Виды современной дизайнерской деятельности

С первых же шагов становления дизайна как профес­сии он претендовал на самый широкий спектр объектов проектирования. "От софы до среды города", - очерчивали круг своей профессиональной деятельности дизайнеры в начале ХХ столетия, "от иголки до самолета" - заявляли они в 60-х гг.

Сегодня вообще трудно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельности, в которой не трудился бы дизайнер. Возникнув в профессиональной среде архитекторов и художников, дизайн в процессе раз­вития не только превратился в самостоятельный вид проектно-художественной деятельности, но и сам стал активно влиять на художественное и архитектурное формообразо­вание, все более и более расширяя свои профессиональные сферы. Для нас сегодня уже стали привычными не так давно появившиеся понятия, как дизайн одежды и прически, гра­фический и ландшафтный дизайн, фото- и фитодизайн. Число дизайнерских направлений и специализаций про­должает расти.[6]

Изначально классификационным признаком, по кото­рому проводилось деление дизайнерской деятельности, были материалы, с которыми работал дизайнер. Каждый из этих материалов имел свою специфику, требовал особых знаний в области конструирования и технологии производ­ства. В первых школах дизайна 20-х гг. - Баухаузе, ВХУТЕМАСе деление студентов велось по следующим направ­лениям: столярное дело, гончарное ремесло, металлообра­ботка, ткачество, графика (полиграфия). Позднее этот перечень специализаций был расширен: появились "Эма­ли", "Дизайн одежды", "Интерьеры", и совсем недавно - "Дизайн архитектурной среды", а также основанными на современных компьютерных технологиях web-дизайн, те­левизионный дизайн и пр.

Эти специализации составляют основные направления деятельности современного дизай­нера. По этим направлениям создаются творческие и про­фессиональные союзы дизайнеров и определяют номина­ции выставок и конкурсов дизайнеров. Кроме индустриаль­ного дизайна, это дизайн архитектурной среды, дизайн одеж­ды и аксессуары, текстиль, графический дизайн, арт-дизайн. Как отдельная номинация рассматривается дизайн-теория и дизайн-образование. В кратком курсе Томаса Хауффе "Дизайн" популярного немецкого издательства "Дюмонт" перечисляется около 30 видов дизайнерской деятель­ности, включая автомобильный, компьютерный, предмет­ный, имиджевый, дизайн коммуникаций, аппаратуры, про­дуктов питания, фильма, дизайн звука, альтернативный и даже антидизайн.

Индустриальный дизайн

Индустриальный дизайн представляет основную груп­пу в сфере приложения труда дизайнера, отсюда берет на­чало дизайн как "промышленное искусство".

Орудия труда и механизмы

Первостепенное место в деятельности индустриаль­ного дизайнера занимают орудия труда и механизмы. Сюда же можно отнести продукцию станко- и машино­строения, средства транспорта и оружие, т.е. все то, что относится к изделиям так называемой категории "А".

Она является определяющей в экономическом развитии страны в целом, поэтому здесь сосредотачиваются основные науч­ные исследования, экспериментальные разработки, внедре­ние самых новейших материалов и технологий. Все это на­кладывает особую ответственность на работу дизайнера. Ему приходится здесь создавать принципиально новые изделия в соответствии с постоянно меняющимися требо­ваниями производства. Экономичность их решений, удоб­ство и безопасность эксплуатации таких изделий, привле­кательный внешний вид - вот далеко не полный круг воп­росов, на которые дизайнер также должен дать ответ.

Предметы быта

Самую распространенную на сегодня область дизайнерской деятельности составляют предметы быта - так называемые товары массового потребления. Среди них по­суда, бытовые приборы, ауди- и видеоаппаратура, электро­агрегаты и механизмы, мебель и другие окружающие нас в повседневности вещи. Изменчивость моды, а вместе с ней и конъюнктура рынка, постоянный рост требований к уров­ню комфорта обусловливают непрерывную работу дизай­нера над формой таких изделий, ее постоянную модифика­цию и адаптацию к меняющимся условиям.

Мебель

Излюбленным объектом творчества дизайнеров явля­ется мебель. Лишь немногие из мастеров дизайна устояли перед соблазном создать свой собственный стул или крес­ло. Мебель является своеобразной квинтэссенцией (основой) дизай­на, где в полной мере проявляется целый комплекс вопро­сов эргономики, конструктивных решений, технологии про­изводства, взаимосвязи материалов и формы, влияния со­временной моды. По формам мебели можно изучать исте­рию дизайна от модернового "венского стула" М.Тонета XIX века до современного минимализма в мебели Марио Ботты и Стефана Веверки.

Сегодня большое внимание дизайнеры уделяют производству мебели и оборудования для инвалидов, пожилых людей и людей с нарушенным опорно-двигательным аппа­ратом. В арсенале дизайна накоплено немало идей и изоб­ретений, которые призваны облегчить жизнь таким людям, вернуть их в процесс нормальной жизнедеятельности. Это специальная мебель и оборудование для интерьеров жилых и лечебных помещений, автомобили, коляски и другие сред­ства передвижения и многое другое. В этом проявляется один из постулатов дизайна, как деятельности, связанной с заботой о человеке, созданием вещей и организации пред­метной среды для человека.

Детская игрушка

Наряду с мебелью особой популярностью в творче­стве дизайнера пользуется детская игрушка. Сегодня она одна из самых распространенных тем курсового и диплом­ного проектирования во многих школах дизайна. Проекти­рование игрушки, как и мебели, включает широкий комп­лекс дизайнерских задач. Игрушка не должна вызывать нега­тивных эмоций у ребенка, она должна быть удобной и безопасной для ребенка, отвечать строгим гигие­ническим требованиям, быть индустриально изготовлена, быть недорогой и многое другое.

Наши рекомендации