворота, например форму круга. Композиционное размещение мотивов в раппорте достаточно динамично, возможности его использования в художественном оформлении тканей широки и разнообразны.
На рис. 19 даны две композиции, основанные на пятом виде ритмических движений. При этом в первой композиции орнаментальные мотивы рыб разных размеров ориентированы в одну сторону и расположены на разных расстояниях один от другого, а во второй композиции цветочные мотивы разных размеров не имеют четкой ориентации, сгруппированы в гирлянды и расположены с разными интервалами относительно друг друга. Наиболее активным фактором, придающим композициям динамическую напряженность, является контраст расстояний между мотивами; разномасштабность же элементов лишь дополняет и усиливает идею разнообразия и неодинаковости.
При выполнении композиций типа показанных на рис. 19 может быть использован способ их негативного и позитивного изображения. Здесь мы имеем не только определенный художественный эффект, но и своего рода проверку выбранного решения. Если решение удачно,. композиция в обоих случаях должна восприниматься организованной, цельной.
Шестой вид ритмических движений мотивов в раппорте. Данный вид ритмических движений обеспечивается при условии, что одинаковые по форме и размерам мотивы (постоянный фактор) размещаются в раппорте на разных расстояниях один от другого и в разных поворотах (переменные факторы), рис. 20. Из рассмотренных ранее этот вид движения способен придать композиции особенную динамическую напряженность при большом разнообразии композиционных решений; отсюда широкое использование шестого вида ритмических движений в композициях текстильного орнамента.
Итак, выше были рассмотрены шесть видов ритмических движений мотивов в раппорте. Пер- вые три из них — простые, в них только один из трех факторов является активным, способствующим проявлению динамичности, а следующие три — средней сложности, по сути дела представляющие комбинации двух простых видов ритмических движений. Понятно, что композиции, которые строятся на ритмических движениях мотивов средней сложности, всегда более динамичны.
Главными факторами, обеспечивающими динамическое состояние ритмической организации мотивов в раппорте, являются разные расстояния между мотивами и разнообразие их поворотов. Разномасштабность мотивов следует считать менее действенным фактором.
Седьмой вид ритмических движений мотивов в раппорте. Во всех предыдущих случаях построение композиции представляло собой процесс заполнения раппорта мотивами разной или одинаковой величины, в разных или одинаковых поворотах и т. д. Но при обращении к возможности использования в композиции наиболее сложных ритмических движений мотивов данный процесс правильнее рассматривать не как заполнение раппорта мотивами, а как создание одного сложного орнаментального мотива из элементарных форм, организованных в динамическом ритме. Таким образом, орнаментальная структура мотива воспринимается как состоящая из многих элементов. Эти элементы имеют разные размеры (контраст размерный), располагаются в мотиве в разных поворотах (контраст поворотов) и на разных расстояниях один от другого (контраст расстояний). Значит, все элементы орнаментального мотива организованы в динамических ритмах, что придает мотиву в целом наибольшую динамическую напряженность.
На рис. 21 дан фрагмент сравнительно несложной композиции, в которой мотивы разных размеров расположены на разных расстояниях один от другого и в разных поворотах. Здесь, можно сказать, мотив заполняет весь раппорт, являясь целостной структурой.
В связи с последним обстоятельством неизбежно меняются и последовательность решения задачи по созданию рисунка и самый характер творческого процесса. Принцип построения композиции определяется словами «от мотива к раппорту». Этот принцип не предусматривает заранее строго определенной величины раппорта. Последняя намечается ориентировочно, исходя из назначения проектируемого рисунка, с учетом способа его воспроизводства в технологическом процессе. И только затем, в процессе разработки мотива, окончательно уточняется величина раппорта.
Именно такой ход творческого процесса широко распространен при создании крупноузорных рисунков для тканей плательного и декоративного назначения. Этот путь более плодотворен, он открывает широкие и многогранные возможности для творческих решений.
Завершая рассмотрение принципов ритмической организации мотивов в орнаментальной структуре раппорта (микроструктуре) динамических рисунков, целесообразно остановиться еще на двух моментах, о которых всегда должен помнить художник.
Детальная разработка мотивов, их орнаментация, равно как и изысканность их формы не могут компенсировать неубедительность найденных пропорциональных отношений размеров мотивов и интервалов между ними в композиции. Логичность этих отношений, характеризующих ритмические движения мотивов, прежде всего определяет успех композиции. Если, к примеру, художник компонует орнаментальные мотивы достаточно сложной формы, он в памяти должен хранить образ упрощенного их варианта, ибо последний и важен при решении вопроса ритмической организации композиции; детали же дополняют и развивают принципиальное решение.
Когда многочисленные мотивы располагаются на разных один от другого расстояниях, они, объединяясь, несут в себе определенный элемент пластики (имеется в виду кажущаяся непрерывность движения). Поэтому при создании соответствующих рисунков всегда возникают проблемы, связанные с пластическими направлениями, с пластическим объединением отдельных ритмических движений мотивов в одно целое. Такие пластические направления могут быть легко прочитываемы, но даже если они только зрительно домысливаются, угадываются, важность их в плане композиционном неоспорима. Организация пластических направлений, посредством
которых группируются ритмические мотивы,— не только необходимый элемент грамотного построения рисунка, но и в значительной степени залог эстетической целостности и выразительности композиции.
Повторим: пластические направления, объединяющие движения ритмических мотивов, следует рассматривать как одно из существенных специфических средств построения динамических рисунков, особенно сложных и многоэлементных. В качестве примера можно указать на рис. 19. В показанной на нем композиции цветочные мотивы сложных силуэтов группируются в гирлянды; силуэтный рисунок фона имеет здесь особенное значение, и это не случайно, поскольку указанный рисунок ясно подчеркивает направление сгруппированных мотивов.
Понятно, что в многоэлементных композициях мотивы должны группироваться не в случайные хаотические формы, а в пластически убедительные конфигурации. И поиски логики и выразительности пластических направлений — необычайно широкое поле деятельности для художника-орнамента-листа.
Какие же пластические направления следует считать наиболее целесообразными?
Односложно ответить на этот вопрос нельзя. Его решение во многом зависит от общей задачи, формы и размеров мотивов, а также от индивидуальности художника.
Чаще всего для пластических направлений выбирают криволинейную форму — спокойную дугообразную, более динамичную спиралеобразную и др. Можно практиковать и более конфликтные направления, например ломаные линии. Все же предпочтительнее избегать чрезмерно динамических, остроугольных направлений, стремиться, наоборот, к легкости, плавности, известной постепенности переходов.
Разработав структуру раппорта, художник должен повторить ее в регулярном ритме, т. е. оформить раппортную композицию. В значительной степени это техническая задача, в значительной, но не полностью. Главная трудность заключается в том, чтобы обеспечить плавный переход рисунка из одного раппорта в соседний, рядом расположенный, избежать случайной полосатости в вертикальном и горизонтальном направлениях. Самыми ответственными участками, как правило, являются стыки прямоугольных раппортов.
Для обеспечения плавного перехода рисунка из одного раппорта в другой
представляется уместным применять раппорт более сложной формы, принцип построения которого рассмотрен на с. 32—33.
Разметив соответствующим образом три или четыре примыкающих один к другому раппорта, следует проверить распределение ритмических мотивов по стыкам раппортов, внести соответствующие коррективы в расположение мотивов для обеспечения более плавного и незаметного перехода рисунка из раппорта в раппорт.
Возможны при необходимости некоторые изменения размеров раппорта но ширине и высоте.
Подогнав рисунок по четырем раппортам, нужно чисто технически перенести его на всю раппортную сетку.