Художественно-оформительские материалы
При разработке и создании художественного оформления объектов, большое внимание уделяется отбору материалов, их гигиеническим качествам и изобразительным свойствам. В общем оформлении, так же как и в тематических выставках, могут сочетаться различные формы и жанры изобразительного искусства: монументальное, декоративное, прикладное.
В оформлении важна образно-художественная передача образовательных идей, создающих эмоциональную обстановку. Для возникновения ощущения новизны экспозиции или выставки, оригинальности ее подачи необходимо научиться выбирать нужные материалы, а также способы их художественной обработки.
Экспозиция может представлять собой сочетание долговременных форм, например оформление стен музея, игровой комнаты, вестибюля, и оперативных форм, к которым относятся объявления, наглядная агитация, материалы по правилам безопасности, информация по дополнительному образованию учащихся, культурным связям и др. Этим определяется арсенал применяемых материалов. Могут быть использованы как дорогостоящие материалы — дерево, стекло, так и легкие и дешевые — картон, бумага, пенопласт, ткани.
Металлы
Металлы прочно вошли в практику выполнения конструкций для оформительских работ. Физические свойства металла, такие, как прочность, долговременность, монументальность, повышенная декоративность, непрозрачность, способствуют распространению этого материала при оформлении интерьеров и экстерьеров зданий, помещений, выставочных ансамблей, зон отдыха, детских игровых площадок и т. п.
В композициях иногда возможно сочетание несколько металлов, различных по цвету, что создает особое впечатление. С использованием металла или в ряде случаев полностью из металла изготавливают различного вида конструкции — основы для модульных, уличных и информационных стендов, флагштоки, малые формы и т. п. Из металла выполняются узловые, несущие конструкции, раскрывающие основную идею выставки, значительные части оформления территорий.
Художественная обработка позволяет сделать металл незаменимой частью при восприятии композиции. В оформительской практике наибольшее распространение получила техника чеканки. Используется также гальванопластика, тиснение, травление, давление, художественная ковка, пайка, сварка. Для изменения цвета, свойств металла, а также в целях создания из него художественных произведений применяется его химическая и термическая обработка.
Чеканкавыполняется с помощью специальных инструментов — чеканов, которые представляют собой стальные стержни с разными по форме и размерам боями, нижними концами чеканов, оставляющими при ударе о металл различные по конфигурации и объему вмятины. Постепенное перемещение чекана по металлу и регулярные удары по нему позволяют достичь появления необходимых вмятин, что создает объемный рисунок или орнамент. Таким образом постепенно «лепится» выразительная объемная форма из металла. Чеканка исключительно красиво смотрится в оформлении, придавая ей монументальный вид.
Для чеканки в оформительской практике применяются медь, ее сплавы, листовой алюминий, реже мягкая отожженная сталь, а для выполнения линейных форм используются листовая кровельная сталь, кровельное железо.
В технике чеканки могут быть выполнены объемные композиции, линейно-графические, рельефные решения, отдельные выставочные вещи.
Тиснение, или металлопластика, также является методом художественной обработки металла, но в оформительском искусстве используется реже, чем чеканка. В основе тиснения лежит принцип частичной деформации металла при работе специальными инструментами. Рабочие части инструментов обрабатываются, полируются, так как с их помощью металл не режется, а только деформируется. В тиснении используется ручное воздействие на поверхность тонкого металла, фольги, листовой меди, алюминия.
Эти виды обработки металла могут применяться также при выполнении шрифтовых композиций, служить элементами заставок, вводных и уличных стендов. Особо значимые тексты могут быть представлены в виде художественной композиции в технике чеканки и украшены тиснением за счет выполнения фактуры по фону.
В ряде случаев металлы нужно обязательно подвергать химической декоративной обработке. Это позволяет получить различные цвета и оттенки поверхностей металлов, убрать блеск, усилить зрительное впечатление от фактуры. Кроме того, в результате декоративной обработки можно достичь эффекта смягчения или усиления объема, форм металлических поверхностей, конструкций, выполненных на их основе.
Медь и латунь обрабатываются азотной кислотой, которая наносится тампоном, в результате эти металлы приобретают оливково-зеленые оттенки, даже коричневые, серые и черные цвета. Эта техника связана с опасностью получения ожогов, поэтому должна проводиться в специально оборудованном помещении, снабженном вытяжным шкафом.
Композиции из алюминия могут быть обработаны огнем горелки. После того как вся поверхность листа металла покроется копотью, следует продолжить обработку. Только после остывания копоть стирают тампоном, смоченным в керосине. Это позволяет достичь более мягких переходов частей рельефов, сделать объемы более заметными.
Металлы можно покрывать масляными и нитроэмалевыми красками, что является более дешевым и безопасным способом изменения их цвета. Согласно технологии предварительно металл необходимо избавить от ржавчины или старых слоев краски, зачистить наждачной бумагой.
Природный цвет металла сам по себе создает приятное впечатление, поэтому его часто не нужно декоративно обрабатывать, красить: если согласно эскизу он сочетается с другими цветами, то это создает особый колорит, выразительное, запоминающееся цветовое решение.
В оформительском деле широко применяются трубы различных размеров и диаметров, которые крепятся или гнутся согласно эскизу. В большинстве случаев с помощью стальных или дюралевых труб выполняются конструкции стендов, ножки витрин, столов, декоративные заставки. Крепеж осуществляется путем механического соединения на болтах или сварки. Дюралюминиевые трубы соединяются только механическими креплениями.
В оформлении используются металлические прутья, уголки, швеллеры.
Металлические трубы позволяют выполнять переносное оформление, так как они обладают прочностью и легкостью.
Технологии художественной обработки металлов позволяют придать материалу новый, оригинальный вид. Однако это всегда связано с определенными трудностями. Эскизы для оформления с применением металла должны быть проработаны, так как изменения позже внести практически очень сложно. Художник-оформитель должен чувствовать, понимать металл как художественный материал, предвидеть эффекты, которые возникают при его применении.
Фанера
Фанера получила широкое распространение в оформлении благодаря прочности, долговременности в использовании, удобству при создании различных конструкций. Фанера может покрываться различными красками — гуашью, темперой, маслом, акрилом и др. Но делать это следует по нанесенному слою грунтовки, иначе будет просвечивать текстура дерева, что нежелательно.
Для получения гладкой поверхности фанера первоначально шпаклюется, затем ее следует хорошо зашкурить и только после этого покрыть слоем краски.
Для объемного оформления чаще применяется клееная фанера, состоящая из нескольких слоев, наиболее прочная. У такой фанеры верхний слой имеет гладкую поверхность, ее не красят, а покрывают лаком, иногда используют морилку для подцветки, затем лакируют.
Фанера не выдерживает сырости, поэтому она пригодна только для оформления внутренних сухих помещений. В оформительском деле применяют фанеру различной толщины. Тонкую фанеру набивают на основу для придания ей необходимой прочности, а толстую — используют без обрешетки. Из толстой фанеры выполняется объемное оформление, она может быть распилена на модули для многократного применения в различном по своим задачам оформлении, в том числе при создании стендов и витрин, отдельных экспонатов, предметов, тематических выставок.
В ряде случаев фанеру крепят к металлическим рейкам, а не только к деревянным.
Из фанеры может быть выполнено все оформление целиком или отдельные его части в виде небольших объемов: буквы, цифры, некоторые стенды.
Фанеру, которую уже один раз использовали при создании экспозиции, необходимо аккуратно сложить и хранить в сухом месте. К ней необходимо относиться как к материалу, который часто выполняет подсобную роль, может применяться многократно для различных целей.
Дерево
Деревоприменяется в оформлении в виде строганных реек, брусков, досок для изготовления конструкции стендов, перегородок, витрин, планшетов, подрамников, стеллажей, полок, подставок. Перед покраской дерево достаточно часто дополнительно строгается, зачищается. Дерево обрабатывается, тщательно грунтуется, окрашивается.
Применяются преимущественно хвойные породы — ель, сосна, из лиственных — береза, липа. В оформлении часто используется естественный цвет дерева, его оттенок, текстура там, где для этого имеется возможность.
Рейки, бруски, доски могут составлять внешнюю или внутреннюю часть оформления, быть закрыты полностью, частично или вынесены налицо, создавая декоративные элементы.
Деревянные конструкции, рейки хорошо сохраняются в сухом помещении, поэтому оформление, созданное с их использованием, обычно предназначено для стационарных стендов. Деревянные поверхности предохраняют от механических повреждений, делают их более защищенными от влаги, покрывая прозрачным лаком или полировкой, краской. Для придания более темного цвета дерево можно поджигать, при этом возникают глубокие оттенки, особые цветовые эффекты, затем его покрывают лаком.
Технология обработки дерева сводится к тому, что его сначала зачищают, циклюют, зашкуривают, после этого лакируют или полируют.
При окраске деревянной поверхности первоначально ее надо подготовить. Сначала масляная краска наносится жидким слоем, это становится грунтовкой. Затем поверхность шпаклюется: удаляются углубления, трещины, щербины. Следующая операция состоит в том, что дерево шлифуют наждачной бумагой, ровняя поверхность. Масляной краской покрывают, как правило, дважды по просохшему нижнему слою.
Крепятся деревянные детали оформления с помощью столярного или других клеев, а также металлических креплений: шурупов, болтов.
Для использования в оформительском искусстве дерево также может художественно обрабатываться. Основными видами такой обработки являются: резьба, тонирование, обжиг, инкрустация. Возможно также одновременное сочетание нескольких технологий.
При художественной обработке дерева учитываются физические свойства этого материала. Цель обработки заключается в том, чтобы наилучшим образом показать природную красоту дерева, его выраженную структуру и фактуру, типичный для каждой породы дерева цвет.
Разные породы деревьев имеют различные свойства, их древесина может быть мягкой или твердой. По мягкому дереву ведется резьба, твердые породы обрабатываются иначе.
Каждое дерево содержит природный рисунок, неповторимый по очертаниям, цветности, толщине годовых колец. Поэтому при обработке следует это подчеркнуть, сделать художественно исполненную вещь. Слабоструктурные породы подвергаются тонированию, по ним ведется резьба. Обжиг проводится по деревянным поверхностям, имеющим красивую, крупную, мощную структуру, тогда это выглядит эффектно.
Художественная резьбапридает оформлению красивый, запоминающийся, неповторимый вид. Деревянной резьбой украшаются стенды, щиты, двери. Деревянная скульптура используется при организации зон отдыха, детских игровых площадок, интерьеров зданий. Из дерева часто выполняются малые архитектурные формы.
Для резьбы применяют отдельные виды пород деревьев (березу, липу, иву, ольху), которые имеют относительно слабые годовые слои, что не изменяет природную светлую окраску обрабатываемой поверхности. Древесина этих пород легко окрашивается в разные оттенки.
Для выполнения резьбы необходимо применять только хорошо просушенную здоровую древесину.
Инструменты, применяющиеся в обработке дерева, — это пилы, топорики, стамески с лезвиями различной формы и длины, ножи, рашпили, рифлевки, деревянные молотки.
Замысел художника реализуется по мере обработки древесины, появления ее изобразительных свойств. Применяются инструменты в соответствии с последовательностью выполнения техники резьбы. При работе, начиная от разметки и кончая проработкой и обработкой поверхностей, соблюдается осторожность, предусмотрительность в движениях художника. Неверно срезанный слой древесины восстановить невозможно.
Тонирование древесиныпроводится спиртовыми и масляными лаками, а также красками, которые разводятся водой (морилками). Дерево можно покрыть олифой, что придаст ему золотистый нежный оттенок.
Краски, которые выбираются для тонирования, должны иметь схожесть с цветом древесины. Для этих целей используются умбра, охра (светлые и темные оттенки). Проводится обработка изделия восковым скипидаром. На одну часть воска следует взять три части скипидара. В конце работы изделие полируется до блеска.
Два вида обработки древесины — резьба и тонирование — могут сочетаться, что позволяет достичь особой выразительности. В том случае, если древесина покрыта тонирующей краской, резьба приобретает другой внешний вид, более контрастный и выпуклый. Тонирующий слой по тону должен отличаться от природного цвета древесины. Рисунок для будущей резьбы наносится поверх тонирующего слоя краски. После этого приступают к резьбе по контуру рисунка, при этом прорезается красочный слой и древесина. Инструментами для этого вида резьбы могут стать остро заточенные скальпели или резцы для линогравюры. Готовая резьба красиво смотрится в более темном окружении.
В том случае, если тонирующий древесину слой прозрачный (акварель, тушь), резьба выглядит более выигрышно.
Тонирование древесины красками позволяет достичь эффекта в самой краске через подтеки, повторные перекрывания одного красочного слоя другим. Эти цветовые эффекты подчеркивают резьбу, энергичность, с которой ведется работа инструментами, плавность и прерывность линий. На выполненной в такой манере резьбе задерживается взгляд зрителя, что позволяет акцентировать внимание на декоре.
Обжиг древесинывсегда дает сильный цветовой контраст с природным цветом дерева. Это привлекательно для глаз, используется в оформительском искусстве при создании интерьерного пространства. Простота такого способа обработки позволяет обжигать достаточно большие по размеру рейки, доски. Ведется обжиг паяльной лампой до момента, когда изменяется цвет дерева, оно начинает слегка обугливаться, темнеть. После этого дерево должно остыть, далее оно обрабатывается наждачной бумагой, покрывается бесцветным лаком. Обжиг позволяет выявить структуру древесины, подчеркнуть ее красоту.
Инкрустация древесины — это последовательный подбор кусочков тонкой фанеры, различных по цвету и фактуре. В текстуре дерева художник видит мотивы, которые позволяют выполнять геометрический орнамент, композиции с изображениями природы.
Для инкрустации используются различные природные материалы — солома, мех, кожа, камни и пр. Поэтому в декоративно-прикладном искусстве она может применяться как элемент декора, зрительного акцента, в общей композиции располагаться в центре.
14.4. Древесностружечные плиты (ДСП), древесноволокнистые плиты (ДВП)
— наиболее распространенный материал в оформительских работах. Эти плиты достаточно прочны, поэтому используются в планшетах и щитах без обрешетки, что облегчает работу. ДСП изготавливаются прессованием деревянной стружки со смолой. ДВП — плотные и гладкие — бывают неокрашенными, а также покрытыми краской с одной стороны. Применяются в оформлении также и столярные плиты, которые долговечны и прочны.
Древесностружечные плиты выпускаются промышленностью сразу же готовыми к использованию. Плиты бывают с шероховатой поверхностью, нешлифованные. Обладающие красивой, фактурой древесностружечные плиты не окрашиваются и не перекрываются другими материалами. Внешняя поверхность древесностружечных плит не должна подвергаться сильным механическим повреждениям, а от влаги ее надо защитить прозрачным нитролаком. Эти плиты без особых усилий распиливаются, а края распилов заделываются тонкой деревянной рейкой в толщину плиты.
Древесностружечные плиты грунтуются, чтобы они не коробились от влаги, выдерживали большие перепады температуры. Основа в виде ДСП используется для размещения панно, для изготовления выставочных и информационных стендов, стеллажей.
Холст
Холстприменяется в оформлении для обтяжки подрамников, стендов. Виды холстов разнообразны: от мелкозернистых, с тонким переплетением нитей, до крупнозернистых, с фактурной, выпуклой поверхностью. Лучшими считаются льняные и пеньковые холсты, они бывают густого и редкого, прямого и саржевого плетения.
Оформительские работы должны проводиться только по натянутому или наклеенному холсту. Холст грунтуется, проклеивается для придания ему необходимой прочности.
Холст прекрасно смотрится на стендах. К нему с помощью булавок могут прикрепляться информационные материалы, требующие постоянного обновления и дополнения. Холст лучше размещать подальше от прямых солнечных лучей, так как он быстро теряет цвет, иногда отдельными участками, от чего портится. С холстом необходимо обращаться осторожно, его нельзя сминать, он не выносит сырости, коробится.
По загрунтованному холсту удобно работать, при этом он служит довольно долго, имеет красивый вид. Сочетание различных по цвету холстов может быть применено при создании стендов на модульной основе, что обеспечит ритмичное чередование цветов, заменит тонирование.
Холст хорошо смотрится в оформлении интерьера, необходим при создании витрин с имитацией предметов быта старины, а также изделий народных промыслов, открытых экспозиций из живых растений, цветов, злаков, сухостоев. Холст прекрасно «работает» в сочетании с керамикой, художественным стеклом и ковкой, берестой, изделиями из соломы, прутьев.
Ткани
Ткани(кумач, бязь, тюль, сукно, шелк и др.) применяются в праздничном, уличном, политическом, информационном оформлении для выполнения лозунгов, изготовления флагов, драпировок, стягов, транспарантов, рекламы. Ткани позволяют создавать сугубо декоративные моменты благодаря эффекту сочетания драпировок различного вида. Определенным образом уложенные складки создают необходимые ритмы, позволяют красиво оформить окна, двери, сцену, столы, помещения в целом. Они должны сочетаться с интерьерным пространством, отвечать задачам создания настроения, положительных зрительских эмоций и т. п.
Ткани используются в оформлении без грунтования, они подбираются по фактуре, размеру, цвету, рисунку или однотонные. Шрифтовые композиции выполняют по тканям клеевыми красками, а также красками с добавлением небольшого количества клея ПВА, гуашью, маслом, красками с аэрозольным распылением, акриловыми.
На плотной ткани — бязи — пишут способом сухой кисти. В этом случае краску растворяют скипидаром или растворителем № 1, затем берут небольшое количество краски, понемногу растирая ее по негрунтованной материи. В работе могут применяться шаблоны и трафареты.
Независимо от свойств ткани ее первоначально натягивают на подрамник необходимого размера, после этого решается вопрос об оформительском жанре: панно, плакат, заставка и пр. Натягивать ткань нужно, начиная с середины каждой стороны подрамника, а потом постепенно и симметрично переходить к краям, что обеспечит равномерность натяжения. Этот способ распространяется на натягивание и грунтованного, и негрунтованного холста.
В том случае, если транспарант или плакат такого большого размера, что невозможно выполнить подрамник, то ткань тщательно расправляется, растягивается на полу без перекосов, заломов, морщин и слегка крепится гвоздями. Затем выполняется надпись или рисунок. При этом нужно иметь опыт работы по горизонтально расположенной плоскости, а также уметь увеличить в соответствии с разметкой (сеткой) изображение по заранее разработанному эскизу.
Тканями могут быть задрапированы большие плоскости, которые составляют часть оформления. При выполнении драпировки используется способность ткани создавать провисшие, объемные или мелкие складки. Для этих целей цвет тканей и их пластические свойства должны найти необходимое образное соединение, чтобы драпировки имели неповторимую художественную нагрузку, что позволит выявить фактуру ткани, определить меру ее вхождения в оформление интерьера.
В оформлении драпировка тканей может сочетаться с выполнением по ее поверхности текстильной аппликации, когда кусочки этой же или других тканей наклеиваются или пришиваются поверх драпировки. Может проводиться частичная окраска тканей, а также роспись по ним в технике холодного и горячего батика.
Ткани могут также сочетаться в оформлении с резьбой по дереву, натягиваться на рамы, оригинально развешиваться на металлических стойках и стендах.
Картон
Картон бывает разных видов — твердый, рыхлый, ломкий, изготовленный из древесины, он просто незаменим в оформительском деле. По негрунтованному картону может вестись работа клеевыми красками, гуашью, темперой, маслом. Для придания прочности необходимо его предварительно слегка проклеить. Рыхлый по фактуре картон следует загрунтовать. После этого по нему хорошо работать гуашью, масляными красками.
Из картона делают шаблоны и трафареты, папки для хранения художественных работ, эскизов, паспарту для художественных работ, фрагменты полуобъемных и объемных элементов выставочного оборудования, текстов, заголовков.
Оргалит
Оргалит представляет собой очень плотные листы строительного картона, служит заменителем фанеры, применяется в живописных и графических работах, оформительском искусстве. Работают сразу по двум сторонам его поверхности — гладкой и шероховатой, в зависимости от художественных задач.
При выполнении оформления оргалит представляется как удобный, экономичный материал. Он может, как и картон, окрашиваться в любой цвет, по нему работают любым видом красок. Оргалит плохо переносит воду, поэтому часто его покрывают олифой, а также размещают в сухом помещении, тогда он служит удивительно долго и не изменяет своих качеств.
Листы оргалита прибивают к подрамникам, из него вырезают необходимые элементы лобзиком, он хорошо распиливается пилой. Оргалит сочетается с картоном, деревом, тканями. Из него могут быть выполнены стенды, витрины, экспозиционное оборудование, планшеты. Оргалит можно использовать многократно, если он хорошо сохранился, перекрашивать, к нему удобно крепить экспонаты на винтах, болтах, проволоке через сквозные отверстия. Этот материал может применяться при выполнении панно, выставочных стендов, сложных пространственных конструкций для надписей и рекламы на выставке, а также при создании экспозиции малых форм, выполнении макетов.
Большие листы оргалита могут быть сшиты между собой для создания поверхности большого размера, что часто требуется в оформлении вестибюлей, актовых залов, театральных сцен, создании декораций. Кроме того, оргалит может служить основой для размещения отдельных объектов, витрин. Из него, как и из картона, могут быть выполнены шрифтовые работы, он может быть окрашен в нужный цвет, смонтирован на разной поверхности — дереве, металле, фанере.
На оргалит прекрасно приклеиваются фотографии, что облегчает создание фотоколлажей, аппликаций из различных художественных материалов. Это делает оргалит незаменимым и распространенным в оформительском деле материалом.
Пенопласт
Пенопласт прочно вошел в оформительское дело благодаря своим уникальным свойствам — легкости, прочности, податливости и простоте в обработке, светоносной поверхности, способности окрашиваться.
Пенопласт широко применяется в упаковках. Пластические свойства этого материала позволяют создавать самые разнообразные вещи, необходимые в оформительском деле и специфически выглядящие. Из пенопласта выполняются различные шрифтовые работы, расписные панно, заставки, которые размещаются в центре выставочного ансамбля, экспозиции стендов, в начале или в конце тематической выставки.
Техники обработки пенопласта разнообразны и эффектны: разрезание горячей проволокой, резьба, роспись, сочетание резьбы с последующей ее росписью, тиснение, тонирование.
При выполнении различных шрифтовых работ из пенопласта используют станок с разогретой до высокой температуры вольфрамовой проволокой.
При ручной резьбе может применяться только очень острый нож, скальпель с достаточно гибким лезвием. Тупой нож или инструмент крошит пенопласт, ломает его поверхность.
Техника контурного рельефного рисункасостоит в том, что на основу, которой может служить дерево, картон, оргалит, бумага, плотная ткань, аккуратно наносится предварительный линейный рисунок, обозначающий контуры будущей резьбы. Поверх этого рисунка наклеиваются тонкие полоски пенопласта, а затем ведется резьба. Рельеф резьбы может быть достаточно глубоким, отчего возникает ощущение легкости, изящества. Резьба может быть выполнена практически до основы и иметь ажурный вид. Отдельные фрагменты данной резьбы впоследствии могут соединяться и создавать как отдельные, так и целые композиции, бордюры, рамы и пр., которые необходимы в оформительском деле для акцентирования внимания на конкретном изображении или информации.
Техника резьбы по пенопластупохожа на резьбу по дереву, поэтому ведется этими же инструментами, а также хорошо заточенными ножами различной длины и с разной шириной лезвия.
При резьбе по пенопласту необходимо учитывать его пластические свойства, особенно приводящие к тому, что пенопласт без особых усилий и давления на него способен частично или полностью крошиться. Пенопласт — легкий материал, поддающийся любым механическим воздействиям, поэтому при работе с ним каждое движение должно быть размеренным и точным.
При выполнении мелких форм из пенопласта работа становится опасной, можно пораниться ножами. В связи с этим необходимо прибегать к обобщению формы, находить лаконичные и выразительные решения. Изготовление больших форм намного легче и проще, но здесь требуется безукоризненное чувство переходов и зрительного сочетания.
Пенопласт не скалывается, как другие материалы, например дерево или камень. Именно поэтому рельеф получается достаточно плоскостной, с неявно различаемыми пространственными планами, отчего и возникает типичное для пенопласта различие в трактовке отдельных плоскостей, их ритмическом чередовании. Плавность перехода одной формы в другую достигается за счет сглаживания форм после выполнения резьбы. Операция завершается детальной обработкой плоскостей наждачной бумагой.
Кроме того, пенопласт, обладающий повсеместно внутри своего объема пористой поверхностью, легко распиливается и разрезается. Это качество позволяет выполнять различные объемные и полуобъемные элементы. Если того требует эскиз, то объем из пенопласта может быть набран из частей, которые хорошо и прочно склеиваются. Таким образом из небольших кусков пенопласта можно создать большие объемы. Это расширяет художественный поиск, позволяет достигать выразительности в оформительском решении.
Роспись по пенопластувыполняется для того, чтобы получить декоративные элементы оформления, ее можно вести темперой, гуашью с добавлением клея ПВА, другими красками. Для закрепления красочного слоя прибегают к последующему покрытию лаками — это придает новый глянцевый вид поверхности.
Аппликация из пенопластаявляется одной из самых выразительных комбинаций в применении этого материала. Техника ее заключается в том, что различные куски пенопласта наклеиваются на фон. Как сами куски, так и фон могут быть цветными, различной конфигурации и объема. Аппликации могут объединяться в отдельные панно, применяться для оформления витрин, составлять пространственные композиции, а также использоваться для создания макетов, копий изделий. В такие композиции можно органично и художественно точно включить другие конструкционные материалы. Это имеет место при выполнении больших макетов, создании проектов малых форм, пространственных эскизов театральных сцен, витрин и др.
Тиснение пенопласта, а также тиснение с последующей покраскойпредставляет собой оригинальный способ обработки, где художественный вымысел, творческое решение поддерживают неповторимость художественного результата. Этот способ помогает за счет выполненной фактуры привлечь внимание зрителя к стендам, витринам, отдельной части выставочной композиции, подчеркнуть в целом специфику оформительского решения целого ансамбля, серии информационных стендов, интерьеров.
* Тиснение пенопласта ведется легкими молотками различной величины, а также любыми инструментами, кусками обработанной древесины, оставляющими красивые вмятины. При тиснении в пенопласте не должно образовываться никаких необоснованных провалов объемов, слишком больших углублений или дыр. При необходимости тиснение проводится в несколько проходов поверх тисненого слоя с заменой одних инструментов другими. Это способствует образованию такой тисненой поверхности, которая передает индивидуальную творческую манеру художника-оформителя.
* Тиснение с последующей покраской пенопласта является более продолжительной операцией его художественной обработки, дающей разнообразие цветовых решений. Пенопласт покрывают красочными слоями темперы, гуаши, масляных красок. Выбор цвета и колорита согласовывается с эскизом. Каждый красочный слой должен быть хорошо просушен, чтобы в последующем он не разрушался, не крошился.
Бумага
Бумагаявляется самым распространенным оформительским материалом. Можно использовать такие ее виды: рисовальную, чертежную (типа полуватмана), оберточную, обойную, цветную. Могут быть применены также печатные материалы, фотоматериалы, вырезки из буклетов и рекламных изданий, которые дополняют арсенал выразительных средств, предоставляемых бумагой.
Плотная бумага необходима для написания плакатов, объявлений. При выполнении шрифтовых композиций на бумаге могут быть наложены два (или более) слоя краски, что делает вид привлекательнее. Бумага предварительно наклеивается на планшет, затем ведется оформление стенда (в противном случае бумага может покоробиться).
Для оформления больших по размерам стендов может быть использована рулонная бумага или склеиваются отдельные листы. Сочетание различных по фактуре сортов бумаги в фоне может дать красивые и неожиданные цветовые эффекты.
Бумагопластика, как техника исполнения, нашла свое широкое применение в оформительском искусстве. Декоративные возможности бумаги поистине огромны. Она поддается складыванию, сворачиванию, скручиванию, разрезанию, переламыванию по нанесенному с обратной стороны легкому надрезу, склеиванию.
Обработка бумаги проста и доступна каждому художнику-оформителю. При создании композиций может применяться бумага различных сортов, окраски, плотности, при этом создаются цветовые и пространственные контрасты. В качестве декоративных элементов могут также включаться поделки из бумаги, выполненные в технике оригами (искусство складывания бумажных игрушек).
Аппликация, рельефный рисунок, папье-машеявляются способами художественной обработки бумаги. Техника аппликациинезаменима в шрифтовой работе, применяется для наклеивания на основу заголовков, шрифтовых композиций, текстов. Буквы из бумаги могут изготавливаться самостоятельно, однако чаще используются готовые, выпущенные промышленностью гарнитуры шрифтов.
Аппликация из букв может быть плоской и объемной. Техника изготовления объемных букв является делом трудоемким, сложным, кропотливым. Для этого выполняется развертка каждой буквы. Сначала выклеивается одна буква, потом она наклеивается на твердую окрашенную основу. Из-за того, что бумага боится влаги, изменения температурного режима, такие композиции можно размещать только в интерьерном пространстве.
На практике можно сочетать буквы, выполненные из бумаги, с буквами из пенопласта, если это заложено в эскизе. Техника аппликации позволяет избегать даже небольшого количества ошибок в шрифтовой работе, всегда обеспечивает ее чистое ведение.
Техника рельефного рисункараспространена в текстовых элементах оформления. Изобразительный смысл этой техники заключается в том, что бумага приклеивается к основе ребром, это создает рельефные падающие и собственные тени. Используется как белая, так и цветная бумага. Бумага может быть не только плотной, однотонной, но и разноцветной и многослойной. В этой технике красиво смотрятся работы с применением картона, имеющего многослойную и объемную структуру, и упаковочной бумаги. Полоски бумаги могут быть разной высоты, что создает колебание, различие в уровнях, это красиво смотрится в шрифтовых композициях и декоративных работах. Порой бывает достаточно одной плотной белой бумаги, чтобы создать оригинальный шрифт.
Папье-машеявляется наиболее сложным по технике исполнения способом художественной обработки бумаги. Оно применяется для того, чтобы делать объемные вещи, копии и имитации. В технике папье-маше могут выполняться сложные по структуре объемные орнаменты, рельефы, профили, предметы различной фактуры, которые впоследствии раскрашиваются, а также повторяющиеся объемные элементы оформления (например, символы, эмблемы, знаки, гербы).
Стекло
В оформлении применяют прозрачное, цветное стекло с разными свойствами прозрачности, объемности, прочности и пр. Стекло является частью оформления, вставляется в качестве декоративных элементов в двери при создании имитации цветных витражей. Прозрачное стекло можно покрывать масляной краской, вести по нему аппликативные работы, использовать при создании подсвечивания витрин. На поверхности стекла можно работать как художественными масляными красками, так и нитроэмалевыми. Для этого поверхность стекла необходимо промыть с мылом, просушить, нанести рисунок надписи с обратной стороны. Можно положить стекло на рисунок и писать по нему кистью. В этом случае шрифтовая надпись или специальный рисунок будут выглядеть с обратной стороны стекла особенно аккуратно.
У стекла окрашивается обратная сторона для того, чтобы не нанести механических повреждений красочному слою. Стекло, как правило, вставляется в деревянные или металлические рамки. Оно применяется в оформлении тогд