Художественно-оформительские материалы

При разработке и создании ху­дожественного оформления объектов, большое внимание уделяет­ся отбору материалов, их гигиени­ческим качествам и изобразитель­ным свойствам. В общем оформле­нии, так же как и в тематических выставках, могут сочетаться раз­личные формы и жанры изобрази­тельного искусства: монументаль­ное, декоративное, прикладное.

В оформле­нии важна образно-художественная передача образовательных идей, создающих эмоциональную об­становку. Для возникновения ощу­щения новизны экспозиции или вы­ставки, оригинальности ее подачи необходимо научиться выбирать нужные материалы, а также спосо­бы их художественной обработки.

Экспозиция может представлять собой соче­тание долговременных форм, на­пример оформление стен музея, игровой комнаты, вестибюля, и оперативных форм, к которым относятся объявления, наглядная агитация, материалы по правилам безопасности, информа­ция по дополнительному образова­нию учащихся, культурным связям и др. Этим определяется арсенал применяемых материалов. Могут быть использованы как дорогостоя­щие материалы — дерево, стекло, так и легкие и дешевые — картон, бумага, пенопласт, ткани.

Металлы

Металлы прочно вошли в прак­тику выполнения конструкций для оформительских работ. Физические свойства металла, такие, как проч­ность, долговременность, мону­ментальность, повышенная декора­тивность, непрозрачность, способ­ствуют распространению этого материала при оформлении инте­рьеров и экстерьеров зданий, поме­щений, выставочных ансамблей, зон отдыха, детских игровых пло­щадок и т. п.

В композициях иногда возмож­но сочетание несколько металлов, различных по цвету, что создает осо­бое впечатление. С использованием металла или в ряде случаев пол­ностью из металла изготавливают различного вида конструкции — ос­новы для модульных, уличных и ин­формационных стендов, флагшто­ки, малые формы и т. п. Из металла выполняются узловые, несущие конструкции, раскрывающие ос­новную идею выставки, значитель­ные части оформления территорий.

Художественная обработка по­зволяет сделать металл незамени­мой частью при восприятии компо­зиции. В оформительской практике наибольшее распространение полу­чила техника чеканки. Использует­ся также гальванопластика, тис­нение, травление, давление, худо­жественная ковка, пайка, сварка. Для изменения цвета, свойств ме­талла, а также в целях создания из него художественных произведений применяется его химическая и тер­мическая обработка.

Чеканкавыполняется с помо­щью специальных инструментов — чеканов, которые представляют со­бой стальные стержни с разными по форме и размерам боями, нижними концами чеканов, оставляющими при ударе о металл различные по конфигурации и объему вмятины. Постепенное перемещение чекана по металлу и регулярные удары по нему позволяют достичь появления необ­ходимых вмятин, что создает объемный рисунок или орнамент. Таким образом постепенно «лепится» выра­зительная объемная форма из метал­ла. Чеканка исключительно красиво смотрится в оформлении, придавая ей монументальный вид.

Для чеканки в оформительской практике применяются медь, ее сплавы, листовой алюминий, реже мягкая отожженная сталь, а для выполнения линейных форм ис­пользуются листовая кровельная сталь, кровельное железо.

В технике чеканки могут быть выполнены объемные композиции, линейно-графические, рельефные решения, отдельные выставочные вещи.

Тиснение, или металлопластика, также является методом худо­жественной обработки металла, но в оформительском искусстве исполь­зуется реже, чем чеканка. В основе тиснения лежит принцип частичной деформации металла при работе спе­циальными инструментами. Рабо­чие части инструментов обрабатыва­ются, полируются, так как с их по­мощью металл не режется, а только деформируется. В тиснении исполь­зуется ручное воздействие на повер­хность тонкого металла, фольги, листовой меди, алюминия.

Эти виды обработ­ки металла могут применяться так­же при выполнении шрифтовых композиций, служить элементами заставок, вводных и уличных стен­дов. Особо значимые тексты могут быть представлены в виде художе­ственной композиции в технике че­канки и украшены тиснением за счет выполнения фактуры по фону.

В ряде случаев металлы нужно обязательно подвергать химической декоративной обработке. Это позво­ляет получить различные цвета и оттенки поверхностей металлов, уб­рать блеск, усилить зрительное впе­чатление от фактуры. Кроме того, в результате декоративной обработки можно достичь эффекта смягчения или усиления объема, форм метал­лических поверхностей, конструк­ций, выполненных на их основе.

Медь и латунь обрабатываются азотной кислотой, которая наносит­ся тампоном, в результате эти метал­лы приобретают оливково-зеленые оттенки, даже коричневые, серые и черные цвета. Эта техника связана с опасностью получения ожогов, по­этому должна проводиться в специ­ально оборудованном помещении, снабженном вытяжным шкафом.

Композиции из алюминия могут быть обработаны огнем горелки. После того как вся поверхность лис­та металла покроется копотью, сле­дует продолжить обработку. Только после остывания копоть стирают тампоном, смоченным в керосине. Это позволяет достичь более мягких переходов частей рельефов, сделать объемы более заметными.

Металлы можно покрывать мас­ляными и нитроэмалевыми краска­ми, что является более дешевым и безопасным способом изменения их цвета. Согласно технологии предва­рительно металл необходимо изба­вить от ржавчины или старых сло­ев краски, зачистить наждачной бу­магой.

Природный цвет металла сам по себе создает приятное впечатление, поэтому его часто не нужно декора­тивно обрабатывать, красить: если согласно эскизу он сочетается с дру­гими цветами, то это создает особый колорит, выразительное, запомина­ющееся цветовое решение.

В оформительском деле широко применяются трубы различных раз­меров и диаметров, которые крепят­ся или гнутся согласно эскизу. В большинстве случаев с помощью стальных или дюралевых труб вы­полняются конструкции стендов, ножки витрин, столов, декоратив­ные заставки. Крепеж осуществляет­ся путем механического соединения на болтах или сварки. Дюралюминие­вые трубы соединяются только меха­ническими креплениями.

В оформлении используются металлические прутья, уголки, швеллеры.

Металлические трубы позволя­ют выполнять переносное оформле­ние, так как они обладают прочнос­тью и легкостью.

Технологии художественной об­работки металлов позволяют при­дать материалу новый, оригиналь­ный вид. Однако это всегда связано с определенными трудностями. Эски­зы для оформления с применением металла должны быть проработаны, так как изменения позже внести практически очень сложно. Худож­ник-оформитель должен чувство­вать, понимать металл как художе­ственный материал, предвидеть эф­фекты, которые возникают при его применении.

Фанера

Фанера получила широкое рас­пространение в оформлении благода­ря прочности, долговременности в использовании, удобству при созда­нии различных конструкций. Фане­ра может покрываться различными красками — гуашью, темперой, мас­лом, акрилом и др. Но делать это сле­дует по нанесенному слою грунтов­ки, иначе будет просвечивать тексту­ра дерева, что нежелательно.

Для получения гладкой поверх­ности фанера первоначально шпак­люется, затем ее следует хорошо зашкурить и только после этого по­крыть слоем краски.

Для объемного оформления чаще применяется клееная фанера, состоящая из нескольких слоев, наи­более прочная. У такой фанеры вер­хний слой имеет гладкую поверх­ность, ее не красят, а покрывают ла­ком, иногда используют морилку для подцветки, затем лакируют.

Фанера не выдерживает сырос­ти, поэтому она пригодна только для оформления внутренних сухих помещений. В оформительском деле применяют фанеру различной толщины. Тонкую фанеру набива­ют на основу для придания ей не­обходимой прочности, а толстую — используют без обрешетки. Из тол­стой фанеры выполняется объемное оформление, она может быть рас­пилена на модули для многократ­ного применения в различном по своим задачам оформлении, в том числе при создании стендов и вит­рин, отдельных экспонатов, пред­метов, тематических выставок.

В ряде случаев фанеру крепят к металлическим рейкам, а не только к деревянным.

Из фанеры может быть выполне­но все оформление целиком или от­дельные его части в виде небольших объемов: буквы, цифры, некоторые стенды.

Фанеру, которую уже один раз использовали при создании экспози­ции, необходимо аккуратно сложить и хранить в сухом месте. К ней необ­ходимо относиться как к материалу, который часто выполняет подсоб­ную роль, может применяться мно­гократно для различных целей.

Дерево

Деревоприменяется в оформле­нии в виде строганных реек, брусков, досок для изготовления конструк­ции стендов, перегородок, витрин, планшетов, подрамников, стел­лажей, полок, подставок. Перед по­краской дерево достаточно часто дополнительно строгается, зачища­ется. Дерево обрабатывается, тща­тельно грунтуется, окрашивается.

Применяются преимуществен­но хвойные породы — ель, сосна, из лиственных — береза, липа. В оформлении часто используется естественный цвет дерева, его отте­нок, текстура там, где для этого име­ется возможность.

Рейки, бруски, доски могут со­ставлять внешнюю или внутреннюю часть оформления, быть закрыты полностью, частично или вынесены налицо, создавая декоративные эле­менты.

Деревянные конструкции, рей­ки хорошо сохраняются в сухом помещении, поэтому оформление, созданное с их использованием, обычно предназначено для стацио­нарных стендов. Деревянные по­верхности предохраняют от меха­нических повреждений, делают их более защищенными от влаги, по­крывая прозрачным лаком или по­лировкой, краской. Для придания более темного цвета дерево можно поджигать, при этом возникают глубокие оттенки, особые цветовые эффекты, затем его покрывают лаком.

Технология обработки дерева сводится к тому, что его сначала зачищают, циклюют, зашкуривают, после этого лакируют или поли­руют.

При окраске деревянной повер­хности первоначально ее надо под­готовить. Сначала масляная краска наносится жидким слоем, это стано­вится грунтовкой. Затем поверх­ность шпаклюется: удаляются уг­лубления, трещины, щербины. Сле­дующая операция состоит в том, что дерево шлифуют наждачной бума­гой, ровняя поверхность. Масляной краской покрывают, как правило, дважды по просохшему нижнему слою.

Крепятся деревянные детали оформления с помощью столярного или других клеев, а также металли­ческих креплений: шурупов, болтов.

Для использования в оформи­тельском искусстве дерево также может художественно обрабаты­ваться. Основными видами такой обработки являются: резьба, тони­рование, обжиг, инкрустация. Воз­можно также одновременное сочета­ние нескольких технологий.

При художественной обработке дерева учитываются физические свойства этого материала. Цель обра­ботки заключается в том, чтобы наи­лучшим образом показать природ­ную красоту дерева, его выражен­ную структуру и фактуру, типичный для каждой породы дерева цвет.

Разные породы деревьев имеют различные свойства, их древесина может быть мягкой или твердой. По мягкому дереву ведется резьба, твер­дые породы обрабатываются иначе.

Каждое дерево содержит природный рисунок, неповторимый по очерта­ниям, цветности, толщине годовых колец. Поэтому при обработке следу­ет это подчеркнуть, сделать художе­ственно исполненную вещь. Слабо­структурные породы подвергаются тонированию, по ним ведется резьба. Обжиг проводится по деревянным поверхностям, имеющим красивую, крупную, мощную структуру, тогда это выглядит эффектно.

Художественная резьбаприда­ет оформлению красивый, запоми­нающийся, неповторимый вид. Деревянной резьбой украшаются стенды, щиты, двери. Деревянная скульптура используется при орга­низации зон отдыха, детских игро­вых площадок, интерьеров зданий. Из дерева часто выполняются малые архитектурные формы.

Для резьбы применяют отдель­ные виды пород деревьев (березу, липу, иву, ольху), которые имеют относительно слабые годовые слои, что не изменяет природную светлую окраску обрабатываемой поверхно­сти. Древесина этих пород легко ок­рашивается в разные оттенки.

Для выполнения резьбы необхо­димо применять только хорошо про­сушенную здоровую древесину.

Инструменты, применяющиеся в обработке дерева, — это пилы, то­порики, стамески с лезвиями раз­личной формы и длины, ножи, рашпили, рифлевки, деревянные молотки.

Замысел художника реализует­ся по мере обработки древесины, появления ее изобразительных свойств. Применяются инструменты в соответствии с последовательнос­тью выполнения техники резьбы. При работе, начиная от разметки и кончая проработкой и обработкой поверхностей, соблюдается осто­рожность, предусмотрительность в движениях художника. Неверно срезанный слой древесины восста­новить невозможно.

Тонирование древесиныпрово­дится спиртовыми и масляными ла­ками, а также красками, которые разводятся водой (морилками). Де­рево можно покрыть олифой, что придаст ему золотистый нежный оттенок.

Краски, которые выбираются для тонирования, должны иметь схожесть с цветом древесины. Для этих целей используются умбра, охра (светлые и темные оттенки). Проводится обработка изделия вос­ковым скипидаром. На одну часть воска следует взять три части ски­пидара. В конце работы изделие по­лируется до блеска.

Два вида обработки древеси­ны — резьба и тонирование — могут сочетаться, что позволяет достичь особой выразительности. В том слу­чае, если древесина покрыта тони­рующей краской, резьба приобрета­ет другой внешний вид, более контрастный и выпуклый. Тони­рующий слой по тону должен отли­чаться от природного цвета древеси­ны. Рисунок для будущей резьбы на­носится поверх тонирующего слоя краски. После этого приступают к резьбе по контуру рисунка, при этом прорезается красочный слой и дре­весина. Инструментами для этого вида резьбы могут стать остро зато­ченные скальпели или резцы для ли­ногравюры. Готовая резьба красиво смотрится в более темном окру­жении.

В том случае, если тонирующий древесину слой прозрачный (аква­рель, тушь), резьба выглядит более выигрышно.

Тонирование древесины крас­ками позволяет достичь эффекта в самой краске через подтеки, по­вторные перекрывания одного кра­сочного слоя другим. Эти цветовые эффекты подчеркивают резьбу, энергичность, с которой ведется ра­бота инструментами, плавность и прерывность линий. На выполнен­ной в такой манере резьбе задержи­вается взгляд зрителя, что позво­ляет акцентировать внимание на декоре.

Обжиг древесинывсегда дает сильный цветовой контраст с при­родным цветом дерева. Это привле­кательно для глаз, используется в оформительском искусстве при со­здании интерьерного пространства. Простота такого способа обработки позволяет обжигать достаточно большие по размеру рейки, доски. Ведется обжиг паяльной лампой до момента, когда изменяется цвет де­рева, оно начинает слегка обугли­ваться, темнеть. После этого дерево должно остыть, далее оно обрабаты­вается наждачной бумагой, покры­вается бесцветным лаком. Обжиг позволяет выявить структуру древе­сины, подчеркнуть ее красоту.

Инкрустация древесины — это последовательный подбор кусочков тонкой фанеры, различных по цве­ту и фактуре. В текстуре дерева ху­дожник видит мотивы, которые по­зволяют выполнять геометрический орнамент, композиции с изображе­ниями природы.

Для инкрустации используются различные природные материалы — солома, мех, кожа, камни и пр. По­этому в декоративно-прикладном искусстве она может применяться как элемент декора, зрительного акцента, в общей композиции рас­полагаться в центре.

14.4. Древесностружечные плиты (ДСП), древесноволокнистые пли­ты (ДВП)

— наиболее распростра­ненный материал в оформительских работах. Эти плиты достаточно проч­ны, поэтому используются в планше­тах и щитах без обрешетки, что облегчает работу. ДСП изготавлива­ются прессованием деревянной стружки со смолой. ДВП — плотные и гладкие — бывают неокрашенны­ми, а также покрытыми краской с од­ной стороны. Применяются в оформ­лении также и столярные плиты, ко­торые долговечны и прочны.

Древесностружечные плиты выпускаются промышленностью сразу же готовыми к использова­нию. Плиты бывают с шерохова­той поверхностью, нешлифован­ные. Обладающие красивой, факту­рой древесностружечные плиты не окрашиваются и не перекрываются другими материалами. Внешняя по­верхность древесностружечных плит не должна подвергаться силь­ным механическим повреждениям, а от влаги ее надо защитить прозрач­ным нитролаком. Эти плиты без осо­бых усилий распиливаются, а края распилов заделываются тонкой де­ревянной рейкой в толщину плиты.

Древесностружечные плиты грунтуются, чтобы они не короби­лись от влаги, выдерживали боль­шие перепады температуры. Основа в виде ДСП используется для разме­щения панно, для изготовления вы­ставочных и информационных стен­дов, стеллажей.

Холст

Холстприменяется в оформле­нии для обтяжки подрамников, стендов. Виды холстов разнообраз­ны: от мелкозернистых, с тонким переплетением нитей, до крупно­зернистых, с фактурной, выпуклой поверхностью. Лучшими считают­ся льняные и пеньковые холсты, они бывают густого и редкого, пря­мого и саржевого плетения.

Оформительские работы долж­ны проводиться только по натянуто­му или наклеенному холсту. Холст грунтуется, проклеивается для придания ему необходимой проч­ности.

Холст прекрасно смотрится на стендах. К нему с помощью булавок могут прикрепляться информаци­онные материалы, требующие по­стоянного обновления и дополне­ния. Холст лучше размещать по­дальше от прямых солнечных лучей, так как он быстро теряет цвет, иногда отдельными участка­ми, от чего портится. С холстом не­обходимо обращаться осторожно, его нельзя сминать, он не выносит сырости, коробится.

По загрунтованному холсту удобно работать, при этом он служит довольно долго, имеет красивый вид. Сочетание различных по цвету холстов может быть применено при создании стендов на модульной основе, что обеспечит ритмичное че­редование цветов, заменит тониро­вание.

Холст хорошо смотрится в офор­млении интерьера, необходим при создании витрин с имитацией пред­метов быта старины, а также изде­лий народных промыслов, откры­тых экспозиций из живых растений, цветов, злаков, сухостоев. Холст прекрасно «работает» в сочетании с керамикой, художественным стек­лом и ковкой, берестой, изделиями из соломы, прутьев.

Ткани

Ткани(кумач, бязь, тюль, сук­но, шелк и др.) применяются в праз­дничном, уличном, политическом, информационном оформлении для выполнения лозунгов, изготовле­ния флагов, драпировок, стягов, транспарантов, рекламы. Ткани по­зволяют создавать сугубо декора­тивные моменты благодаря эффек­ту сочетания драпировок различно­го вида. Определенным образом уложенные складки создают необ­ходимые ритмы, позволяют краси­во оформить окна, двери, сцену, сто­лы, помещения в це­лом. Они должны сочетаться с интерьерным пространством, отве­чать задачам создания настроения, положительных зрительских эмо­ций и т. п.

Ткани используются в оформле­нии без грунтования, они подбира­ются по фактуре, размеру, цвету, рисунку или однотонные. Шрифто­вые композиции выполняют по тка­ням клеевыми красками, а также красками с добавлением небольшо­го количества клея ПВА, гуашью, маслом, красками с аэрозольным распылением, акриловыми.

На плотной ткани — бязи — пи­шут способом сухой кисти. В этом случае краску растворяют скипида­ром или растворителем № 1, затем берут небольшое количество краски, понемногу растирая ее по негрунто­ванной материи. В работе могут при­меняться шаблоны и трафареты.

Независимо от свойств ткани ее первоначально натягивают на под­рамник необходимого размера, пос­ле этого решается вопрос об оформи­тельском жанре: панно, плакат, за­ставка и пр. Натягивать ткань нужно, начиная с середины каждой стороны подрамника, а потом посте­пенно и симметрично переходить к краям, что обеспечит равномерность натяжения. Этот способ распростра­няется на натягивание и грунтован­ного, и негрунтованного холста.

В том случае, если транспарант или плакат такого большого разме­ра, что невозможно выполнить под­рамник, то ткань тщательно рас­правляется, растягивается на полу без перекосов, заломов, морщин и слегка крепится гвоздями. Затем выполняется надпись или рисунок. При этом нужно иметь опыт работы по горизонтально расположенной плоскости, а также уметь увеличить в соответствии с разметкой (сеткой) изображение по заранее разработан­ному эскизу.

Тканями могут быть задрапиро­ваны большие плоскости, которые составляют часть оформления. При выполнении драпировки использу­ется способность ткани создавать провисшие, объемные или мелкие складки. Для этих целей цвет тканей и их пластические свойства должны найти необходимое образное соеди­нение, чтобы драпировки имели не­повторимую художественную нагруз­ку, что позволит выявить фактуру ткани, определить меру ее вхождения в оформление интерьера.

В оформлении драпировка тка­ней может сочетаться с выполнением по ее поверхности текстильной апп­ликации, когда кусочки этой же или других тканей наклеиваются или пришиваются поверх драпировки. Может проводиться частичная ок­раска тканей, а также роспись по ним в технике холодного и горячего батика.

Ткани могут также сочетаться в оформлении с резьбой по дереву, на­тягиваться на рамы, оригинально развешиваться на металлических стойках и стендах.

Картон

Картон бывает разных видов — твердый, рыхлый, ломкий, изготов­ленный из древесины, он просто не­заменим в оформительском деле. По негрунтованному картону может вестись работа клеевыми красками, гуашью, темперой, маслом. Для придания прочности необходимо его предварительно слегка проклеить. Рыхлый по фактуре картон следует загрунтовать. После этого по нему хорошо работать гуашью, масляны­ми красками.

Из картона делают шаблоны и трафареты, папки для хранения ху­дожественных работ, эскизов, пас­парту для художественных работ, фрагменты полуобъемных и объем­ных элементов выставочного обору­дования, текстов, заголовков.

Оргалит

Оргалит представляет собой очень плотные листы строительно­го картона, служит заменителем фанеры, применяется в живопис­ных и графических работах, офор­мительском искусстве. Работают сразу по двум сторонам его поверх­ности — гладкой и шероховатой, в зависимости от художественных задач.

При выполнении оформления оргалит представляется как удобный, экономичный материал. Он может, как и картон, окраши­ваться в любой цвет, по нему рабо­тают любым видом красок. Оргалит плохо переносит воду, поэтому час­то его покрывают олифой, а также размещают в сухом помещении, тог­да он служит удивительно долго и не изменяет своих качеств.

Листы оргалита прибивают к подрамникам, из него вырезают не­обходимые элементы лобзиком, он хорошо распиливается пилой. Орга­лит сочетается с картоном, деревом, тканями. Из него могут быть выпол­нены стенды, витрины, экспозици­онное оборудование, планшеты. Оргалит можно использовать много­кратно, если он хорошо сохранился, перекрашивать, к нему удобно кре­пить экспонаты на винтах, болтах, проволоке через сквозные отвер­стия. Этот материал может приме­няться при выполнении панно, выс­тавочных стендов, сложных про­странственных конструкций для надписей и рекламы на выставке, а также при создании экспозиции ма­лых форм, выполнении макетов.

Большие листы оргалита могут быть сшиты между собой для создания по­верхности большого размера, что ча­сто требуется в оформлении вестибю­лей, актовых залов, театральных сцен, создании декораций. Кроме того, оргалит может служить осно­вой для размещения отдельных объектов, витрин. Из него, как и из картона, могут быть выполнены шрифтовые работы, он может быть окрашен в нужный цвет, смонтиро­ван на разной поверхности — дереве, металле, фанере.

На оргалит прекрасно приклеи­ваются фотографии, что облегчает создание фотоколлажей, апплика­ций из различных художественных материалов. Это делает оргалит не­заменимым и распространенным в оформительском деле материалом.

Пенопласт

Пенопласт прочно вошел в офор­мительское дело благодаря своим уникальным свойствам — легкости, прочности, податливости и простоте в обработке, светоносной поверхнос­ти, способности окрашиваться.

Пенопласт широко применяется в упаковках. Пластические свойства этого материала позволяют созда­вать самые разнообразные вещи, не­обходимые в оформительском деле и специфически выглядящие. Из пе­нопласта выполняются различные шрифтовые работы, расписные пан­но, заставки, которые размещаются в центре выставочного ансамбля, эк­спозиции стендов, в начале или в конце тематической выставки.

Техники обработки пенопласта разнообразны и эффектны: разрезание горячей проволокой, резьба, роспись, сочетание резьбы с после­дующей ее росписью, тиснение, тонирование.

При выполнении различных шрифтовых работ из пенопласта ис­пользуют станок с разогретой до высокой температуры вольфрамо­вой проволокой.

При ручной резьбе может при­меняться только очень острый нож, скальпель с достаточно гибким лез­вием. Тупой нож или инструмент крошит пенопласт, ломает его по­верхность.

Техника контурного рельефно­го рисункасостоит в том, что на осно­ву, которой может служить дерево, картон, оргалит, бумага, плотная ткань, аккуратно наносится предва­рительный линейный рисунок, обо­значающий контуры будущей резь­бы. Поверх этого рисунка наклеива­ются тонкие полоски пенопласта, а затем ведется резьба. Рельеф резьбы может быть достаточно глубоким, отчего возникает ощущение легкос­ти, изящества. Резьба может быть выполнена практически до основы и иметь ажурный вид. Отдельные фрагменты данной резьбы впослед­ствии могут соединяться и создавать как отдельные, так и целые компози­ции, бордюры, рамы и пр., которые необходимы в оформительском деле для акцентирования внимания на конкретном изображении или ин­формации.

Техника резьбы по пенопластупохожа на резьбу по дереву, поэто­му ведется этими же инструментами, а также хорошо заточенными ножами различной длины и с разной шириной лезвия.

При резьбе по пенопласту необ­ходимо учитывать его пластические свойства, особенно приводящие к то­му, что пенопласт без особых усилий и давления на него способен частич­но или полностью крошиться. Пено­пласт — легкий материал, поддаю­щийся любым механическим воздей­ствиям, поэтому при работе с ним каждое движение должно быть разме­ренным и точным.

При выполнении мелких форм из пенопласта работа становится опасной, можно пораниться ножа­ми. В связи с этим необходимо прибе­гать к обобщению формы, находить лаконичные и выразительные реше­ния. Изготовление больших форм намного легче и проще, но здесь тре­буется безукоризненное чувство пе­реходов и зрительного сочетания.

Пенопласт не скалывается, как другие материалы, например дерево или камень. Именно поэтому рельеф получается достаточно плоскостной, с неявно различаемыми простран­ственными планами, отчего и воз­никает типичное для пенопласта различие в трактовке отдельных плоскостей, их ритмическом чередо­вании. Плавность перехода одной формы в другую достигается за счет сглаживания форм после выполне­ния резьбы. Операция завершается детальной обработкой плоскостей наждачной бумагой.

Кроме того, пенопласт, облада­ющий повсеместно внутри своего объема пористой поверхностью, лег­ко распиливается и разрезается. Это качество позволяет выполнять раз­личные объемные и полуобъемные элементы. Если того требует эскиз, то объем из пенопласта может быть набран из частей, которые хорошо и прочно склеиваются. Таким образом из небольших кусков пенопласта можно создать большие объемы. Это расширяет художественный поиск, позволяет достигать выразительно­сти в оформительском решении.

Роспись по пенопластувыпол­няется для того, чтобы получить де­коративные элементы оформления, ее можно вести темперой, гуашью с добавлением клея ПВА, другими красками. Для закрепления красоч­ного слоя прибегают к последующе­му покрытию лаками — это прида­ет новый глянцевый вид поверх­ности.

Аппликация из пенопластаявляется одной из самых вырази­тельных комбинаций в применении этого материала. Техника ее заклю­чается в том, что различные куски пенопласта наклеиваются на фон. Как сами куски, так и фон могут быть цветными, различной конфи­гурации и объема. Аппликации мо­гут объединяться в отдельные пан­но, применяться для оформления витрин, составлять пространствен­ные композиции, а также использо­ваться для создания макетов, копий изделий. В такие композиции мож­но органично и художественно точ­но включить другие конструкцион­ные материалы. Это имеет место при выполнении больших макетов, со­здании проектов малых форм, про­странственных эскизов театраль­ных сцен, витрин и др.

Тиснение пенопласта, а также тиснение с последующей покрас­койпредставляет собой оригиналь­ный способ обработки, где художе­ственный вымысел, творческое решение поддерживают неповтори­мость художественного результата. Этот способ помогает за счет выпол­ненной фактуры привлечь внимание зрителя к стендам, витринам, от­дельной части выставочной компо­зиции, подчеркнуть в целом специ­фику оформительского решения целого ансамбля, серии информаци­онных стендов, интерьеров.

* Тиснение пенопласта ведет­ся легкими молотками различной величины, а также любыми инстру­ментами, кусками обработанной древесины, оставляющими краси­вые вмятины. При тиснении в пено­пласте не должно образовываться никаких необоснованных провалов объемов, слишком больших углуб­лений или дыр. При необходимости тиснение проводится в несколько проходов поверх тисненого слоя с заменой одних инструментов други­ми. Это способствует образованию такой тисненой поверхности, кото­рая передает индивидуальную твор­ческую манеру художника-оформи­теля.

* Тиснение с последующей по­краской пенопласта является бо­лее продолжительной операцией его художественной обработки, дающей разнообразие цветовых реше­ний. Пенопласт покрывают красоч­ными слоями темперы, гуаши, мас­ляных красок. Выбор цвета и коло­рита согласовывается с эскизом. Каждый красочный слой должен быть хорошо просушен, чтобы в последующем он не разрушался, не крошился.

Бумага

Бумагаявляется самым распро­страненным оформительским мате­риалом. Можно использовать такие ее виды: рисовальную, чертежную (типа полуватмана), оберточную, обойную, цветную. Могут быть при­менены также печатные материа­лы, фотоматериалы, вырезки из буклетов и рекламных изданий, ко­торые дополняют арсенал вырази­тельных средств, предоставляемых бумагой.

Плотная бумага необходима для написания плакатов, объявле­ний. При выполнении шрифтовых композиций на бумаге могут быть наложены два (или более) слоя крас­ки, что делает вид привлекательнее. Бумага предварительно наклеивает­ся на планшет, затем ведется офор­мление стенда (в противном случае бумага может покоробиться).

Для оформления больших по размерам стендов может быть ис­пользована рулонная бумага или склеиваются отдельные листы. Со­четание различных по фактуре сор­тов бумаги в фоне может дать кра­сивые и неожиданные цветовые эф­фекты.

Бумагопластика, как техника исполнения, нашла свое широкое применение в оформительском ис­кусстве. Декоративные возможнос­ти бумаги поистине огромны. Она поддается складыванию, сворачиванию, скручиванию, разрезанию, переламыванию по нанесенному с обратной стороны легкому надрезу, склеиванию.

Обработка бумаги проста и дос­тупна каждому художнику-оформи­телю. При создании композиций мо­жет применяться бумага различных сортов, окраски, плотности, при этом создаются цветовые и простран­ственные контрасты. В качестве де­коративных элементов могут также включаться поделки из бумаги, вы­полненные в технике оригами (ис­кусство складывания бумажных иг­рушек).

Аппликация, рельефный рису­нок, папье-машеявляются способа­ми художественной обработки бума­ги. Техника аппликациинезамени­ма в шрифтовой работе, применяет­ся для наклеивания на основу заго­ловков, шрифтовых композиций, текстов. Буквы из бумаги могут из­готавливаться самостоятельно, од­нако чаще используются готовые, выпущенные промышленностью гарнитуры шрифтов.

Аппликация из букв может быть плоской и объемной. Техника изготовления объемных букв явля­ется делом трудоемким, сложным, кропотливым. Для этого выполня­ется развертка каждой буквы. Сна­чала выклеивается одна буква, по­том она наклеивается на твердую окрашенную основу. Из-за того, что бумага боится влаги, изменения температурного режима, такие ком­позиции можно размещать только в интерьерном пространстве.

На практике можно сочетать буквы, выполненные из бумаги, с буквами из пенопласта, если это за­ложено в эскизе. Техника апплика­ции позволяет избегать даже не­большого количества ошибок в шрифтовой работе, всегда обеспечи­вает ее чистое ведение.

Техника рельефного рисункараспространена в текстовых элемен­тах оформления. Изобразительный смысл этой техники заключается в том, что бумага приклеивается к ос­нове ребром, это создает рельефные падающие и собственные тени. Ис­пользуется как белая, так и цветная бумага. Бумага может быть не толь­ко плотной, однотонной, но и разно­цветной и многослойной. В этой тех­нике красиво смотрятся работы с применением картона, имеющего многослойную и объемную структу­ру, и упаковочной бумаги. Полоски бумаги могут быть разной высоты, что создает колебание, различие в уровнях, это красиво смотрится в шрифтовых композициях и декора­тивных работах. Порой бывает дос­таточно одной плотной белой бума­ги, чтобы создать оригинальный шрифт.

Папье-машеявляется наиболее сложным по технике исполнения способом художественной обработ­ки бумаги. Оно применяется для того, чтобы делать объемные вещи, копии и имитации. В технике папье-маше могут выполняться сложные по структуре объемные орнаменты, рельефы, профили, предметы раз­личной фактуры, которые впослед­ствии раскрашиваются, а также по­вторяющиеся объемные элементы оформления (например, символы, эмблемы, знаки, гербы).

Стекло

В оформлении применя­ют прозрачное, цветное стекло с разными свойствами прозрачности, объемнос­ти, прочности и пр. Стекло является частью оформления, вставляется в качестве декоративных элементов в двери при создании имитации цвет­ных витражей. Прозрачное стекло можно покрывать масляной крас­кой, вести по нему аппликативные работы, использовать при создании подсвечивания витрин. На поверх­ности стекла можно работать как ху­дожественными масляными краска­ми, так и нитроэмалевыми. Для это­го поверхность стекла необходимо промыть с мылом, просушить, нане­сти рисунок надписи с обратной сто­роны. Можно положить стекло на рисунок и писать по нему кистью. В этом случае шрифтовая надпись или специальный рисунок будут выглядеть с обратной стороны стек­ла особенно аккуратно.

У стекла окрашивается обрат­ная сторона для того, чтобы не на­нести механических повреждений красочному слою. Стекло, как пра­вило, вставляется в деревянные или металлические рамки. Оно применяется в оформлении тогд

Наши рекомендации