Отечественная графика и живопись во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период (1941 - начало 1960-х гг.)

Годы Великой Отечественной войны как особый этап в развитии советского изобразительного искусства. Новая проблематика. Изменения в жанровой специфике. Тенденции в развитии. Плакат. Карикатура. Станковые работы.

Искусство плаката. Мобильность и оперативность графического искусства. Агитационное воздействие плакатов героического направления. «Окна ТАСС». Кукрыниксы. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». И.М. Тоидзе. «Родина-Мать зовет!». В.Б. Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!». В.С. Иванов. «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!». Л.Ф. Голованов. «Дойдем до Берлина!». А. Кокорекин. Графические работы В.А. Серова и Д.А. Шмаринова.

Карикатура. Сатирическое искусство Кукрыниксов. «Потеряла я колечко…». Б.Е. Ефимов. «Выступали - веселились, подсчитали - прослезились». Альбом «Гитлер и его свора». Работы Л.Г. Бродаты, П.П. Соколова-Скали, Г.Г. Нисского.

Живопись военных лет. Жанровая живопись. А.А. Пластов. «Фашист пролетел». Раскрытие темы непримиримого конфликта. С.В. Герасимов. «Мать партизана». А.А. Дейнека. «Оборона Севастополя». Военный пейзаж. А.А. Дейнека. «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года». Историческая живопись. П.Д. Корин. Триптих, посвященный Александру Невскому: «Александр Невский», «Старинный сказ», «Северная баллада». Портрет маршала Жукова. М.И. Авилов. «Поединок Пересвета с Челубеем». А.П. Бубнов. «Утро на Куликовом поле». Батальный жанр. П.А. Кривоногов. «На Курской дуге». «Защитники Брестской крепости». Произведения, посвященные различным сторонам военной действительности. Кукрыниксы. «Бегство фашистов из Новгорода». «Конец». Т.Г. Гапоненко. «После изгнания фашистских оккупантов».

Основные тематические направления в живописи послевоенного периода (вторая половина 1940-х - начало 1960-х гг.). Особенности эмоционального и образного содержания.

Раскрытие темы войны через житейские ситуации. А.И. Лактионов. «Письмо с фронта». Ю.М. Непринцев. «Отдых после боя». «Пей, сынок, пей». «Балтийцы». Обращение к теме мирной жизни и труда. Мажорное звучание произведений живописи. А.А. Пластов. «Жатва». «Сенокос». «Ужин тракториста». «Весна. В бане». А.М. Герасимов. «Групповой портрет старейших художников (И.Н. Павлова, В.Н. Бакшеева, В.К. Бялыницкого-Бирули, В.Н. Мешкова)». «Мокрая терраса». С.В. Герасимов. «Улица в Париже». «К осени». «Сирень в цвету». Ф.П. Решетников. «Прибыл на каникулы». «Опять двойка». Т.И. Яблонская. «Хлеб». «Утро». «На окне весна». А.А. Мыльников. «На мирных полях». «Пробуждение». «Сон». «Перед грозой». «Смерть Гарсиа Лорки». А.П. и С.П. Ткачевы. «Детвора». «Матери».

Преломление событий Октября 1917 года и гражданской войны в историко-революционной картине. Е.Е. Моисеенко. «Первая конная». «Красные пришли». Б.В. Иогансон. «Выступление В.И. Ленина на Ш съезде комсомола». В.А. Серов. «В.И. Ленин провозглашает Советскую власть». «Ходоки у В.И. Ленина». Разнообразие тематики произведений Г.М. Коржева. Триптих «Коммунисты». «Художник».

Тема городской жизни. Своеобразное, романтическое звучание произведений, посвященных теме города. Ю.И. Пименов. «Дальняя дорога». «Район завтрашнего дня». «Свадьба на завтрашней улице». «Проливной дождь». Г.Г. Нисский. «Яхты». «Над снегами».

«Суровый стиль» в живописи. П.Ф. Никонов. «Наши будни». Н.И. Андронов. «Плотогоны». Т.Т. Салахов. «Ремонтники». Потрет композитора Кара Караева. В.Е. Попков. «Строители Братской ГЭС». А.А. и П.А. Смолины. «Полярники». П.П. Оссовский. «Бульдозеристы».

23. Скульптура, архитектура и декоративно-прикладное искусство
1940-х - начала 1960-х годов

Строительство оборонительных объектов в годы Великой Отечественной войны. Организация Комитета по делам архитектуры при Совнаркоме СССР. Восстановление разрушенных городов. План бригады А.В. Щусева по восстановлению Новгорода.

Архитектура «сталинского ампира». Стремление к синтезу архитектуры и скульптуры. В.Г. Гельфрейх. Высотные дома в Москве. Восстановление разрушенных памятников архитектуры после Великой Отечественной войны. Борьба с архитектурными излишествами в 1950-1960-е гг. Переход к индустриальному типовому строительству.

Роль скульптуры как общественного пропагандиста. Преобладание военной тематики. Портрет периода Великой Отечественной войны. Обобщенный портретные образы В.И. Мухиной. «Партизанка». Скульптурная галерея Героев Советского Союза Н.В. Томского. «Портрет А.С. Смирнова». Героические портреты Е.В. Вучетича. «Портрет И.Д. Черняховского». Работы И.Г. Першудчева. «Портрет А.В. Соколовского».

Сооружение памятников - важнейшая традиция советского искусства. Проектировочная работа в годы войны. Сооружение монументов в память советских воинов в послевоенный период. Е.В. Вучетич - ключевая фигура советского монументализма. Памятник-ансамбль воинам, павшим в борьбе с фашизмом, в Трептов-парке в Берлине. «Перекуем мечи на орала» в Нью-Йорке. Памятник-ансамбль на Мамаевом кургане.

Установление памятников историческим персонажам и деятелям культуры в 1950-е гг. С.М. Орлов (совместно с А.П. Антроповым, Н.Л. Штаммом) - памятник Юрию Долгорукому. Внимание к передаче человеческого характера в работах М.К. Аникушина. Памятник А.С. Пушкину. Скульптурные композиции для Московского университета и для станции «Пушкинская» Ленинградского метрополитена. В.И. Мухина. Памятник П.И. Чайковскому.

Жанровое разнообразие творчества С.Т. Коненкова. Развитие скульптурного портрета. Бюст Ф.М. Достоевского. Автопортрет 1954 года. «Марфинька».

Авангард в творчестве скульптора Э.И. Неизвестного. «Молитва». «Кентавр».

Развитие декоративно-прикладного искусства. Восстановление ряда ранее действовавших промыслов после Великой Отечественной войны. Традиции Хохломы. Возрождение Городецкого промысла. Лаковая миниатюра (Федоскино, Холуй, Палех, Мстера). Традиции резьбы по кости и дереву (хотьковские, тобольские, холмогорские мастера). Богородская игрушка. Кружевоплетение (вологодское, елецкое, киришское). Русские цветочные ковры. Последствия реорганизации художественных артелей в фабричные производства. Выставочные и серийные изделия.

Наши рекомендации