Единство голосов в полифонии
Как бы силен ни был контраст, в полифоническом сочетании мелодий всегда присутствует глубокое внутреннее единство. Полифоническое многоголосие строгого письма всегда выражает один художественный образ, а не одновременное сочетание нескольких образов.
Совместно звучащие голоса образуют ряд созвучий, в котором качество отдельных созвучий и их последований непосредственно влияет на качество полифонической ткани: чем лучше гармоническая сторона полифонии, тем лучше сама полифония и наоборот.
1.Как бы ни были хороши, ярки и контрастны мелодии сами по себе, но если они не могут быть объединены гармонией (гармонически «не подходят друг к другу»), одновременное звучание их неприемлемо.
2.Закономерности так называемой взаимодополняющей (комплементарной) ритмики, которая обуславливает типичный для полифонии непрерывный, несколько текучий характер движения.
Всякая мелодия (если только это не мелодия – фигурация) наряду с участками более оживленного движения в мелких длительностях содержит участки замедленного движения в крупных длительностях. И если несколько таких мелодий объединяются в полифонической ткани, то обычно ритмические замедления одного голоса совпадают во времени с ритмическими ускорениями другого и наоборот. Таким образом, голоса действительно взаимно дополняют друг друга в ритмическом отношении, создавая общий, более или менее выровненный пульс движения. Попеременная поддержка общего ритмического движения каждым голосом полифонической ткани является одним из важных средств создания единства целого и ,одновременно, объединения самих голосов.
3.Несовпадение во времени каденции совместно звучащих мелодий также обусловливает большую слитность целого и образует характерную для полифонии непрерывность, текучесть изложения.
Однако это не исключает общих для всех голосов каденции, которые в полифонической ткани отличаются особенной яркостью и как бы «разрезают» полифоническую ткань. Ввиду этого применение таких каденций, например, в фугах наблюдается не слишком часто.
4.Совпадение во времени окончания одной мелодии с началом другой («наложения концов на начала») способствует скреплению полифонической ткани и является поэтому одним из характерных приемов полифонического изложения.
Гармонические свойства двухголосия
Гармонической основой полифонического двухголосия строгого письма являются консонансы.
Консонансы разделяются на совершенные (прима, квинта, октава, дуодецима и т.п.) и несовершенные (терция, секста, децима и т.д).
Совершенные консонансы
Совершенные консонансы применяются с большими ограничениями:
1.Совершенные консонансы, в особенности прима, если их поместить на тяжелую или относительно тяжелую долю такта; в очень большой мере содействует впечатлению покоя, завершения, каданса. Поэтому совершенные консонансы на тяжелой доле такта используются по преимуществу в начале двухголосного полифонического построения, где развитие мелодий еще только возникает, и в каденциях, где оно заканчивается. В тех местах формы, в которых мелодии интенсивно развиваются, совершенные консонансы помещаются на легких долях.
2.Прямое движение к совершенному консонансу в двухголосии недопустимо
3.Прямое движение к совершенному консонансу от такого же одноименного совершенного консонанса ведет к образованию недопустимых последований параллельных унисонов, октав и квинт:
Разновидностью параллельного движения совершенными консонансами служит также запрещаемое противоположное движение от унисона к октаве (или наоборот) и от квинты к дуодециме (или наоборот)
Несовершенные консонансы
Несовершенные консонансы служат основным материалом для сочетания мелодий и поэтому употребляются почти в любых условиях. Несовершенные консонансы в равной мере содействуют впечатлению как покоя, равновесия, так и движения, развития. Они благозвучно связывают голоса, но вместе с тем не лишают их ясной различимости. Поэтому несовершенные консонансы используются в полифонии особенно широко и многообразно – в начале, в середине, в конце развития мелодий, на тяжелых или легких долях.
Несовершенные консонансы возможны и в прямом, и в параллельном движении голосов.
Однако длительное параллельное движение несовершенными консонансами (напр., более чем две-три терции или сексты подряд) в двухголосии нежелательно: хотя при этом не возникает неприятный эффект параллелизма совершенных консонансов, но точно так же уничтожается контраст в направлении движения голосов, называется одна из основ полифонии. При более или менее длительном параллельном движении в несовершенных консонансах один из голосов оказывается подчиненным другому, представляя собою удвоение последнего в терцию или сексту, и, таким образом, превращается из реального голоса в дублирующий. Невозможность длительного параллельного движения в несовершенных консонансах в сущности есть единственное ограничение, касающееся этой группы интервалов в двухголосии.
Диссонансы
Диссонансы, используемые в строгом письме очень широко, всегда служат средством оттенения консонансов.
Диссонансы (секунды, кварты, септимы, ноны и т.д.), в противоположность консонансам, не связывают голоса в непосредственное гармоническое единство и поэтому в качестве самостоятельных интервалов в полифонии строгого письма не применяются.
Диссонансы употребляются только в зависимости от консонансов, которая проявляется в следующем.
Во-первых, диссонанс ставится лишь между консонансами; перед ним и после него могут быть помещены только консонансы.
Во-вторых, диссонанс образуется из предшествующего консонанса лишь путем косвенного движения, т.е. при условии, что один из голосов стоит на месте.
В-третьих, диссонанс разрешается в далее идущий консонанс путем обязательного хода одного из голосов на секунду (другой голос свободен в своем движении)
Таким образом: к несовершенному консонансу возможны все три вида движения: косвенное, противоположное и прямое; к совершенному – только два: косвенное и противоположное, а к диссонансу – лишь косвенное.
Использование диссонансов на тяжелой (и относительно тяжелой) доле такта существенно отличается от применения их на легкой доле. На тяжелой (и относительно тяжелой) доле диссонанс берется только в виде приготовленного и разрешенного задержания, на легкой доле – лишь в виде проходящих и вспомогательных.
Разрешение задержания делается только вниз. Какие – либо формы неприготовленных задержаний и вспомогательных, взятых скачком, исключаются из полифонии строгого письма.
Задержание
Задержание складывается из трех моментов: приготовления, задержания и разрешения. Приготовление и разрешение всегда консонируют. Диссонирующим (связанным) голосом считается тот, который при переходе от приготовления к задержанию остается на месте и далее идет на секунду вниз, другой голос считается свободным.
В секунде диссонирует только нижний голос (нижний по реальному звучанию). Свободный голос (в секунде это всегда верхний) может двигаться или поступенно, или скачками (обязательно в консонанс), в момент приготовления, так же как и разрешения, или паузировать.
Исключаются следующие образцы задержания:
неприемлемо, т.к. задержание помещено в верхнем голосе;
неприемлемо, т.к. диссонирует приготовление (кварта);
неприемлемо, т.к. диссонирует разрешение (кварта);
неприемлемо, т.к. задержание не приготовлено;
неприемлемо, т.к. задержание не разрешено.
В кварте диссонировать может любой из голосов:
Исключаются следующие образцы:
неприемлемо, т.к. приготовление и разрешение образуют между собой параллельные квинты;
В септиме диссонирует только верхний (по реальному звучанию) голос:
В ноне диссонировать может любой из голосов(аналогично кварте):
Исключаются следующие образцы:
неприемлемо, т.к. приготовление и разрешение образуют между собой параллельные октавы;
не рекомендуется, т.к. ход нижнего голоса слишком мало скрашивает звучание параллельных октав.
Ундецима (кварта + октава) применяется аналогично кварте.
Квартдецима (септима + октава) используется аналогично септиме.
Более широкие интервалы в двухголосии не употребляются.
Все описанные условия использования задержаний можно свести в таблицу, удобную для запоминания.
Примем следующие условные обозначения:
а) каждый интервал будем отмечать цифрой, на единицу меньшей, чем общепринято: прима = 0, секунда = 1, терция = 2, кварта = 3, квинта = 4, и т.д. Это обозначение введено С.И.Танеевым в его труде «Подвижной контрапункт строгого письма».
б) В диссонирующих интервалах (1, 3,6, 8 и т.д.) будем ставить над и под цифрой черты, указывающие на необходимость присутствия задержания (т.е. связанного звука – нижнего или верхнего); в случаях невозможности задержания данную черту будем заключать в скобки : например, в секунде неприемлемо задержание верхнего звука, поэтому черта над цифрой единицы поставлена в скобки и т.д.
Таблица интервалов будет следующей:
В секунде 1 невозможно задержание в верхнем голосе, тогда как в ноне 8 применяются задержания как в нижнем, так и в верхнем голосах; в септиме 6 и в квартдециме (септима + октава) 13 – только в верхнем голосе.
Вспомогательный и проходящий звуки
Вспомогательный и проходящий звуки, подобно задержанию, входят в фигуры, которые складываются из трех моментов – приготовления, диссонирования и разрешения. Как и в задержании, приготовление и разрешение всегда консонируют.
В отличие от задержания, во вспомогательных и проходящих звуках диссонирующим голосом считается тот, который движется при переходе от приготовления к диссонированию. Голос, который при этом стоит на месте, является свободным и может далее ( т.е. при переходе от диссонирования к разрешению) двигаться поступенно, скачками, оставаться на месте или паузировать. Диссонирующий голос движется лишь поступенно и ритмически равномерно.