Лекция 2. Специфика и виды современной дизайнерской деятельности
План лекции
2. Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера........................................... 13
2.1 Удобство и комфорт в дизайне..................................................................................................... 13
2.2 Дизайн и маркетинг....................................................................................................................... 14
2.3 Комплексная организация предметной среды............................................................................ 14
2.4 Функциональность и рациональность форм............................................................................... 15
2.5 Мобильность и вариабельность форм.......................................................................................... 15
2.6 Дизайн и мода................................................................................................................................. 16
2.7 Современные материалы и технологии....................................................................................... 16
3. Виды современной дизайнерской деятельности...................................................................... 16
3.1 Индустриальный дизайн................................................................................................................ 17
3.1.1 Орудия труда и механизмы............................................................................................ 17
3.1.2 Предметы быта................................................................................................................ 17
3.1.3 Мебель.............................................................................................................................. 18
3.1.4 Детская игрушка.............................................................................................................. 18
3.2 Дизайн архитектурной среды........................................................................................................ 18
3.2.1 Дизайн интерьеров.......................................................................................................... 18
3.2.2 Дизайн внешней архитектурной среды, ландшафтный
дизайн....................................................................................................................................... 19
3.3 Дизайн одежды и аксессуары........................................................................................................ 19
3.4 Графический дизайн....................................................................................................................... 20
3.5 Компьютерный дизайн.................................................................................................................. 21
3.6 Визаж............................................................................................................................................... 21
3.7 Арт-дизайн...................................................................................................................................... 22
3.8 Фитодизайн..................................................................................................................................... 22
Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера
Удобство и комфорт в дизайне
Дизайн очень тесно связан с такими понятиями, как удобство и комфорт. Возникший в условиях индустриального производства серийно выпускаемых, и поэтому недорогих изделий, дизайн с момента своего возникновения был ориентирован главным образом на эстетические и утилитарные запросы массового покупателя со средним достатком. То, что изначально являлось недостатком массового индустриального производства - многократное повторение внешней формы выпускаемого изделия - должно было превратиться с помощью дизайна в его достоинство. То, что себе не мог позволить ремесленник, изготавливающий единичные предметы быта, стало содержанием профессии дизайнера - детальный поиск формы изделия, оптимальной с позиции машинного производства, эстетических вкусов и его эксплуатации. Совместив в себе два таких важных качества, как дешевизна изделия и детальная продуманность его формы, индустриальное формообразование смогло конкурировать с кустарным производством. Ошибка в дизайне, продублированная тысячными тиражами, становилась непростительно дорогой. Поэтому выпуск той или иной модели в современном промышленном производстве требует особой ответственности. И дизайн вооружился специальными знаниями, научными и проектными методами.
Ведущей среди них по праву считается эргономика -специальная наука, изучающая психофизиологические и функциональные особенности человека, дающая необходимые параметры для создания комфортной среды обитания человека. В дизайне не может быть мелочей, если это касается человека.
Так, в современном автомобиле все, начиная от расположения приборов на панели управления, формы руля и педалей, кресел пассажиров и кончая дверной ручкой или пепельницей, является объектом специального изучения, опытов и многократных проверок в процессе работы дизайнера. Каждый из этих элементов должен быть не только сам по себе эстетичен и удобен в эксплуатации, все вместе они должны составлять единое целое - художественный образ автомобиля, а зачастую через этот образ и имидж производящей его фирмы. Последнее составляет особую задачу - создание фирменного стиля компании, объединяющего в один яркий запоминающийся образ все, что связано с фирмой, начиная от ее традиционных атрибутов - фирменного знака, шрифтового логотипа, интерьеров и одежды служащих и заканчивая внешним видом выпускаемой продукции.
Дизайн и маркетинг
Вместе с эргономическим проектированием составной частью современной работы дизайнера является анализ потребительских качеств изделий и маркетинг - основанная на комплексном анализе рынка система управления производственно-сбытовой деятельностью и воздействия на нее с целью получения прибыли.
Работа дизайнера не заканчивается проектом формы будущего изделия. Броский вид изделия - еще далеко не все. Хорошие дизайнеры нередко считают себя подлинными представителями потребителей в фирме-производительнице. Отдел сбыта, рассуждают они, стремится побольше продать, а производственный отдел - снизить себестоимость. Только дизайнеры ставят себя на мест покупателей и думают о том, понятно ли назначение товара, удобно ли им пользоваться, какой требуется за ним уход .
Долгое время в технической эстетике все основывалось на интуиции и здравом смысле, однако по мере усложнения изделий и роста требовательности покупателей процесс все более формализовался. Во многих дизайнерских отделах сегодня работают специалисты по «человеческим факторам» - промышленные психологи, пристально изучающие взаимоотношения между товаром и потребителем. Так, крупнейшая компания «Майкрософт корпорейшн» прежде чем приступить к выпуску новой модели компьютерной «мыши», провела обширные исследования с привлечением инженеров, психологов, дизайнеров. Были созданы десятки моделей с вариантами размера, формы, настройки и конфигурации клавишей. Психологи испытывали модели с привлечением контрольных групп покупателей, после чего передавали свои рекомендации дизайнерам. В результате компания за полгода продала больше продукции чем за несколько предшествовавших лет.
Процесс дизайнерского проектирования начинается с эскизов вариантов будущего изделия. Затем они сравниваются и отбираются наиболее удачные, которые проходят дальнейший сравнительный анализ уже на моделях и опытных образцах. В процессе исследования образцов, анализа потребительского спроса вносятся корректировки. Исследования продолжаются и после выпуска первой партии изделий, после чего проводится модернизация промышленных образцов. Такой глубокий анализ на разных стадиях проектирования, тесная связь с маркетингом, отличают дизайн от других видов проектно-художественной деятельности.